Апсны - Страна Души, удивление 7 - патриотическое

Еквалпе Тимов-Маринушкин
7-я часть: «Патриоты»

     По мере пребывания здесь в Стране Души какое-то странное подсознательное чувство глубокого покоя и удовлетворенности медленно нарастало в нас. Долго не могли мы понять что это, откуда взялось и чем обусловлено. 
     Но вот в один прекрасный момент мои девчонки, выбирая себе и своим подружкам магнитики, кружки, тарелочки, разноцветные футболки в местных «лавочках-бутиках» обратили внимание на отсутствие здесь в продаже изделий с иностранной символикой. И действительно, за всё время нашего пребывания в Абхазии мы нигде и ни разу не встретили ничьей геральдики кроме символов самой Абхазии и России.
     Всё просто, в Апсны не принято носить чужие символы на своей груди, ставить их рядом с иконами в своих машинах, развешивать с фотографиями свих близких в домах. Ну, потому что они (флаги то есть) чужие.
     И туристы, чисто интуитивно подстраиваясь под настроение Апсуа, тоже стараются не надевать флаги государств, не признавших право этого народа на свою самостоятельность. Впрочем, может быть всё намного проще? Может быть, сюда приезжает другая Россия, не та, что вожделенно рвется «за бугор»? Я говорю здесь не о «богатых и бедных», отдых в Абхазии далеко не из дешевых, мы уже обсуждали это в других удивлениях. Да и, в конце-то концов «… не хлебом единым жив человек», а уж тем более, русский человек. Здесь действительно что-то совсем другое. Мне показалось, что сюда приезжают совершенно другие туристы из России, которые вероятно ищут гордость, постоянство идеалов, уважение к себе, а главное к нашей с вами поистине независящей ни от кого (мы теперь это точно знаем) России.
     В Апсны живут подлинные патриоты. Там нет оппортунистов, считающих капитуляцию (не важно кому) своей страны, благом. Да, сфера услуг – это их, хотя и единственное что сейчас делает вся Абхазия. Они никогда не смогут обеспечить сервис по типу: «любой каприз за ваши деньги». Они упрямы, медлительны и, мягко говоря, не очень интересуются естественными науками. Им не нужна прибыль на любых условиях, а это, скажу я вам, дорого стоит.
     Апсуа свободны, бескомпромиссны и честны, прежде всего, по отношению к себе. Они такие, какие есть, все тут на ладони. Если что-то не так, они об этом бесхитростно сразу скажут. Прими это, как есть, как должное. Все равно что-нибудь изменить, или договориться не получится. А кажущая жадность их при явном завышении стоимости своих фруктов – это всего лишь дань современной моде или, как там говорят теперь, предпринимательская жилка…
     Вспоминая свои путешествия по городам и курортам нашей необъятной страны, хочу заметить, что везде и всюду где мы бывали, я чувствовал точно такую же настороженность, «аутичность», «зашоренность» что ли по отношению к себе местного населения. Присмотритесь сами, в отличие, например, от Ближнего Востока, где клиента с деньгами ни за что не отпустят пока что-нибудь не «втюхают» ему, у нас тот же самый товар даже самый дорогой можно получить в подарок или не получить вовсе ни за какие деньги. Наш человек никогда не побежит с широко-раскрытыми объятиями ни за одним «толстым кошельком», напротив надо ещё сильно постараться, чтоб продавец соизволил тебя обслужить. К чужаку, несмотря на широту русской души и хваленое гостеприимство,  у нас всегда относились без раболепства, настороженно, с опаской, ну, как и положено, между прочим, к пришлому. И прислуживать русский человек (неважно кто он по своей национальной ментальности: горец, татарин, славянин, финно-угорец, еврей и так далее, мы все русские, если думаем на этом замечательном языке), никогда и ни за какие деньги не станет…
     - Куда пошел? Стой! Сдай ключ, - громко кричит крупного размера дама из-за стойки администратора в холе одной из гостиниц Карелии в городе Сортавала.
     - Вот ду ю вонт, - по-английски картаво говорит финн.
     - Я те покажу «вон дую», - возмущается женщина, выскакивая из-за стола гостиничной приемной «ресепшна», и ещё громче повышая голос, истерично вопит, - ключ отдай, чучело.
     - Он спрашивает: «Что вы хотите?», - вмешиваюсь в диалог я, переведя ей вопрос финна.
     - Ключ пусть отдаст, - не успокаивается дама.
     - Кей, плиз, - в интонации Гоблина из фильма «Философский камень и Гари Потер» говорю я финну.
     - Вай, - удивляются он в ответ, показывая на ресторан, находящийся прямо здесь в холле гостиницы, как бы оправдываясь, что он никуда не уходит.
     - Не по-ло-же-но, - вопит дама, внимательно выслушав меня…
     Вот так!
     Не положено и всё.
     А зачем этот ключ? Без него, что жизнь гостиницы остановится? Во всем мире в гостиницах выдают этот ключ (хоть механический, хоть электронный) и забывают о тебе напрочь. Ходи себе, где хочешь, и сколько хочешь вплоть до самого отъезда, главное деньги внеси за всё время своего пребывания со страховым запасом на случай возможной потери того самого ключа. А если не потерял, то и хорошо, деньги не возвращаются.
     Но у нас-то не так. Потому что так принято, говорю я тому, кто ещё не усвоил. Потому, что так положено. Такой порядок, а тем более по отношению к чужаку.
     Я не прав? Вы конкретно работаете по-другому у себя в офисе, магазине, поликлинике или где-то ещё, не важно где?
     Ну, тогда поэкспериментируем.
     Допустим, вы пришли раньше рабочего время к себе на работу, а там уже куча посетителей, с «толстыми кошельками» между прочим, ждут начала вашего приема. Подумайте, вы хоть на минуту начнете прием раньше положенного времени?
     НЕТ.
     Почему? Не по-ло-же-но?
     Или когда закончится рабочий день, а посетители ещё не иссякли, вы их обслужите хоть на пять минут дольше положенного?
     НЕТ.
     Почему? Не по-ло-же-но?
     А вот и снова НЕТ, потому что не принято так в коллективе.
     Мы не то что раньше, мы и во время-то никогда не начнем свой рабочий день, хоть на минуту, но опоздаем. А закончим - на пять минут раньше. Потому что так принято, говорю я вам.
     Ну вот! Теорема доказана!
     А потому нечего на зеркало пенять господа хорошие, бегающие вожделенно по загранице в поисках курортного счастья и немыслимого сервиса, сморщив нос на себя самих и обзывая окружающих «совками». Сами-то на своем рабочем месте, там, где зарабатываете деньги на эти самые поездки, способны тот самый не «совковый» сервис выполнить?
     Нет, не способны, и советское прошлое тут не причем? Это гены наших с вами предков куда как более далеких от советского периода живут в нас.
     «Мы - не рабы, рабы – не мы». 
     Вспомнили?
     Мы, даже голодая и умирая, не станем прислуживать и бегать за богатеньким иноземцем, или своими «халифами на час».
      «Хватить ходить с сумой и протянутой рукой, как козлы за морковкой», помнится, совсем ещё недавно звучал голос замечательного русского генерала сумевшего некогда защитить наших людей от оскала интеллигентных «западников», рвущих нас на части.
     А вообще-то, чего это я все доказываю, да разглагольствую о нашем сходстве и даже единстве с Апсны, взгляните  вокруг сами. Ну не возможно не заметить, что мы все с вами друг с другом «… скованные одной цепью», потому что со своей на самом деле подлинной независимостью русского характера, даже зачастую вредящей нам самим, мы никому кроме как друг другу не нужны, не понятны и даже противны…
      - Вы куда летите, - спрашивает нас Питерский таксист Геннадий, приехавший за нами рано утром по вызову.
     - В Абхазию, - отвечаем мы.
     - Да-а? Там же «совок», - удивляется он. - Почему не в Европу?
     - Хотим вспомнить Кавказскую воду, соки, вина, сыры, мясо и рыбу, - в свою очередь удивляемся мы.
     - А там разве что-то ещё осталось? – говорит Геннадий.
     - Ну, кончено, и не только это. Но и фрукты, овощи, мед, молоко, чача, коньяк, многое другое. В общем, всё то, что есть и у нас в Краснодарском крае.
     - Да-а? – похоже, искренне удивляется он. – Ну и где это всё есть?
     - Как где? – смеемся мы. - Вы, похоже, в Финляндию затариваться ездите?
     - Ну почему, не только в Финляндию, и в наших магазины, но я как-то не видел там ни наших вин, ни сыра, ни масла, ни рыбы, ни мяса, - не понял нашей шутки Геннадий.
     - А смотрели? – продолжаю издеваться я. - Или по старой детской привычке при виде иностранца кричите: «дяденька, дай жвачки».
     - Я не жую жвачку, - обиделся он.
     - Не обижайтесь, - примирительно говорю ему, - вы наверно из тех самых стиляг, рвущихся за «Кордон» на «Бродвей», которых теперь в фильме двигателем русского прогресса изображают. Странно, но среди моего окружения таких «попугаев» не было, да и не слышали мы о них в те времена.
     - Ну, хорошо, вы угадали, мне повезло, я с родителями в советскую эпоху часто бывал за границей, что-то привозил от туда, потом иногда «фарцевал», - вспыхивает наш стиляга. Но затем, успокоившись, добавляет, - назовите мне хоть одно наименование русского вина, сметаны и шоколада, которое я прямо сейчас смогу купить в первом же попавшем мне магазине.
     - Пожалуйста. Прекрасная линейка сухих вин заводов Тамани, Темрюка, Фанагории, Анапы, Абрау-Дюрсо. Новгородские, Псковские, Гатчинские, Пискаревские молочные изделия в полной разнообразии всех сортов и форм. А про шоколад, пирожные, торты, мороженное и говорить не стану, что называется «разуйте глаза».
     - Мы, похоже, в разные магазины ходим, - удивляется Геннадий.
     - И живем в разных городах, - добавляет моя жена…
     Впрочем, это другая крайность той же самой «упертости», приобретенной нами на закате так называемой «эпохи застоя». Да и встречается она как-то в последнее время не часто.
     Мне кажется, сейчас уже никому не надо доказывать, что продукты питания нигде в мире не делают качественней, вкусней, натуральней и безопасней, чем у нас. Не знаю, кто как, но первое что я читаю теперь на продуктах это их состав, срок годности и страну производителя. Не стану дальше рассуждать здесь о моих предпочтениях Белорусской одежде, Кавказским винам, Московской обуви, Карельского мороженного, Питерских молочных изделий и сладостей, Новгородских и Псковских овощей, Армянского коньяка и так далее, и так далее…
     Заканчивая эти свои удивления, мне почему-то очень захотелось рассказать одну восточную притчу о том как:
     «… одна очень жирная и важная курица выхаживала по двору, когда вдруг узрела, как маленький серый жаворонок завершил свою утреннюю песню и сел отдохнуть на забор её скотного двора (да-да того самого Джорджа Оруэлла или правильней Эрика Артура Блера, как кому ближе).
     - Скажи, глупая птица, как не надоест тебе порхать в холодных облаках, и нести оттуда всякую чушь, которая приходит тебе в голову? – Спросила его сытая курица и, подумав немного, предложила, - прыгай лучше ко мне вниз в курятник, здесь всегда тепло, уютно и кормушка полна еды.
     - Ну что ж, спасибо тебе на добром слове, - ответил гордый жаворонок. А затем в свою очередь тоже спросил её, - скажи мне, умная курица, ты такая важная, у тебя теплый, пригожий курятник, кормушка всегда полна еды, ты всё и обо всех знаешь, так зачем же тебе даны крылья, ведь ты, давно разучилась летать?
     Обиделась на это курица, расправила свои огромные сильные крылья и взгромоздилась на забор рядом с жаворонком, громко кудахча и гордо поглядывая по сторонам. Но в этот момент налетел крепкий прорыв ветра. Курица не удержалась на заборе и неуклюже молча упала вниз, больно ударившись о землю. А жаворонок, легко вспорхнув в небеса, запел свою веселую песню о том, что видит вокруг и во славу свободного ветра Вседержителя»…
     В Абхазии везде и всюду рядом с их бело-зелёным флагом развивается наш «триколор».
     Апсуа, точно такие же, как мы. Только люди здесь чуть злее, консервативнее, прямее, патриотичнее, острее чувствующие несправедливость.
     И знаешь, спасибо тебе Апсуа за это твоё гордое упрямство. Ничто и никогда не заставит тебя думать не так, как ты захочешь. От этого твоего «аутизма» в нашем постоянно изменяющемся мире, где постоянно только само изменение, мир становится чуточку надежнее, чуточку стабильнее и правдивее по отношению и к себе, и окружающим. Никакие модные новые течения, к примеру, содомского богохульства, летящие с разных сторон в нас и пытающиеся разрушить вековой уклад миропорядка созданного на земле самим Всевышним, тебе ни почем. На твоей, в том числе, «упертости» и держится вся Земля наша кормилица с тем самым садом Эдем на ней, который благоухает на территории Страны Души. Да и сама Россия наша матушка, сотканная из таких вот настоящих народов патриотов «… стояла, и стоять будет, не шелохнувшись». И вера в правильность бытия нашего, описанная святыми писаниями нашего многоязычного естества не подвергнута будет поруганию вольных бесов-мыслителей, которым не могу не воскликнуть здесь в заключении:
            Вам не понять не русских, не Россию,
            в вас не живет славянский славный дух,
            нет веры в вас в отчизну, как в Мессию,
            а глас народа вам неслышен, глух…
           (продолжение на стихи.ру в «…ваше ль это ЭХО»)
15.11.2014г.

Автор благодарит критика (ЕМЮ) и корректора (ЕАрВ) за оказанную помощь.