Пищуха

Вадим Светашов
                Пищуха.

                Синички гаички явно строили гнездо. Парочка копошилась на старой иве, пытаясь своими маленькими клювиками отодрать полоски лыка. Вот одна из них сумела выдернуть длинную полоску и скрылась с ней в ельнике. Шла вторая половина солнечного апреля, снег оставался только в глубине мрачного ельника, и было самое время для строительства уютного гнёздышка. У второй гаички долго ничего не получалось, но она не бросала этого занятия. Вернулась первая и стала помогать ей. Мне захотелось узнать, где они подыскали место для гнезда и я спрятался за толстой елью, продолжая наблюдение. Синички были совершенно одинаковой расцветки, и определить кто из них самец, а кто самка было невозможно. Опять одной синичке удалось оторвать длинную полоску. Крепко зажав её в клюве, гаичка полетела в прежнем направлении. Я уже собирался последовать за ней, как вдруг на комель толстого ствола ели недалеко от меня села маленькая буроато-серо-пёстрая  птичка с тонким и длинным, изогнутым вниз клювом. Она, опираясь на жёсткие, как у дятла, перья хоста, начала мелкими скачками передвигаться вверх по стволу. Причём поднималась она не вертикально, а как бы винтом вокруг ствола, при этом успевая сунуть клюв в каждую трещинку коры.
                Птицу я, конечно же, сразу узнал. Пищуха была не редким, но малочисленным видом в наших лесах. Кроме того она как-то ухитрялась не попадаться на глаза, голос её тоже редко кто слышал. Зимой пищуха кочевала по лесам в одиночку или примыкала к стайкам «лесных разведчиков». Весной находила себе друга, с которым строила гнездо, выводила и выкармливала птенцов, а затем кочевала с выводком до осени, пока выводок не распадался. Придерживалась пищуха спелых высокоствольных темнохвойных лесов с небольшой примесью лиственных деревьев. Чисто лиственных лесов, так же как и открытых пространств избегала. Вот она добралась до середины ёлки и слетела на комель следующей, но не стала подниматься, а два раза тонко пискнула «цииит, цииит». К ней подлетела вторая пищуха, видимо самец, с размочаленной травинкой в клюве. Первая птица попыталась отобрать травинку, но вторая не отдала, и они вместе полетели в еловую чащу. Я понял, что они строят гнездо. А поскольку гнезда пищухи я ещё не видел, зато видел уже с десяток гнёзд гаичек, то своё решение переменил и отправился разыскивать новое для меня гнездо.
                Прошло более часа, прежде чем я вновь увидел пищуху с пучком зелёного мха в клюве. Она пролетела мимо, не заметив или не обратив на меня внимания, и скрылась за деревьями.  Я продолжал двигаться в ту же сторону и вскоре увидел птицу, несущую ленточку бересты. Пищуха села на ствол сухостойной ели и в два скачка скрылась по другую сторону ствола.  Я, не приближаясь, обошёл дерево. Кора не ёлке отслаивалась большими кусками, образуя ниши – карманы. В одном таком кармане, на высоте около полутора метров, копошилась пищуха, пристраивая принесённую ленточку.  Подлетела вторая птица с пучком пуха в клюве  и шмыгнула за отставшую кору. Когда птицы улетели, я подошёл. Между отставшим куском коры и сухим стволом находилось практически готовое гнездо. Оно было построено из лыка, мха, сухих травинок и скреплено паутиной. В лотке лежало несколько пуховых перьев и комочки шерсти, а в стенки аккуратно вплетены ленточки бересты. Значит, птицы сейчас занимаются облицовкой и выстилкой. Через день-два может начаться кладка.
                Через неделю я выбрал время и проведал симпатичных птичек. Но хозяев я не увидел, а в гнезде лежало шесть белых яичек, покрытых красно-бурыми крапинками, которые на тупом конце образовывали чёткий венчик. Ещё через три недели я вновь побывал у гнезда, надеясь увидеть птенцов, но гнездо оказалось пустым, и пищух рядом не было.   Выходит, нашёлся какой-то любитель полакомиться яйцами или птенцами и гнездо разорил. Я осторожно вытащил гнездо из ниши и удивился. Оказывается, гнездо не висело в кармане, как я считал, а под него было сделано основание из тонких веточек и кусочков коры.
                Уже выходя из ельника, услышал подозрительный, продолжительный писк и пошёл на него. Писк раздавался из дупла в гнилой ольхе. Из него выглядывало сразу три оперившихся птенца гаички. Подлетел кто-то из родителей с двумя зелёными гусеницами и я поспешно ретировался.

                В,Светашов.