Крепдешиновое платье

Владимир Голдин
                Владимир Голдин

        КРЕПДЕШИНОВОЕ ПЛАТЬЕ

- Ну и вот! – радостно произнесла свою любимую фразу Нина Максимовна. Она сразу начинала говорить, как только в пределах её комнаты появлялся человек. Рассказ исходил из её уст как продолжение разговора, как будто бы и не было перерыва в её общении с вошедшим человеком. Тема рассказа выливалась из девяностопятилетней памяти и выстраивалась в повествование непроизвольно, легко, но также легко могла перейти на другую тему.

- Ну и вот! – не было у меня в жизни крепдешинового платья. Верней было, но носить не привелось. Мы же из спецпереселенцев. Семья большая: мама, папа да пятеро детей, три девочки, два мальчика. Жили-то бедно. Мама нам девчонкам платья шила из рогожи. Такое жесткое платье было, всегда икры ног натирало. Да. А я училась в фельдшерско-акушерском техникуме, хорошо училась. И вот, мне за учёбу материалу дали, метра полтора – крепдешину. Ух, хороший был завуч техникума...

- Нина Максимовна, давайте про платье, - заранее зная, что если её не остановить, то её воспоминания разольются по её памяти, как весеннее половодье.

- Ну и вот,  да... Принесла я домой эту материю. Сестры визжат от радости, щупают, мнут, прикидывают на свои худые плечи. Радости нет конца. Мама сшила платье. Я ж бойкая была, непоседа. Надела платье, а оно на мне так и струится, после рогожи-то, течет по телу. Я кричу, верчусь перед всеми домашними, платье абажуром вздулось. А отец говорит: Нинка, я вот всю жизнь тружусь в кузнице, а мне никто ничего не дарит. С чего бы это?

Действительно, какое к нам переселенцам отношение было, а тут такое. В общем, есть, было, нечего – продали платье.

Потом уж после войны, пошли мы с сестрой Валентиной по магазинам. Я уж университет окончила. Ходим по магазину, народу много, а взять нечего, и вдруг, на тебе, ткань рулоном на прилавке. Оказия. Валька первая подошла, взяла материал, понравился, отмеряли, купили. Мне не досталось, оказалось, остатки выбросили на продажу. Ну вот, мне купили шелковую ткань. Так и ходила в шелковом платье. Но мечта-то, как заноза, напоминает детство, юность.

Я уж кандидатскую диссертацию защитила. Старший научный сотрудник в научном институте. Статус обязывал хорошо выглядеть. Конечно, пошла и купила материала крепдешинового на платье. В советское время, это было только начало. Надо ведь было ещё сшить.

Вот ты советских времен человек. Помнишь Райкина, как ему костюм шили при коллективной организации труда, кто отвечает за пуговицы, кто за обшлага. Чудно. Ну, думаю, врешь, не проведешь. Блат был везде, в любую мастерскую, в клинику, к зубному, лучше было ходить по звонку от знакомых. Отношение мастеров к посетителю сразу становилось другое, более внимательное, а без этого находишься по примеркам.

- Чем закончилось Ваше хождение, Нина Максимовна, - проявляю я нетерпение.
- Чем? Уж мне нахвалили, лучший закройщик, лучший закройщик - города, да кто у него только не шьёт. Дали адрес. Да чего говорить. Испортили мою мечту. Так я крепдешиновое платье и не носила. Испортили мне платье. Так я его и не носила.

- Выбросила?
- Почему выбросила? Нет. Оно и сейчас со мной, в узелке, на последний случай. Пусть его наденут. Мечты должны сбываться.