Старец Фидея о немощи, скорби, смерти детской...

Елена Серебровская-Мильори
Старец Фидея о немощи, скорби,  смерти детской...( изложила беседу со старцем Елена Серебровская-Мильори)


- И давно ли ты сидишь здесь у пристанища моего, отрок? Уж не всю ли ночь?

- Здравствуй, Фидея... Да вчера поздно дошел до тебя... И побоялся зайти, не хотел мешать тебе... Свет у тебя горел свечной... Но... Как ты увидел меня? Еще и шести часов нет... Еще темно ... И я ведь здесь в овраге не виден тебе?  ...Я, Фидея, ... нашел кулек здесь.. с хлебом и фляжкой воды..  Почему вдруг кулек здесь такой оказался? ... Прости... Но я поел и попил, хотя не знаю, чье... Прости меня, старец Фидея...

- Не извиняйся, тебе было оставленно... Нет, не спрашивай ничего об этом, и не смотри удивленно... Если не веришь Промыслу Господнему, зачем тогда пришел сюда, в такую глушь?
- Да, Фидея, не буду спрашивать... Я решился потревожить твое уединение по веской причине... Мне кажется, -веской...

- Говори, не стесняйся, я слушаю тебя, друг мой...

- Душа моя в смятении, только на Бога уповаю, и ... Вот, по стремлению души, я здесь, у тебя, старец Фидея...

- ... Да... Да..,  и я в смятении, отрок мой...  Что-то тревожит душу мою... Засуетился слишком о земном, вот и познал смятение...

- Да может ли быть такое, Фидея?! У тебя ли смятение?

- Может, друже, может... Все мы в немощах ходим... И Господь по милости своей и долготерпению прощает нам немощи наши...

- А что это- немощи?

- Немощи, это наши беззакония, упорства наше в неведение, в суеверии... Это наши уши неслышащие... Это наши глаза невидящие...  Это наши сердца тщеславные...

Господь долготерпелив, но как упираться будем в немощах своих, когда открываются они нам по Воле Божьей, открываются как беззакония- тогда они, эти немощи, в грехи превращаются скрытые и явные... А отвечать скорбями начинаем мы за грехи свои уже здесь... На земле... И хорошо, если Здесь, потому как, Там- ничегошеньки уже не можем изменить, а лишь рыдать и зубами скрежетать от бессилия... И не как на суде отвечаем здесь, не наказание то- скорби, а - СЛЕДСТВИЕ.
- Как это- следствие? Разве Бог не наказывает?
- Если ты рубишь сучок, на котором сидишь, то падение твое- наказание или следствие твоего безрассудства и пренебрежения к законам физики..?
Вот и скорби наши- следствие пренебрежения Законов Духа...  Заповедей, то есть...

Часто они, скорби наши- благо для нас, потому, как не дают пасть в погибель, а принуждают нас Бога держаться, молиться, чувствовать бессилие свое, а значит смиряться...   
Но немощи наши препятствуют видеть нам грехи свои..
И  в спасении они нам препятствуют если они суть есть:
 лже мудрствование;
самомнение;
уверенность в своей непогрешимости... ;
Осуждение и уничижение братьев своих.., и разное прочие человечье мелкое и мерзкое...
Мы часто неправильно понимаем Слова Христа:
"... Кто в малом верен, над большим будет поставлен..."
Думаем, что это малое- через какое плечо свечку передавать...  Сколько раз перекреститься.., сколько раз к мощам приложиться...сколько икон поцеловать...
Но не это "малое", что нам необходимо для начала добродетели, а:
воздержание от слова бранного; от осуждения; от зависти; объедения; невнимательности к помыслам, от болтовни праздной... лености, пренебрежения к молитве, непочтения к Божьему, идолопоклонства и жадности... тщеславия.., лести...- это есть "малое", и оно- вход в большее...

- Вот я, Фидея, не могу от пустословия удержаться... Это грех или немощь моя?

- Иным беспрерывный разговор в молчание вменяется.., а иным - молчание  - в болтовню...
...Господь рассудит тебя, потому,  как состояние сердца твоего только Богу Видимо...
 И правда ли ты не можешь удержаться? Или - не хочешь? А желаешь угодить собеседнику празднословием своим?  Или самодовольство твое то?
Но то, что мы не можем удержаться от чего - либо, если на самом деле не можем, или не видим, не осознаем заблуждения своего - это немощь, а по немощи сей мы впадаем в грех... Вот оно как...
 Господь знает наши немощи, многотерпит нас, природу нашу болезную, немощную и по естеству и по волепроизволению нашему.
Немощь по естеству, это наши страдания от холода и жары; от голода и жажды...  воспламенения похотями..
  А по воле своей лживой и лукавой мы - суеверны, маловерны, тщеславны, горделивы, упрямы, сластолюбивы... немилостивы... ленивы и приверженны всему мирскому и материальному более, чем Вечному Небесному... 

Так что, отрок, пустословие твое - суть грех, но проистекает он более от немощи ...

Эта пагубная печальная немощь- видеть земной тленный мiр - КОНЦОМ И НАЧАЛОМ ВСЕГО,
 в материальном видеть источник благополучия и огорчений..,

И даже Божье свести к материальному присутствию ЕГО в материальном!

И думаем, что создаем вещи рукодельные для Него, и Он духом помещается туда по нашему хотению, как джин в ламу!

Это, мой друг, настоящая напасть на христианство последнего времени... Это беда наша... Беда из бед...

 Заразно, почти не истребимо оказалось семя оккультизма и язычества в человеках...

Но Нет магических действий в истинном христианстве, нет заклинаний и мантр! Есть только ВЕРА! Через нее все. А ходить через забор в Царство Божее- суть воровство, ведущее в погибель вечную...и сее не немощи уже- а тяжкий осознанный грех!


Видит Бог это.., знает и терпет нас окаянных... До Своего Второго Пришествия...

Поэтому бдить мы должны каждую минуту жизни своей... Кто знает, когда умрем?

И Христос сказал нам в форме, понятной всем человекам:

"В чем Я застану вас, в том и буду судить".

Страшны должны быть для нас эти слова!

- А как это- свести Бога к материальному присутствию в материальном?

- Это -  Наделять Бога собственными немощами и страстями!
Приписывать Богу желания и предпочтения тех или иных ритуалов, нахождение Его именно в том или ином месте.., исполнения этих ритуалов так или иначе..  Все это -  фарисейство... Не говорю о ненадобности их! Необходимы как одежды человеку. Но человек- это не есть одежда...  И если нет сердца, трепета и понимания, для чего ты совершаешь то или иное, то и нет в суете твоей никакого проку...
Что, для Господа, скажи, наше двуперстие или трехперстие? Стыд - то какой устроить из-за этого такую распрю, что головы вон полетели! И зловоние от этих тяжб исходит до сих пор... 

И прочие детали обрядового служения, такие, как язык службы или почитание икон...

Какая вражда кровавая от сего произошла!

Иконоборчество- ересь, и безмерное  иконопреобретение, иконоцелование, иконопоклонение, без понимания-КОМУ ты кланяешься, - не есть само по себе благо ко спасению...
Здесь нет наших усилий к исполнению заповедей и очищению себя, нет усилий изменения  сути души для соединения с Богом:  ни в иконоотвержении ни в иконопочитании ...

"...Обрезание ничто и необрезание ничто, но [всё] в соблюдении заповедей Божиих..."(КФ7:19)

Мы должны с благоговением и трепетом относиться ко всему Божьему- это для нас непреложно...

 "...все же благообразно и по чину да бывает..."(1Кор.14:40 )


Но Един Бог! Он-  Бог Истина, Бог Творец, Бог Любовь, Бог Спаситель! Таинства Господне, принятое с Верой и благоговением... 

А остальное - все мирское наше суетное...
 
Помогает тебе Изображение Господа настроиться на молитву покаянную- благое дело; но если просто глаза пучишь, рассматриваешь образ... и грязи мирской просишь - беда...

И беда, коль не у Бога просишь милости, или Молитвы за нас у Пречистой Девы, а просишь у иконы!!
Что это тогда?
 А коль не так, то почему едешь за тридевять земель к какой-то специальной иконе или мощам?!
Не Господа ли Тело у тебя всегда в храме при литургии?!  Не Кровь ли Его? А что выше может быть? Разве не Причастие нас избавляет от грехов? Не им мы соединяемся с Телом Христовым?!:

"...Ищите сперва Царствие Небесного, а остальное приложится вам...?"

А где Царствие Небесное по Словам Господа нашего? -

"Внутри вас есть"!!!

Внутри, а не снаружи! 

Или нам не надобно соединение с Телом Христовым?

А надобно свое тельце подлечить?! Свое - тленное, смертное?! Аль неправду говорю?

.. Отчего тогда едем к "Неупиваемой чаше"? Что, Изображение Иверское Богоматери не даст нам  возможности обратится к ней за помощью в молитве ее чистой?!
От чего молимся Пантолеону о здоровье? Разве не Христос исцеляет нас, коль Это не вредит нам?!
Вот и попались! А говорите- только иконоуважение и почитание!  Не обманывайте себя! 

- Но, говорят, старец Фидея, что помогает людям от пьянства, когда они именно  иконе Неупиваемая чаша молятся...

- Вот и ответ твой, отрок, на твой вопрос о немощах...

Господь врачует человека ПО ВЕРЕ ЕГО!

Он и немощи использует людские для привлечения нас к себе! Но это высоко уже для понимания нашего...

Господь слышит молитву от сердца чистого, не лукавого...  И дает просимое, если то не вредно нам, опять говорю, потому как, не все нам полезно, что просим мы.., а иное и к погибели приведет...
А наши заблуждения суетные терпит и прощает как немощи грешного естества... 

Но долго ли терпеть будет такое...?  Не знаю право... 

Но как велико Терпение Господне, Милость его и Любовь - вот здесь сам и убеждаешься... 
Откуда я взял то? Все пророки древние, Все Евангелия, все Апостольские труды об этом говорят:

"...Я - Господь Первый, и в Последних Я - тот же".  "Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я Первый, и Я Последний, и кроме Меня нет Бога." : "...это Я; прежде Меня не было Бога, и после Меня не будет." ( Исайя 41/4; 44/6)


"...Ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - всё Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и всё Им стоит" (Колоссянам, 1:16,17)

"... Так говорит Господь: небо - престол Мой, а земля - подножие ног Моих; где же построите вы дом для Меня, и где место покоя Моего?"

"...Ибо все это соделала рука Моя, и все сие было, говорит Господь. А вот на кого Я призрю: на смиренного и сокрушенного духом и на трепещущего пред словом Моим..."

"... Хотя и есть так называемые боги, или на небе, или на земле, так как есть много богов и господ много, – но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им."  1 Кор. 8:5-6
 
"Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.  "(1 Тим. 2:5)


Вот, отрок, ... "... Так называемые боги"- это бесы...  Ты видишь сердцевину христианства?

Только живая любовь к Богу и ближнему человеку- есть суть Богоугодное дело...

Мы призваны к покаянию на этой земле... Мы- грешники и не избавит нас от нашей греховности и от грехов   - Ни целование, ни нецелование, ни двуперстие, ни трехперстие...  Ни то, ни другое...
Но ТО, - что в сердце нашем! Это есть наше спасение или погибель!
Если с лукавым и нечистым сердцем целуешь Образ Божий- что тебе то даст? Поцелуи тоже разные бывают... И Иуда поцеловал Лик Божий...
И если  со слезами каешься перед образом ... или без такового, то разве Господь потому не примет твоего покаяния, что нет перед тобой образа Его, или, что ты не поцеловал Иконы?  Или услышит молитву твою по причине поцелуя изображения Его? Все это - наши немощи... думать так...
   ...Бог многотерпелив... А то не значит, когда исцеление происходит, что благое делаем, а то значит , что Он милостив к нам и терпелив к нашим немощам и ждет от нас, если сказать земным языком, покаяния, раскаяния, исполнение Заповедей.
Исполнение их наущает нас видению своей греховности, осознанию глубины своего падения, невозможности самим восстать из той тяжелой пагубной болезни духа, ради исцеления которой Бог САМ сошел на землю!
Оттого Он и Спаситель...
А любое разделение между людьми и призывы к борчеству - есть дело не богоугодное... О том читаем в Евангелие от Луки в том месте, где Господь говорит о жертвах, кровь которых смешал Пилат с приносящими эти жертвы.. и о раздавленных башней ... 

Потому как, убиенные были последователи призывов не называть никого "господином", и поддавшись тому учению, навлекли на себя гнев Кесаря... 
Но разве Христос осудил или поддержал ту или иную сторону того учения?
Нет, напротив, Он сказал:

— Вы думаете, эти галилеяне были грешнее всех остальных галилеян, раз с ними такое случилось?
Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!

Или те восемнадцать, на которых упала башня в Силоаме и убила? Думаете, они виновнее всех людей, живущих в Иерусалиме?
Нет, говорю вам! Но если не раскаетесь, погибнете все, как они!..."

Наше дело, мой друг, не мудрствовать, и иных увлекать идеями выдуманными, а каяться... Каяться... Каяться... 
Господь многотерпелив и терпит наши немощи заблуждений...
Так, евреи ветхозаветные всегда приносили жертвы кровные по своим старым привычкам и обычаям, данным во времена переселения... И Господь попускал это, хотя через пророков многократно оповещал о своем нежелании этих жертв кровных. О том, что: "... Жертва истинная Богу - дух сокрушенный, и сердце смиренное и сокрушенное..."
Но евреи ветхозаветные не внимали слову Божьему, но искренне считали, что жертва- дело богоугодное. Тогда  Господь позволил им приносить жертву по немощи таковых, а не потому, что Ему это требовалось от них!
Но позволил делать сие только в стенах Иерусалима! А после и Иерусалим разрушил! Вот как Господь избавил их от возможности приносить жертвы кровные, не угодные Богу, но исполняемые в заблуждении. 

Но заболтал я тебя, прости... Что ж привело тебя ко мне в эдакую глухомань?

- ... Я не могу понять... То есть.., Не могу уразуметь, от чего дети, бывает, так страдают ... И умирают... Зачем Господь попускает это? Они ведь невинны.., и греха личного на них нет...  За что тогда?

- А почему спрашиваешь? Любопытствуешь просто?

- Нет, Фидея... У одного приятеля моего братик умер... Маленький... Уж как он его любил! И не знал я, верующий, как утешить его и как объяснить сие ему, неверующему,  с точки зрения христианина ... Отчего такое бывает...  Ведь жить и жить бы малышу... Он, приятель мой,  смотрел на меня просто с гневом, словно я виноват был в этой трагедии, вернее Бог виновен, в которого я верю... Вот я к тебе пришел... Помощи ищу твоей...
- Что ж.., помощь найдешь... Но не у меня, а у Бога... Скажу тебе, что открыто мне для тебя и меня.., что подвижники пишут нам Духом Святым ... Хотя объяснять неверующему духовное, как слепорожденному  - что есть красное или белое...

Глаголь мне: если Бога нет, то, что это- страдания ребенка? Что это - смерть его, подчас жестокая? Не бессмыслица ли? Страшная бессмыслица...   
Но Бог есть, и все приобретает смысл... Смысл во всем и в смерти безвременной и в мучениях нас и детей наших... Но каков он, смысл? Сие сокрыто от нас...
 Но ... Кто стяжал в себе Дух Святой, - видит Духом Этим Божий Промысел, и толкует способному понять, приготовившему душу свою для восприятия Высшего...

Но знай, человек в пелене греха не видит истины! Он химеры сознания своего и бесовские прилоги принимает за нее! Он не ведает правды и путей верных, он мечется по жизни, тычась как рогами своим тщеславием во все, что ни есть окрест... Он удобно используется бесами в их пакостях человеку... Таковой доводит себя до исступления, помешательства, а порой и до самоубийства...  Убеди такого, что через грязные, беспросветные окна души своей, он никогда не увидит истину! Никогда!

Но к теме нашей скорбной возвращусь...

...Вот что скажу: мы есть организм единый- все мы - твари... Сотворенные значит, и ничего худого в этом слове нет.
Вот смотри, такой пример:
Если ты поместишь себя, то есть, пойдешь и сядешь в дым, что пострадает более  и быстрее в теле твоем? Глаза и легкие, малые члены наши, ведь верно? А ноги?  Им ничего пока, хотя они привели тело в дым, а еще вернее, похотение  твоего разума...
Так вот, за бедственное наше положение, за растление  мира сего, дети страдают, как члены организма самые уязвимые...  И даже животные страдают, наши меньшие  братья..
Дети невинны, и здесь не может быть ВИНА причиной страдания, но причастность их по естеству к близким своим и всему человеческому миру есть причина.., одна из причин.

Понимаешь разницу?
То материя тонкая, скрытая от нас, потому, как мы , бестолковые, и земного не понимаем, а что уж нам говорить о небесном!
Но Бог не оставляет умерших дитятей  без награды за то! По милости своей, Он увенчивает их как никого другого!
Разные обители есть у Бога Всевышнего!
Он Сам сказал об этом. И как возрастает ТАМ  Слава непостижимо, так и бесславие падает бесконечно!

И Слава Господу нашему во веки веков!

...Во истину, Господни пути не исповедимы...  Мы не проследим их многопереплетения по причине нашей низости и материальности греховной.., о чем я сказывал тебе уже...

- И всегда так, Фидея? Всегда дети через нас страдают?

- Как пишут святые: иной раз, Бог так устрояет, что человек умирает в младенчестве или отрочестве безгрешным во избежание смерти будущей в большом своем падении или в великой скорби, что ему не будет полезно для спасения души... Господь только ведает то, и всем управляет...
Мы не знаем этого, но имеем, на кого уповать всегда, в отличие от безбожника... 

Еще скажу: не " за что?" Дети страдают, а-  "почему?" Это правильнее будет... 

И я поведал тебе всего тысячную долю- почему так случается..
Вот, читай Евангелие.., Иисус сказал нам:

"... не препятствуйте детям приходить ко мне, ибо таковых есть Царствие Небесное!"

Вот оно - ключевое! Не скорбите сильно, если таковое посильно для вас, не препятствуйте чрезмерными слезами и продолжительной скорбью приходить детям к Господу, не вымаливайте до исступления воскрешения дитяти умершего.., не обращайтесь в злобу и обвинения, но если Богу угодно, Он даст жизнь ребенку, исцелит его по вере вашей и вашим обещаниям жить по Евангелию и дитя учить праведной жизни...
Но если не даст, значит - невозможно ТО, Господь знает лучше нас и Слава Ему и Воле Его во веки веков!

Но должны молиться мы Господу, помочь нам принимать Волю Его, непостижимую для нас, без ропота... И - хранят ангелы детей наших!... 

-  Но для чего, Фидея,  скорби нам попускаются такие?


А во первых,- каждого человека Господь ведет ко спасению путем, данным только этому человеку. Ведь, не забудь, отрок мой любопытный, что и воля всякого человеков участвует  весомой мерой в сути этого пути.
И далее,  как узнаем мы, что беззакония творим, если скорбей не будет? Для чего человеку дано ощущение боли? Чтобы он заметил, что с ним что - то не так..

Вот есть такая болезнь, когда человек боли не чувствует. Он может и не заметить, что поранился, или рука его, например, на печке лежит горячей... Так он может и руку потерять. Но если мы чувствуем боль, то быстро отдергиваем руку, врачуем рану....

 Вот и наши скорби для того...
 Но если мы не замечаем их причин и не каемся, то погибнем... 
И близкие наши страдать будут, потому как мы все - тело едино! 

И еще- не было бы скорбей и искушений-не было бы святых!

Ну что ж...Все вопросы задал, друг мой?

- Нет, Фидея, и половины не задал... Прости меня...

- Ну оставайся и ночуй,  когда ночь придет, в хижине моей.. Вон есть топчан тебе... За перегородкой...  А мой топчан всегда со мной... 

- Где же, твой топчан?

-  А топчан- пальто мое... Где лягу- там и топчан... Вон видишь присыпка к хижине? Вот там и есть соломка внутри... Это мое укрытие... От гостей непрошеных... Но ты гость прошеный и жданный, ибо не любопытствовать и фотографии делать пришел в глушь такую, а по зову сердца ...
Я вижу... Вижу то, отрок...  И слов твоих не надо на то... Слышишь, сова ухает? Согласна со мной!  Ну, располагайся, А завтра продолжим...

- Но, Фидея, утро еще!

- Кому утро, а кому вечер поздний...  У тебя утро, отрок, а у меня- поздний вечер... Вот потому торопиться надобно мне...
Иду к Господу, и приду ли.., не знаю, только Господь то знает...
Не видим мы себя, окаянны мы, отрок, ох окаянны... Все мним о себе, а сами и с микробом справиться не можем без Воли на то Божьей... И с какой поганой мыслишкой не разобраться нам...
Потому как- ВСЕ в РУКАХ БОЖИХ! И мы...
Но и наша воля- не пустышка... То, что у нас есть воля- и есть наше богоподобие! 

Без волепроизволения нашего свободного не были бы мы -ПО ПОДОБИЮ БОЖЬЕМУ!

Иметь БОГА в сердце или сатану- это есть наше волепроизволение!
Вот только ушли мы далеко, отрок, в темные леса порока мирского...

А завела нас туда гордыня наша...

Если попускаем себе утопать в немощах, сражаться в пене за неважное, за мирское и суетное- то - ДЬЯВОЛА СЕЛИМ В СЕРДЦЕ СВОЕ!

А где дьявол- там Бога нет!

И что толку в наших молитвах тогда и ритуалах?!

Мы тогда хуже неверующих в немощи, потому, как они по немощи безверия своего таковы, попущенного Богом и содеянного сатаной...
 А мы почему таковы?! По отступничеству своему! По гордыне своей! По предательству и лжеразуму! Что и есть грех непростительный... А лишь в покаянии глубоком отпускаемый... Вот отчего- каяться нам и каяться, смиряться и смиряться...

А Богу нашему- Слава и Держава во веки веков! Аминь!

- Но, подожди, Фидея, ничего я не понимаю... Как это- безверие, попущенное Богом?

- Да почем нам знать? Но что Святые говорят Духом Святым, то вот что:

знает Господь, что если иной такой "невидящий", " неслышащий" уверует, крестится, а после отступит от веры- то случится то, что написано нам в Евангелии:

"... Когда нечистый дух выйдет из человека, ( что при Крещении и случается...)то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит;  тогда говорит: возвращусь в мой дом, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным;  тогда идёт и берёт с собой семь других духов, злее себя, и, войдя, живут там; и бывает для того человека последнее хуже первого. .."
Вот и разумей,  Кем надо дом занимать, пока сатана изгнан... И меньше мудрствуй, а больше молись и кайся..

Ну да ладно, друг мой, утомил я тебя... Вон, на печке есть вода в кружке, только холодная, уж прости... Но можно прутиков покидать в печь, и будет теплой она...  Вот как все мудро устроено Творцом... И хлеб там найдешь... Почивай...

- А ты куда, старец Фидея? Могу ли помочь тебе в чем?

- А в огородец пойду, немного поработаю, овощами угощу тебя, осенними... А хочешь помочь, иди в лес и прутьев насобирай...  Будет у нас обед славный в честь тебя, гостя моего.
Но в глубь не ходи, не искушай Бога...  Не ходи в глубь ни леса, ни мудрствований... Только с Богом в сердце такое возможно...  А иметь Бога в сердце- ох сколько трудиться надобно!
Так что, не искушай Господа неразумием, Хватит с Него глупостей наших и так...... И до обеда не вопрошай меня ни о чем... И после не вопрошай... А вечером, после молитвы, поговорим, не буду томить тебя до утра... Благослави тебя Господь...

И Богу нашему Слава!