Семейная реликвия

Надежда Лисицина
                Семейная реликвия
      К новогоднему празднику по традиции мы  наводим в доме порядок. Так уж повелось. Есть поверье, что в Новый год не надо брать с собой старые вещи, от них надо освобождаться, тогда новые появятся. Ведь так  хочется, чтобы в новом году все в доме и в жизни было чисто и радовало глаз и душу. Купленные елка и новогодние игрушки ждут своего часа, чтобы наполнить дом праздничным настроением.
    Когда начинаешь предпраздничную уборку, просто диву даешься, сколько лишних ненужных лишних вещей накопилось, которые выбрасываешь без сожаления. Но… вдруг в руках оказывается вещь, которая мгновенно  пробуждает память, чувства, эмоции давно прошедших лет. 
   В моих руках белая кружевная скатерть.
   Мама. Я словно наяву вижу ее склоненное над вязанием бледное лицо и тонкие пальцы, в которых быстро мелькает спица с крючком на конце.  Белая кружевная скатерть почти готова.  Стук в дверь. Бабушка торопливо открывает дверь и в комнату не входит, а вваливается большая тетка. Мы ее хорошо знаем, она забирает все, что успела связать мама, сует бабушке смятые деньги и уходит. Мама идет к кровати, ложиться, а бабушка Катя начинает суетиться около коробки с лекарствами, приговаривая: «Доченька, Клавушка, потерпи»  Я помню приезд «неотложки», сочувствие в глазах соседей по коммунальной квартире и тихие всхлипывания бабушки.
    Мама была больна, она почти не могла подниматься. Лежа в кровати, она   вязала. Только так мы могли выжить. Каждую неделю к нам  приходила та же тетка, унося связанные мамой кружевные скатерти. После ее ухода мы с бабушкой шли в магазин,  она покупала продукты, но самое главное – конфетки и пусть это были подушечки, какими же восхитительно вкусными они мне казались. Мы пили втроем чай и улыбались. Я не просто помню, я ощущаю легкие мамины руки, которые гладят меня по голове, и в эти мгновения  чувствую себя  очень счастливой.
    Уже вечером, лежа с бабушкой на узкой железной кровати, я засыпала под ее тихие молитвы, молитвы к Богу о маме  и обо мне.
  Много лет спустя я узнала, что маме, по прогнозу врачей, был отпущен год жизни.  Мама чудом выжила.  Она не думала  о смерти, она горячо молилась о жизни. Мама не могла уйти, так как  знала, что доля сироты для ее маленькой девочки  - горькая доля.
  Когда я была совсем маленькая,  маму и папу увели из дома и приговорили к 25 годам заключения. В те времена было достаточно анонимной бумаги, что бы перечеркнуть жизнь людей. Суд был скорый.  Меня отправили в детдом.
    Началась для меня, как я сейчас называю, жизнь «ДО», жизнь без детства, а значит и без семейной  жизни. Но в стране наступила "оттепель".  Дело мамы было пересмотрено, и ее реабилитировали.  Папу я не увидела больше никогда, остались на память только фотографии из Сибири, где он писал: «Дорогой, любимой доченьке на память от папы». Не дожил.
    Мама нашла меня, судьба помиловала нас. Началась жизнь «ПОСЛЕ».  В этой жизни было много проблем и трудностей, но мамина сила духа и веры и любви оказались сильнее горя, болезни и смерти. Болезнь не ушла совсем. Мама никогда не жаловалась на жизнь, она была человеком светлой души и безграничной доброты. Светлая ей память и Царство Небесное.
   Сейчас, держа в руках кружевную скатерть, я понимаю, что в дар я получила от мамы  не только жизнь, но и мужество жить. Я передам по наследству дочерям как родовую ценность связанную руками моей мамы  скатерть. Новый год мы встретим вместе всей  семьей за праздничным столом, накрытым белой  скатертью. И пусть это будет не та скатерть, а просто праздничная, традиционно кружевная.  Ту, мамину, мы сохранили как семейную реликвию, которая будет передаваться из поколения в поколение, храня нашу память и любовь.