Цыганский король Эпилог

Владимир Короткевич
Начало "I Цыганский король"  http://www.proza.ru/2014/11/19/534

   Предыдущая часть «VIII Цыганский король» http://www.proza.ru/2014/11/20/482
 


Нам придется сказать только несколько слов о судьбе наших героев.

Король Якуб Первый исправился и, не угнетая цыган, милостиво правил ими до самой своей смерти, которая наступила в 1795 хватит.

Поскольку Яновский, несмотря на всю свою признательность, отказался получить в наследство цыганскую корону, со смертью Якуба закончилась и династия. Цыганы выбрали королем, и довольно неудачно, также лидского шляхтюка Милосницого.

Польша, благодаря гнилому панству, пала. Начался новый период истории Белой Руси. Новые порядки не понравились Милосникому, и он с большинством  зажиточных цыган перекочевал в 1799 году в Турцию.

На Беларуси осталось незначительное количество цыган без государства, без правительственной организации.

Яновский сдержал свое слово, отпустил на волю после смерти родителей своих крестьян. Сам он жил работой рук своих вместе с женой долго, счастливо и небогато. К концу жизни он фрондировал перед шляхтой и даже фамилию свою изменил, взяв "придомком" к своей фамилию крепостной жены. Так появились на земле белоруской Светиловичи-Яновские.

Правда, дети его опять приобрели небольшое поместье, одно из поместий дедов, но панщинников у них никогда не было. Семена отца-вольтерьянца дали свои плоды.

Что же касается славного медикуса короля Якуба, то сведения о нем, недостоверные и немногочисленные, говорят вот что.

В знаменитом Конвенте одним из депутатов, избранных за заслуги перед революцией, был чужеземец, гражданин из неизвестной страны, что называлось по-латыни Alba Russia. Некоторые утверждали, что по профессии он врач, как Марат. Он это был или не он - неизвестно. Но он одним из первых подал голос за смерть короля, был некоторое время правительственным комиссаром одной из армий на Рейне и в Вандее.

В страшный день, когда Робеспьер раздробил себе челюсть выстрелом из пулгака, этот человек - один из немногих - до конца защищал его и сложил голову на знаменитой машине доктора Гильотена, которая, как продажная девка, служила сначала революции, а после ее врагам.

Если это был наш добрый знакомый - жаль. Он так и не смог вернуться на свою родину с волей на флагах. Но утешимся тем, что он сделал все, что возможно, что жизнь его была единственным аккордом, в котором не было фальшивых нот.

1958 г.