Король Лир, мини-пьеса

Наталия Мадорская
               

Действующие лица:

КОРОЛЬ ЛИР - капризный  мужчина в преклонном возрасте;

ГОНЕРИЛЬЯ,
РЕГАНА ,                - дочери  короля Лира.
КОРДЕЛИЯ

ГЕРЦОГ  КОРНУЭЛЛСКИЙ – муж  РЕГАНЫ

ГЕРЦОГ  АЛЬБАНСКИЙ – муж  ГОНЕРИЛЬИ

ГЕРЦОГ БУРГУНДСКИЙ и
КОРОЛЬ ФРАНЦИИ          _   претенденты на руку  КОРДЕЛИИ

СЛУГИ  короля,  его дочек  и герцогов

ШУТ

    ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

                ШУТ (или ведущий):
   
    Шекспир!  «Король ЛИР».  Пять актов и 14 явлений. Как это  ныне  воплотить  на сцене, чтобы Шекспир  во гробе не вертелся,  а торопливый зритель не сбежал?  Оставим  потому, о, критики,  простите! – от  пьесы гениальной только суть.


  Тронный зал во дворце Лира, короля Британии. Лир – на троне.
Перед ним:  Гонерилья,   Регана  и   Корделия .  Шут, придворные.

 ЛИР:
               
Позвал я вас  для важного сообщенья. Мы разделили край наш на
три части.   Ярмо забот мы с дряхлых наших плеч хотим переложить на молодежь!

                ГОНЕРИЛЬЯ И РЕГАНА  (хором):

   Ах, папочка, зачем?

ЛИР:

Зачем- зачем,  да надоело  править!  Отдай наследство  «теплыми» руками,  как  наш народ британский говорит.

ГОНЕРИЛЬЯ  (Регане,  шопотом):

   Давно бы так!   
               
 РЕГАНА  (ГОНЕРИЛЬЕ,  шопотом):

Не радуйся покуда:  Семь пятниц на неделе у него!               
               
  ЛИР:

И, так как мы с себя слагаем власть, права на землю и правленье краем,
 Скажите, дочки, мне, кто  любит больше нас и боле никого.
          
               
 Корделия:

 Зачем, отец? 
    
 ЛИР:    
    
Да, так, для  интереса. Вот ты начни, пожалуй, Гонерилья.      
               
 Гонерилья:

Я вас люблю, как не любили дети отныне никогда своих отцов.

ЛИР: Спасибо, дочка. Ну, а ты, Регана?               
               
РЕГАНА:

Язык немеет от такой любви!

ШУТ   (ЗАЛУ):

Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна...

ЛИР (сияя от счастья, Регане):
               
Спасибо, дочка!  Корделия, а ты?  Что скажешь ты, дитя?

КОРДЕЛИЯ (про себя) :

Любовью я богаче, чем словами  (Вслух):
Я  вас люблю, как долг велит.  А выйду замуж - полюблю супруга.

ЛИР:

И больше ничего?

КОРДЕЛИЯ:

И больше ничего.   Я не могу  о чувствах говорить.

ЛИР:

Из ничего и выйдет «ничего».  ( В злобе):               
               
Делил страну я на три части. Теперь я на две, мыслю, поделить.
Регана, Гонерилья -  налетайте!  Владейте и навек, с мужьями и детьми.

Довольные   Регана  и Гонерилья  удаляются.

Лир (слуге):

Теперь мы поглядим, что скажут женихи!  Зови их, и быстрей!
       
 Входит КОРОЛЬ  ФРАНЦИИ  и  ГЕРЦОГ БУРГУНДСКИЙ. 
               
               
ЛИР  (показывая на Корделию):

Мы раньше очень дорожили ей.  Не то теперь. Цена ее упала.
Она как есть. И никаких земель.  Берите, герцог,  если захотите.
               

ГЕРЦОГ БУРГУНДСКИЙ:

Народ Бургундии, я мыслю,  осерчает,  ведь, в крае нашем женщин – завались!  А нищих, так и вовсе   – пруд пруди!

ЛИР:

Я понял Вас, милорд.  И сам бы не женился.  Что скажет Франции прекрасной властелин?

КОРОЛЬ ФРАНЦИИ:

Я маме обещал, что при любом  раскладе  возьму  Корделию и с места не сойду!
( Корделии) :  Будь Королевой Франции прекрасной!

КОРДЕЛИЯ:

Спасибо. Я согласна.               
    
ЛИР:

Бери, раз обещал. Но мне она не дочь. Две дочки у меня.  И я обеих стану навещать, гостить у каждой месяца по три.  И жизни их учить, как долг велит.

ШУТ:

Ну, да. Чтоб жизнь им  не казалась медом.

КОРДЕЛИЯ, плача, удаляется вместе с КОРОЛЕМ ФРАНЦИИ. 
               
               СЦЕНА ВТОРАЯ

     Замок  ГЕРЦОГА  АЛЬБАНСКОГО.
ГЕРЦОГ,  ГОНЕРИЛЬЯ,  ЛИР,  придворные, слуги. ШУТ

ГОНЕРИЛЬЯ (отцу): 
Вы бьете слуг моих и лезете во все.  А Ваши слуги  пьют.  Так больше невозможно.

ЛИР:

Но, доченька, прости.  Я разве виноват, что слуги разодрались?

Гонерилья:

По-прежнему  Вы управлять хотите.Зачем Вам столько слуг?

ЛИР:

А как же?  Я – король!
               
ШУТ :
      Он без портков,  но в шляпе!

ЛИР  (внезапно):
    Не будут яйца курицу учить! Еще есть дочь у нас. Седлать коней!  Собрать в дорогу свиту!
               
                СЦЕНА ТРЕТЬЯ    
         
Замок ГЕРЦОГА КОРНУЭЛЬСКОГО.  Перед воротами замка ЛИР со свитой.
               
В воротах стоят  РЕГАНА С ГЕРЦОГОМ.

ЛИР: РЕГАНА, дорогая, знай, что твоя сестра…

РЕГАНА:

   Я знаю, Ваша светлость. Сестра мне написала обо всем.  И так скажу:               
Я вас пущу,  но только одного, без свиты.

ЛИР:
    ЧТО?! Не дочь  ты мне отныне. Не будут яйца курицу учить.  Еще есть дочь у нас!  Да, я прогнал ее и каюсь.  Она добра, она меня простит.
 
РЕГАНА:

Простит, и,  слава Богу.  (Герцогу):
    То любит. То не любит.  Ну, точно у него семь пятниц на неделе.  Преклонный возраст, что ни говори.  Склероз, деменция и размягченье мозга. Сидел бы у сестры, так нет –  явился.  ( Уходит вместе с герцогом).
 
ШУТ:
Нет повести печальнее на свете, чем повесть, как отца прогнали дети!
    А что Корделия?  Она отца простила,  они нашли друг друга под конец.
И много там чего случилось у Шекспира:  Ну, началась война, и Лир сошел с ума, шатаясь по морозу,  и   Гонерилия с РЕГАНОЙ подрались. Из-за  любовника, большого проходимца.
   Но суть не в том.  Шекспир нам говорит словами ЛИРА:  Отдашь  наследство теплыми руками – замерзнешь сам. Поэтому решай.
Иль  вот еще:   рожай   детей  побольше,  и хоть  одна  Корделия  найдется
И  папу  с мамой  в замке приютит!