О жизни, религии и любви

Татьяна Матвеева
"Стыдно мне, что я в Бога верил. Горько мне, что не верю теперь".
С. Есенин

Разве можно не любить осень? Не ту, что с дождями и лужами, а ту, которая дарит туман, дым костра, запах горящих листьев.
И как не восхищаться теплом полутонов и скромной палитрой красок, ретуширующей увядающую природу? Ещё красива, но уже хрупка и уязвима.
Однажды блеклые оттенки возьмут реванш. В последнем порыве нежности жёлтые осколки укроют землю. И ветви, содрогаясь от холода, обратятся с мольбой о лете. Но Творец непреклонен — очерёдность событий предопределена.

Мы живём как живётся, редко задумываясь о главном. Нам кажется, что мы будем существовать вечно. Будем, но… в ином качестве. Человек — это часть материального мира. В мироздании ничто не берётся ниоткуда и не исчезает в никуда.
Принцип сущего сложен и одновременно прост. Словно сумасшедший, мир несётся вперёд. Где начало и где конец? Или это всего лишь иллюзия, и мы движемся по спирали.
Наши мысли летят по кругу. Разум подобен петле Мёбиуса. Мы не можем сойти со старта — мы обречены. Но когда-нибудь этот хитроумный бег закончится. Логический конец неизбежен. Мы уйдём в небытие. Станем землёй, травой, дождём, снегом… Но что же будет с душой, каково её предназначение и конечная цель?
Прежде всего, это зависит от того, с чем мы себя отождествляем и что для нас есть Добро и Зло.

Эйнштейн утверждал: "Бог не создавал зла. Зло — это не вера и не любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или темноты, которая наступает, когда нет света".
Как мы воспринимаем бытие? Отчего строим жизнь так, а не иначе? Почему кто-то уходит в религию, а кто-то придерживается атеизма? Что движет человеком, выбравшим единение с Церковью? Страх, одиночество, желание переложить ответственность на кого-то свыше или потребность в защите? Бесконечные вопросы… Но, как бы то ни было, мы все нуждаемся в моральных ориентирах. Только под словом мораль не всегда подразумеваем одно и то же. Для кого-то мораль находится в духовной сфере, для кого-то это практическая величина из области физических законов — что индивидууму хорошо, то и морально.
У большинства телесные потребности возобладают над духовными. С точки зрения земных законов это правильно. Человек материален, наше тело до последнего атома состоит из физических элементов. А из чего состоит душа? Что это за особый вид энергии? Вряд ли когда человечество сможет разложить энергетическую субстанцию на составляющие.
Даются ли нам заложенные в ней качества извне или мы сами их формируем? И есть ли помимо веры иные пути к совершенству?

В книге "Антихрист" Ницше отрицает христианство, ставя в укор человечеству жалость и предлагая свою теорию идеального мироустройства. Его учение заключается в том, что миром должен править Сверхчеловек. Волевой, умный, жестокий, целеустремлённый.
Приоритет отдаётся таким качествам, как эгоизм, самодостаточность и презрение. Презрение к тем, кто слабее. По мнению Ницше, жалость — это путь к вырождению. Из его умозаключений следует, что человек утратил веру в мораль и похоронил Бога. И что пришло время переосмыслить религиозные догматы и выбрать иной путь развития.
Но, прежде чем отнимать, нужно иметь, что дать. Предложить нечто равноценное вере.
Я не призываю уверовать ни в Бога, ни в Сверхчеловека. Каждый решает сам, каким будет его путь. Истина не в религии, истина в другом.

Однажды мне довелось наблюдать за немолодой супружеской парой.
Я провожала дочь в Москву. За пять минут до отправления прозвучало предупреждение об окончании посадки и просьба отъезжающим занять места в вагонах. Рядом стоял мужчина. На вид ему было слегка за сорок, жене лет тридцать пять. Она уже находилась в тамбуре. На руках женщина держала младенца. Ребёнку не было и года. Совсем кроха. Сын как две капли воды походил на отца. Такой же цвет кожи и азиатский разрез глаз. Глядя на малыша, я впервые поняла значение слова "плод любви". Единственное сравнение, которое пришло на ум: так мог бы выглядеть маленький Будда. Его личико светилось умом и знанием. Я не представляю, как можно описать подобное, но было ощущение, что мальчик пришёл в мир, чтобы нести любовь и мудрость. Это был не ребёнок, а маленькое солнышко.
Неспешный разговор содержал обычный набор фраз. Но не это привлекло внимание.
Верно говорят, глаза — зеркало души. Они обменивались не словами, а чувствами. Взгляд выражал даже не любовь, а нечто большее. Складывалось впечатление, что мужчина и женщина — единое целое.
Я видела разные проявления чувств: слёзы, боль, радость, но такую всепоглощающую нежность — нет.
Помимо мужа, её провожали женщины. Косынки и платья однозначно выдавали в них приверженцев определённой конфессии. Адептов баптистской церкви выделить в толпе несложно. Во-первых, одежда, во-вторых, на лицах отсутствует налёт агрессии и суеты.
Что питало любовь этой пары, и имела ли религия хотя бы опосредованное отношение к их чувствам?

Память сохранила ещё одну картинку. В поликлинике у кабинета стояли двое. Обоим за тридцать. Он гладил округлившийся живот супруги и о чём-то говорил.
Его прикосновения не казались нарочитыми. Возможно, мужчина даже не замечал своих движений. Но сколько же тепла было в голосе, поглаживаниях, мимике… и к женщине, и к ещё не родившемуся малышу.
Обычные люди, обычная семья. Возможно, в таких семьях и рождаются особенные дети  — дети с генетически заложенной любовью.
Мне думается, что подобные пары и есть та гармония, на которой держится мир.

Я человек нерелигиозный, скорее, агностик, но порой так хочется, чтоб Бог существовал. Чтоб у души были приют и уверенность, что мы не распадёмся на элементы, а уйдём туда, где обитает Вселенский Разум.
И что любимые, покинув мир, будут с нами. Вечность — это ведь очень долго, это вечно.
Закон мироздания — Абсолютная Любовь. Любовь ко всему живому.
Задача мироздания — сохранить и приумножить Любовь.
И неважно, насколько ты религиозен, главное, чтобы душа была озарена светом.
Можно ли быть духовным человеком вне религии? Я не знаю ответа на этот вопрос, но, как бы то ни было, главное — жить по духовным законам, по совести.