Владимир Гниломёдов, академик, о кн. Увидеть ветер

Наталья Советная
УВИДЕТЬ ВЕТЕР:книга лирики/Наталья Советная. - Минск:издательство "Четыре четверти", 2014.- 134 с.[5]л.вкл

ГНИЛОМЁДОВ ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ. Белорусский литературовед, критик, прозаик. Доктор филологических наук (1987), профессор (1991). Академик Национальной академии наук Республики Беларусь (2003; член-корреспондент — с 1994). Член Союза писателей СССР (1972).В 1962—1969 годах аспирант, младший научный сотрудник Института литературы имени Янки Купалы Академии наук Белорусской ССР. В 1969—1976 годах — инструктор отдела культуры, заведующий сектором художественной литературы ЦК КПБ. С 1976 года — заместитель директора Института литературы имени Янки Купалы Академии наук Белорусской ССР по научной работе. С 1977 года одновременно заведующий отделом Института литературы имени Янки Купалы АН Белорусской ССР. С 1998 года — директор, с 2006 года — главный научный сотрудник Института литературы имени Янки Купалы Национальной академии наук Белоруссии. С 2008 года — главный научный сотрудник Института языка и литературы имени Якуба Колоса и Янки Купалы Национальной академии наук Белоруссии
Лауреат Литературной премии в области критики имени Владимира Андреевича Колесника за книгу «Янка Купала : Новы погляд» (1996) и премии Национальной академии наук Белоруссии (2005)Награждался орденом Франциска Скорины (2009), медалями

Статья Владимира Васильевича Гниломёдова о книге лирики Натальи Советной "Увидеть ветер"(Минск: издательство "Четыре четверти", 2014)опубликована в газете "Літаратура і мастацтва" № 43 от 31.11.2014г.на белорусском языке. Статья публикуется на сайте в переводе на русский язык)

Наталья Советная - прозаик, публицист, поэт, медицинский психолог высшей категории, кандидат психологических наук (защитила диссертацию в 2008 году во Всероссийском центре экстренной и радиационной медицины им. А.М. Никифорова МЧС России на тему: «Кризисно-реабилитационная психологическая помощь при игровой зависимости на основе стрессовой психотерапии»,  по специальностям: 05.26.02 - безопасность в чрезвычайных ситуациях и    19.00.04 -  медицинская психология , диплом ДКН № 069659 от 26.06 2008г).

                ***
В Городке, что на Витебщине, Наталью Советную знают: она, кандидат психологических наук, практикующая в своей отрасли как врач, оказывает психотерапевтическую помощь тем, кто в этом нуждается. Люди ей благодарны.
Знают ее и как писательницу, поэтессу, автора многих книг (пишет по-русски). Врач и поэтесса. Такое сочетание известно литературе издавна, достаточно вспомнить врача-писательницу Соломею Пильштынову-Русецкую (XVIII в.), которая практиковала и у себя на родине - в Великом Княжестве Литовском, - и в Турции, России ... Много помогала людям по медицинской части жертвенная Тётка - Алоиза Пашкевич. Можно вспомнить и других, в том числе наших современниц.

О Н. Советной говорят: «Она лечит души». Этому, по сути, посвящены  ее поэзия и эссеистика, представленные в новой книге с красивым названием «Увидеть ветер » (книга лирики (на рус.языке). - Мн .: «Четыре четверти », 2014). Получается, что литературное творчество - продолжение ее врачебной практики, которая помогает накапливать чувства, увеличивать жизненный потенциал, так необходимый писателю.
Психология и поэзия - вещи смежные, взаимопроникающие и взаимоважные. Правдивое, искреннее слово поэта благотворно воздействует на человеческую душу, особенно душу изболевшуюся. Но род занятий человека все-таки не равен его особе и не исчерпывает ее содержания. Творчество Н. Советной - это плод ее вдохновения, работа таланта – художника, поэтессы. В стихах прежде всего воплотился ее поэтический дар восприятия жизни и себя в нем. Не исключено, однако, и такое, что работа врача и поэзия могут прийти в противоречие, вражду между собой. Но это всего лишь мои предположения, пусть с Н. Советной такое не происходит. Обратимся, однако, к ее поэзии:

Дубы и сосны в три обхвата
С обрыва к  тучной осоке
Устало опустили лапы -
Змеились корни на песке ...

Туманом утренним объята,
Бегу босая, налегке,
По ним, корявым, как по трапу,
К моей таинственной реке.

Сюда, средь вековых деревьев
Путь отыскав, лучится свет.
За ним ныряю, сбросив тени
И росный оставляя след.

Вдоль берегов крутых, суровых
Плыву, плыву - в сиянье дня!
И смотрит счастия подковой
Младенец-месяц на меня.

Не знаю, как вам, а мне это стихотворение нравится, есть в нем, по большому счету, и вера, и надежда, так необходимые человеку, и даже эротика, необходимая тоже. Творческому разуму, усилиям поэтессы удается преодолевать непосредственную
данность психотерапевтического опыта, убеждать себя и нас, пациентов и читателей, что мир в своей основе гармоничный и уравновешенный. Это, конечно, непросто. Задачи современной поэзии не упростились, а усложнились. Сегодня от поэта требуется острое чутьё реальной проблематики современной жизни в богатстве её новых особенностей и признаков, умение отразить их в своем ракурсе видения, - словом, быть на уровне с веком,
его требованиями. Н. Советной помогают и талант, и жизненный опыт: то и другое
находят отклик в творчестве, не ограничивая его идеальным содержанием, в стихи широко проникает и вливается проза жизни. Именно жизненный опыт подсказал ей такие полноценные трогательные стихи, как «Горе», «Ты вышел из купе ...», «Цветок на морозе», «Памяти отца »,« У меня нет деревни »,«Закачалось небо» ... Эти и другие произведения дают основания полагать, что поэтесса любит жизнь, не дает себе послабления, много работает, увлекается, у нее широкий круг интересов и забот, поэтических и не поэтических. Что удивило, так это то, что я не нашел стихов о любви. Такие стихи у нее наверняка есть, но почему не включила их в книгу?
Поэтесса неравнодушная, небезразличная. Вот, например, не то жанровая, то ли даже бытовая картина в ее освещении, наполненная живописной красочности и
многообразной, неповторимой образности:

Вокруг обломков развалившейся избы,
Как будто у могилы верный пес,
Который в горе о себе забыл,
Печальный сад смиренно службу нес.

Деревья сгорбились под тяжестью плодов,
А ветви наклонились, застонав,
И, словно горький плач, их вдовий зов
Катился спелым яблоком меж трав…

Метафора по-гречески означает перенос, сравнение. Сначала сравнение заброшенного сада с собакой показалось мне излишне смелым, искусственным, но лишь сначала. А потом я подумал, что оно очень правдивое, глубокое и точное!
В поэтическом мышлении и мировосприятии Н. Советная опирается на опыт классики, а также народную мудрость, фольклор. Поэт-врач, психолог не может не быть мудрецом, что в полной мере относится и к автору книги «Увидеть ветер ». Посмотрите, как глубоко она написала:

Не случается так, не бывает -
С дубом рядом берёзке не вырасти:
У корней его хлебного пая
Тщетно будет просить, словно милости.

Станет, бедная, мучиться жаждой,
Побледнеют листочки холодные,
И завянет, засохнет однажды -
Нелюбимая, неугодная ...

Я не спрашивал у автора, что послужило материалом для этого стиха, - основа его универсальная.
Мишель Монтень считал, что «отличительный признак мудрости - это обязательно радостное восприятие жизни ». К такому восприятию стремится Н. Советная - и как врач, и как поэтесса. Есть такое понятие: уважение к жизни. Это характерно и для нее; стихи и проза свидетельствуют, что автор умеет и не устал воспринимать красоту жизни, удивляться её всегдашней новизне, волноваться, радоваться, тревожиться и печалиться, находясь в постоянных связях с её многообразной повседневностью.
Старая истина: стихи - отражение переживаний поэта. Вот стихотворение «Цветок на морозе»:

Безжалостно выброшен с корнем
Герани цветок на мороз ...
Один на один с долей-горем
Смиренно он тяготы нес:

То сохнуть оставит хозяйка,
То поит водой ледяной, -
А он, будь хоть жарко, хоть зябко,
Сияет румяна звездой ...

Не признан цветок и отвергнут,
Но, брошенный в снег умирать,
Алеет так жертвенно-верно:
вдруг выйдет хозяйка забрать ?!

Красота - беззащитная, и обязанность человека не давать ее в обиду. «Без красоты душа не может петь! »- восклицает поэтесса в другом стихотворении, Не забывая давнюю мысль о том, что красота спасет мир. Тоска по красоте - доминанта ее стиля.
Жизнь - понятие всеобъемлющее, многоцветное, разномасштабное. К сожалению, оно страдает у нас от различных болезней, в том числе и от моральных заболеваний, и поэтесса хочет его вылечить, оздоровить. Этой задаче подчинены ее эстетика и поэтика, выразительные средства, мировоззрение. Оставаясь светской, ее поэзия имеет
одновременно заметные черты и пафос поэзии религиозной, отмеченной обращением к Всевышнему и молитвенностью. Автор имеет, как по другому поводу говорил апостол Павел, Бога в разуме. Это помогает в творческих поисках, а также в практических делах.
К жанру молитвы обращались многие поэты, особенно плодотворно это получалось у Лермонтова, 200-летие со дня рождения которого широко отмечается в этом году. Н. Советная поддерживает эту линию в поэзии.

Удостой меня, Боже, чтобы я утешала,
И прощать боль обид Ты меня научи,
Напои состраданьем, дай любовь мне и жалость,
Укрепи, чтоб помочь заплутавшим в ночи ...

Чего мы ждем от психотерапевта (на Западе такого специалиста имеет каждая семья)? По моему мнению, прежде всего, чтобы он  помог нам понять, познать самих себя. Мы идем от науки к религии и наоборот, от религии к науке, к религиозному пониманию человека как носителя добра и зла. Такой путь и врача, особенно психотерапевта. Таковой в своих душевных поворотах видится мне героиня стихотворения «Я взглядом прорастаю в небо»:

Я в небо прорастаю взглядом,
О, сколько глаз со мною рядом!
В них слезы, блеск немой надежды:
Там Свет! Там белые одежды!

Какой поэт - таковы и его стихи. Книга «Увидеть ветер» свидетельствует о религиозности автора, ее вере и уповании на Бога. Бог - источник добра, он стоит над людьми и так или иначе определяет их жизнь. Поэтесса время от времени вступает с ним в диалог. Бог молчит, но все слышит. К молитвенности она обращается в надежде поставить на правильный путь, на путь безгрешности, современное десакрализованное общество. В книге немало библейских мотивов, есть стихи о христианских традициях и праздниках («Рождество»,« Вербное»и др.). Поэтесса ищет присутствие субстанционального содержания, хочет почувствовать мистический «свет ниоткуда» (может, поэтому она и не включила стихи о любви - «грешную любовь »?). Субстанциональное, трансцендентное открывается ей в природе, ее красоте и неисчерпаемости. Обычно спокойная, не напряженная речь её становится вдруг взволнованной.

Тихо-тихо туман опустился на водную гладь,
Зацепил небеса и смешал их с рекою,
Он дыханье земли растворил, подмешал благодать
Восходящего солнца с нежнейшей зарёю.

Тихо-тихо коснулась воды я горячей рукой,
И она отозвалась, мне пальцы целуя,
Обнимала, ласкаясь, живой молодильной волной,
И душа прошептала моя: «Аллилуя!»

Мир окружающей природы у поэтессы чрезвычайно широк и наблюдения бесконечны. Природа у нее наполнена божественной таинственностью и величием. Сфера природного пространства для нее – проявление сакрального, которое должно поддерживать духовные силы человека, защищать от хандры и душевной расслабленности. Природа предстает в своей доброте и милосердии - как своеобразный
терапевт, который утешает и лечит. А что касается «ветров-ураганов », то они только укрепляют поэтессу в ее призвании.

…Мне ветер затыкает рот,
Из-за угла толкает в спину,
А я иду, иду вперед,
Лбом упираясь в исполина.

Гудит пришелец-ураган,
Сугробы страхов наметая,
А я иду, я - на таран! -
В цветущие объятья мая.

Последней строке, возможно, вредит некоторая напыщенность, но общему стилю
контекста она не мешает.

Отдельный раздел в книге составляет проза: афористические фразы, остроумные заметки, короткие новеллы, в своем лаконизме близкие к стихам. Как и в стихах, Н. Советная избегает риторики, обращается к слову прямому и недвусмысленному. Вот короткая заметка под названием «Страсти»: «Человеческие страсти: ненависть, зависть, ревность, жадность ... как злокачественная опухоль: разрушают того, в ком живут ».
Поэтесса - русскоязычная, но иногда проскальзывает белорусская лексика и выражения: «запанела трава на грядках »; «Но вижу постати седых волхвов ... ».
Н. Советная - врач и поэтесса - тип современного гуманиста, лишенного (это видно
в стихах) инстинкта агрессии. Наибольшее, что она может себе позволить, - это просьба, попытка убедить и уговорить. Творческий потенциал поэтессы значительный, она еще не все сказала, что хотела, не сказала, возможно, самого важного, самого интересного. Так что будем ждать.

Владимир Гниломёдов

(перевод с белорусского Натальи Советной)