Гренадёрка

Вадим Светашов
                Гренадёрка.

                Синичка гренадёрка копошилась между хвоинок высоко в кроне сосны. Стоял тихий солнечный день конца марта. Снег, остававшийся на ветвях после зимних ветров, постепенно растопило солнце, лучи которого уже начали пригревать, ласково касаясь оперения синички. Гренадёркой её назвали за высокий пёстрый, чёрно-белый  конический хохолок на голове, как на шапке у гренадёров. Размером она намного меньше большой синицы, которую мы привыкли видеть в наших садах, парках и скверах. Да и в населённые пункты гренадёрка никогда не залетает, не в пример синичкам  гаичкам и лазоревкам, а проводит время в кронах сосен и елей. Именно хвойные леса она предпочитает другим, в смешанных лесах поселяется редко, и то если там достаточно хвойных деревьев, а чисто лиственные леса избегает. Близи её можно увидеть редко, потому что она не любит спускаться на землю или в кустарник. Издали птичка кажется серенькой. На самом деле голов, шея и спина у неё серо-бурые, хвост и крылья черно-бурые, щёки белесые, грудь и живот слегка желтоватые, а бока охристые.  На горле – расширяющийся к низу чёрный треугольник. И в придачу маленький острый клювик.
                На ветку рядом с первой опустилась вторая точно такая же птичка. Она покрутилась на  ветке,   спела коротенькую песенку «черрр-черрр», перелетела на соседнюю, покрутилась, пропела и там (гренадёрки вообще мало поют). Э-э, да это же ухажёр подлетел – всё стало понятно! Как бы подтверждая догадку, вторая птичка поковыряла клювиком меж хвоинок, вытащила оттуда два или три яйца бабочки, подлетела к первой и принялась церемонно предлагать подарок. Это был ритуал! Это было настоящее ухаживание! Гренадёрки, или как их ещё называют  - хохлатые синицы – первыми из синиц образовывают пары. Только-только пригреет  солнце, уже в конце февраля – начале марта, начинаются брачные игры и ухаживания. Самец изредка поёт, зато постоянно подкармливает самочку, принося ей самое вкусное, что удалось найти. Пара, не в пример другим синицам, образуется постоянная, на всю жизнь. Гренадёрка благосклонно приняла ухаживания своего гренадёра и парочка принялась отыскивать место для будущего гнезда. 
                Им особенно понравился участок сосново-елового леса с редкими берёзками рядом с небольшим лесным ручейком. Несколько раз облетев территорию и убедившись, что других хохлатых синиц нет, они решили остаться здесь. Гренадёрки никогда не образуют стайки со своими сородичами. (Опять же не в пример другим видам синиц) Бывает, парочка несколько дней кочует в многочисленной  компании гаичек, московок, белых лазоревок, ополовников и больших синиц, к которым частенько примыкают поползни и пищухи. В.В.Бианки метко назвал такие смешанные стайки лесными разведчиками и такое название прижилось. Действительно такая компания полностью обследует участок леса и каждое дерево от комля до вершины, включая каждый кусочек коры ствола и каждую хвоинку. Ни один кокон или яйцекладка насекомых не останется без внимания. В такой команде легче своевременно обнаружить хищника и подать сигнал об опасности.
                Но сейчас хохлатая парочка летала и добывала корм отдельно, и если на их территории появлялись другие гренадёрки, самец отчаянно ввязывался в драку и прогонял нахалов. Настало время найти подходящее дерево для  дупла, в котором будет строиться гнездо, выводиться и выкармливаться потомство. Гренадёрки, (опять же в отличие от других синиц) дупло мастерят сами. Чужие старые дупла они используют, лишь в случае гибели первой кладки или птенцов, для повторной кладки, потому что для изготовления нового дупла просто не хватит времени. Наконец, они выбрали берёзу с трухлявой древесиной, скорее высокий берёзовый сломок с отвалившимися сучьями. Почти у его вершины был вырван кусок коры. На этом месте самочка принялась долбить (вернее выщипывать) прогнившую трухлявую древесину, постепенно углубляясь. Самец участия не принимал, но всё время крутился рядом, охраняя и подкармливая работающую самку.
                Более двух недель ушло на этот процесс. Ещё четыре дня пошло на строительство самого гнезда. Синичка без устали носила в дупло мох, лыко, шерсть, пёрышки, скрепляла этот строительный материал паутиной. Самец не помогал. Но вот гнездо готово и отложено первое белое с красными крапинками яичко. Синичка несла каждый день  по одному-два яйца и не дожидаясь откладки последних яиц приступила к насиживанию. Полная кладка оказалась в девять яиц. Самочка редко покидала гнездо, чтобы попить из ручейка и проглотить немного пищи. Самец, хотя и не очень активно, подкармливал её весь световой день, постоянно находясь вблизи дупла. Первые птенцы появились через пятнадцать дней, в начале мая. Но это уже другая история.

                В.Светашов.