Римская штучка Ч. 2

Олег Маляренко
Начало: http://www.proza.ru/2014/11/11/650

Тимофей был поражён видом золотого орла. Вот тебе и штучка! Он готов был увидеть что угодно, только не такую изумительную вещь. Бесспорный артефакт! В Керченском историческом музее нет ничего подобного. Сразу возникло множество вопросов, на которые некому ответить, поскольку дед Илья умер, а покойники умеют хранить молчание. А ведь он мог бы многое рассказать, тем более, что редко бывает словоохотливым. Это была ошибка Тимы, что тогда прервал разговор с дедом. А теперь ему самому придётся приподнимать завесу тайны этой реликвии.

Прежде всего, надо узнать, из какого металла изготовлен орёл. Надо выяснить, к какой эпохе относилась находка. На их древней земле история знает множество народов, оставивших на ней свой след. Чего стоит одно только Боспорское царство! Своих возможностей разобраться во всём явно не достаточно, так как он полный профан в истории, археологии и прочем.

А теперь надо подумать: что делать с полученным наследством. Здесь возможны варианты. Можно сдать орлика государству и получить законные 25% от стоимости золота. Можно найти покупателя на штучку, говоря словами деда. Однако это опасно. Могут обмануть, а то и убить при продаже, либо попасть в руки ментов. Можно попытаться вывезти орла за рубеж для продажи за большие деньги, что довольно не просто, а при разоблачении можно отхватить и срок. Есть и возможность сдать артефакт в музей. В таком случае можно получить только символическую сумму, зато его имя может попасть в учебники археологии, а слава может сравниться с Генрихом Шлиманом.

Ключом к разгадке может служить надпись на подставке «AC MTS». Судя по букве S, она на латыни, на которой любили говорить римляне. И тут Тима вспомнил, что в каком-то кинофильме римские легионеры несли знамя с орлом на древке. Точно! Значит – римляне. А они воевали с Боспорским царством и завоевали древнюю Пантикапею, нынешнюю Керчь. Надо будет поговорить об этом со знающими людьми.

Трудно сказать, что означает эта надпись. Возможно, что имя или название, а может быть, зашифровано какое-то высказывание. Пока последние три буквы напоминают название телефонной компании (МТС), а первые две буквы вообще не понятны. Но это полная ерунда, так как у римлян не было телефонов.

В поисках разгадки происхождения клада Тимофей отправился в Керченский историко-археологический музей. Фонды его довольно скудны и мало освещают интересующую его тему. Там Тимофей встретился с научным сотрудником музея Дмитрием Архиповичем, сухоньким старичком.

- Что вас интересует, молодой человек? – задал вопрос учёный.
- Меня интересует пребывание римлян в Крыму.
- Я больше специалист по Боспорскому царству. Боспор был соперником Риму, вёл с ним войны, далеко не всегда успешные. Вы, должно быть, заметили, что в нашем музее мало экспонатов, связанных с Римом. Многие из них находятся в столицах, а самые ценные - в Британском музее.
- Это как раз то, что мне интересно больше всего! В Британском музее в римском отделе я видел золотую фигурку с непонятной надписью. Я спросил о ней у гида, но ответа не получил.
- Вы хотите получить его от меня? – улыбнулся Дмитрий Архипович.
- Нет, конечно. Может быть, вы знаете, что для римлян означала фигура орла и её назначение?
- Вопрос заковыристый, но попытаюсь ответить. Орёл для римлян был особой птицей. Он служил символом верховного бога Юпитера, аналога древнегреческого Зевса. А фигуру использовали в качестве аквилы, что на латинском означает "орёл" – особого знака легиона.
- На той аквиле, что я видел в Британском музее, имелись латинские надписи: а, сэ русское и эм, тэ, эс. Как вы думаете, что они могут означать?
- Молодой человек, вы меня загнали в угол. Я действительно не могу ничего сказать по поводу тех букв. Оправдывает меня лишь то, что я не специалист по римской древности. Однако, постараюсь выяснить, что они могут означать. Оставьте свой телефон, и если я что-либо узнаю, то позвоню вам.

На этом они и простились.

Утром следующего дня Тимофей поднялся на мансарду. Оттуда открывался чудесный вид на море в лучах восходящего солнца. На горизонте возвышались крутые берега Таманского полуострова, части материковой России. Летом дед Илья сдавал нижний этаж отдыхающим, а сам перебирался на мансарду. Здесь же жил и Тима со своей семьёй, когда в летний отпуск приезжал к деду.

Пора была готовиться к отъезду в Москву. Поэтому он затеял генеральную уборку в половине дома деда. От этого занятия его оторвал звонок Дмитрия Архиповича.

- Тимофей! Я разгадал вашу загадку! – радостно воскликнул он.
- Так  в чём же собака порылась?
- Приезжайте, и я расскажу.

- Это сокращение от древнеримского изречения: «Авэ Цезар! Моритури тэ салютант», - воскликнул жрец науки. - Оно означает: «Славься, Цезарь! Идущие на смерть приветствуют тебя».

И он протянул записку. На ней значилось: «Ave Caesar! Morituri te salutant» Всё сходилось.

- А что это означает?
- Такими словами обращались гладиаторы к императору перед началом сражений. Об этом обычае впервые написал римский историк Светоний. Возможно, что та аквила из Британского музея, которую вы видели, выносилась гладиаторами.
- Скажите, Дмитрий Архипович, а подобных аквил не находили на территории Керченского полуострова?
- Насколько мне известно, то нет. Чисто римских поселений в Крыму не было. Располагались только лагери с гарнизонами. Тимофей, у вас есть римская аквила?

Последний вопрос был таким неожиданным, что он вздрогнул, но быстро приобрёл невозмутимый вид.

- Почему вы меня об этом спрашиваете? Разве я говорил о чём-либо подобном?
- Потому что я стреляный воробей и знаю, что просто так ни о чём не расспрашивают. А теперь ответьте на мой вопрос.

Тима на мгновение задумался. Его собеседник оказался прозорливым человеком. Пора была раскрывать карты, хотя не до конца.

- У меня нет, но есть у моего знакомого. Как она к нему попала, мне неизвестно, но он готов на определённых условиях сдать её в музей.
- Это становится интересным. И какие его условия? Предполагаю, что он рассчитывает на материальное вознаграждение. Скажу откровенно, наш музей очень заинтересован в приобретении подобного экспоната, но наши фонды весьма ограничены. А Эрмитаж, к примеру, может себе позволить приобретать и дорогие артефакты. У меня есть приятель и коллега из Эрмитажа, специалист по древнеримскому искусству. Его зовут Евгений Оскарович. Если ваш знакомый захочет, то может к нему обратиться.
- А он порядочный человек?
- В высшей степени. На него вполне можно положиться. Я с ним дружу много лет, с тех пор как молодым человеком он приезжал в наши края на раскопки.

Дмитрий Архипович дал телефон своего друга.

- Спасибо вам за всё, - сказал ему Тима на прощанье. – Надеюсь, что наша беседа останется конфиденциальной.
- Да, конечно. Если у вашего знакомого ничего не получится, то милости прошу к нам.

Возвращение Тимы в дедов дом было неприятным и даже гадким. Пока он ездил в Керчь, в доме побывали воры. Многие вещи валялись на полу, а все ящики выдвинуты. Окно, ведущее во двор, было распахнуто, хотя при уходе оно было заперто. Тима спустился в подвал. Кирпичи, что он вынимал из стены, а потом их вставил обратно, лежали под зияющей нишей. Сердце у него похолодело. Определённо, воры не просто пришли ограбить квартиру, а искали орла.

Он быстро рванул наверх. В кладовке по-прежнему стоял ящик со старой обувью. Тима лихорадочно стал выбрасывать оттуда обувь. На самом дне лежала золотая фигурка, завёрнутая в тряпочку. Он облегчённо вздохнул. Его предосторожность сработала! Он перепрятал орла, и, оказалось, не напрасно.

Значит, кто-то узнал о дедовом кладе. Возможно, что от него самого. Первое подозрение пало на Филипка и его семейку. Однако они в его отсутствие были на свадьбе у своей родни и вернулись домой, как говорится, на бровях.

Хорошо, что орёл уцелел. По-видимому, воры сильно спешили и не удосужились заглянуть в ящик с обувью. На будущее надо быть осторожней.

По пути в Москву Тимофей постоянно думал о дедовом орле. Кому он мог принадлежать? Скорее всего, богатому римлянину, возможно, владельцу гладиаторов, или бывшему гладиатору, получившему свободу и разбогатевшему.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2014/11/19/634