Исход или Реформация. Тайная глава

Андрей Пустогаров
Некоторые положения этой главы могут оскорбить вашу нравственность

Книга 4
Исход или Реформация

Тайная глава

1. Сколько жен в самый раз - три или одна? 2. Любодейцы, сыны неба 3. Крепостное единоженство 4. По примеру патриархов  5. Жидовствующие и прочие русские многоженцы
6. Старообрядцы и революция 7. Октябрьская или сексуальная? 8. Полигамия или проституция и педерастия 9.Арифметика  инцеста


1. Сколько жен в самый раз - три или одна?

Не раз мы уже говорили , что Ветхий Завет и Евангелие – антагонистические книги, созданные  заклятыми врагами: сынами Израилевыми, уничтожавшими  католиков-идолопоклонников и теми самыми католиками, поставившими цель уничтожить блудницу вавилонскую – Константинополь (см. 4.10.1  http://proza.ru/2014/03/27/710 ).

Антагонистичны  также  подходы к институту брака в Ветхом завете и в практике христианских государств.  Ветхий Завет не регламентирует число жен у мужчины. Их может быть одна или две (как у Авраама), а может быть очень много, как у Гедеона или Давида. Это личное дело самого мужчины. 

В христианском же  государстве устанавливается жесткая моногамия.  Многоженцы преследовались инквизицией,  наказанием служила каторга.

Чем же была  обусловлена   столь резкая перемена по отношению к многоженству?   

- Но ведь заповедь Христа… - можешь начать ты, читатель. Но Христос ничего не говорит против многоженства. (Что естественно для пророка Исы – племянника Моисея). Он осуждает развод и прелюбодеяние?  Ну так прелюбодеяние осуждает и Ветхий Завет. Прелюбодеяние – это вступление в половую связь с чужой женой.


Так отчего же так изменился взгляд на многоженство?  Когда была введена моногамия?

Начнем с того, что   нерегламентированность  числа жен  естественна для догосударственного периода  с   глобальными торговыми сетями. Купцы, называемые евреями, соблюдали, как мы полагаем,  обет безбрачия (см. 4.3.11. http://proza.ru/2013/11/06/1459 ).  Действительно, проще было найти себе партнерш среди местного населения вблизи торговой фактории-храма,  а не возить за собою по белу свету жену или жен. (Так, кстати, и сейчас поступают некоторые мужчины, бывающие в длительных командировках).   

Что касается «местных», то для так называемого первобытного или традиционного (то есть догосударственного) общества  самой главной является задача пресечения конфликтов между его членами. Поскольку «первобытное общество, общество, не имеющее судебной системы(то есть государства – А.П.) , беззащитно перед… эскалацией насилия… Малейшее насилие может привести к катастрофической эскалации» (Жерар Рене. Насилие и священное. М., НЛО, 2000, гл.1).

Заметим, что прямым поводом к конфликту является прелюбодеяние. Недаром оно подвергается запрету в Ветхом Завете.  В случае моногамных семей исключить  прелюбодеяния невозможно, поскольку моногамия противоречит инстинктивному поведению самца (см. 4.14.1  http://proza.ru/2014/11/15/81 ). Полигамная семья с запретом прелюбодеяния (то есть половой связи с чужой женой)  - гораздо более безопасный с точки зрения конфликтов вариант устройства общества.  В книге Дж.П.Мердока  «Социальная структура» (М., ОГИ, 2003)  собраны сведения о семейном устройстве 250 человеческих сообществ, как  существующих доныне , так и существовавших прежде.  193 из них квалифицированы как полигамные (то есть с многоженством) и  «только лишь 43 как  моногамные»  (с.51).   Повторим – на наш взгляд, такое преобладание связано именно с большей  конфликтоустойчивостью  полигамного общества по сравнению с моногамным. 



2. Любодейцы, сыны неба
 
Но традиционное общество  было взорвано появлением глобальной структуры купцов-меркурианцев.  Представители этой корпорации - носители товаров, знаний и технологий  - обладали  в глазах женщин гигантскими преимуществами  по сравнению с  «местными « мужчинами. (Можно вспомнить российские 90-е и популярную тогда песню  «Америкэн  бой, уеду с тобой!») (см. главу 3 этой книги)
 
На нащ взгляд, вышеописнная ситуация нашла свое отражение в ветхозаветной книге Бытия:  «Когда люди начали умножаться на земле и родились у них дочери, тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал (6: 1-2).

 Более подробно эта история изложена в считающейся апокрифической книге Еноха: «И случилось, - после того как сыны человеческие умножились в те дни, у них родились красивые и прелестные дочери. И ангелы, сыны неба, увидели их, и возжелали их, и сказали друг другу: "Давайте выберем себе жен в среде сынов человеческих и родим себе детей… И Азазел  (один из начальников ангелов) научил людей делать мечи, и ножи, и щиты, и панцири, и научил их видеть, что было позади них, и научил их искусствам: запястьям, и предметам украшения, и употреблению белил и румян, и украшению бровей, и украшению драгоценнейших и превосходнейших камней, и всяких цветных материй и металлов земли.И явилось великое нечестие и много непотребств, и люди согрешали, и все пути их развратились… Тогда взглянули Михаил, Гавриил, Суръйян и Уръйян с неба и увидели много крови, которая текла на земле, и всю неправду, которая совершалась на земле…
И сказал … Господь … исцели землю, которую развратили ангелы, и возвести земле исцеление… и вся земля развратилась чрез научения делам Азазела… Иди к незаконным детям, и любодейцам, и к детям любодеяния и уничтожь детей любодеяния… Извести Семъйязу (еще один начальник ангелов) и его соучастников, которые соединились с женами, чтобы развратиться с ними во всей их нечистоте… И немедленно Семъйяза сгорит и отныне погибнет с ними» (гл.2).

Итак, появление «сынов неба» начало разрушать структуру традиционного общества «сынов человеческих» и привело к потокам крови.  (По всей видимости,  именно в связи с глобализацией и  экспансией западных «сынов неба» бушуют сейчас кровавые конфликты в мусульманском мире).
Показательно также, что Азазел научил «людей» именно тому, чему могли научить «местных» купцы-меркурианцы.


3. Крепостное единоженство

В ответ на эту ситуацию «местными» («аполлонийцами») было создано государство (см. гл. 5 этой книги http://proza.ru/2014/06/04/734 )
 (Можно продолжить аналогию с Россией и укреплением российского государство в двухтысячных годах).   

Каковы  были первые   задачи появившихся государств?  Формирование  массовой армии и, соответственно, обеспечение ее продовольствием. Для   создания продовольственных запасов нужны были прикрепленные к земле крестьяне, класс каковых и был вскоре  образован. 

Чем же характеризовались брачные отношения крепостных крестьян? 

В России «крепостные крестьяне могли жениться только на крепостных того же помещика (или очень редко на крепостных другого помещика, если между этими помещика была заключена специальная договоренность)». В 1770 году при Екатерине специальная комиссия разработала проект по крестьянскому вопросу. Проект предусматривал, что «женятся крестьяне по собственному желанию, причем в пределах одного имения безденежно, а если берут жену со стороны, то только при наличии отпуска от помещика» (Любавский М. К. История царствования Екатерины II. — СПб.: Лань, 2001). При этом  Любавский  отмечает, что «этот проект, собственно говоря, санкционировал то, что было … он хотел законодательным путем подтвердить и очертить крепостное право» (там же).

Из  двух условий   - а) крестьянин не мог покидать свою деревню, б) крестьянин должен был жениться на женщине из той же деревни – следует, что наименее конфликтным в такой ситуации  (при сохранении семьи, как таковой)  является уравнительное распределение женщин между мужчинами, то есть единоженство.   Многоженство привело бы к появлению внутри деревни немалого количества  холостых мужчин,  создавая условия для прелюбодеяний и связанных с ними конфликтов. 
(По той же причине , на наш взгляд, перешли к единоженству и изолированные в своих гетто евреи).


Подобных ограничений в отношении крестьян не было в Османской империи, поэтому там сохранялось многоженство.   А вот в  крепостнической империи Габсбургов  (и в ее сателлите – Российской империи)  единоженство было освящено полностью контролировавшейся властями церковью. 


4. По примеру патриархов

Попытаемся найти свидетельства того, что обязательное единоженство было введено в Европе в 16-17 веках. Если это так, то  мы должны обнаружить на сломе эпох сведения о полигамии,   впоследствии исчезнувшей.

Тут сразу, конечно, приходят на ум «семиженцы»  16 века Генрих  VIII и Иван Грозный. 

Показательно, что «полностью законными» женами Ивана Грозного считались только его первые четыре жены, что соответствует мусульманскому канону.  Мы полагаем, что создатели историй о Генрихе и Иване,  не решаясь  отрицать общеизвестный факт  их многоженства, чтобы сгладить ситуацию, изобразили  эту полигамию, как последовательную ,а не одновременную. 

Любопытна реакция на якобы желание Генриха развестись по своей первой женой  Екатериной Арагонской  и обвенчаться с Анной Болей: «Лютер был против развода, но соглашался на то, чтобы Генрих, не разводясь с Екатериною, женился на Анне Болейн и имел две жены по примеру патриархов» (С. М. Соловьёв .  Курс Новой истории, 6-2). 

Ситуация очень напоминает нам  обращение в христианство язычников:  новообращенный  должен был отослать от себя всех своих жен и затем обвенчаться с одной из них, преимущественно с первой по времени вступления в брак. Похоже на то, что Генриха обращали в христианство,  и возник вопрос, что делать при этом со всеми его женами.
 
Тот же совет, что и Лютер,  давал Генриху  ярый противник Лютера  магистр ордена доминиканцев  кардинал Каэтан или Каетан: «кардинал Каетан утверждал, что ни закон природы, ни Божественный закон ни в коей мере не ставят под сомнение полигамию. Новый Завет тоже не запрещает полигамию, а часто цитируемый в защиту моногамии текст из евангелия от Матфея 19:9 запрещает развод, а не полигамию. Мужчина, разводящийся со своей женой без всякой причины и женящийся на другой прелюбодействует против своей первой супруги. Если же он не разводится с нею, а берет за себя вторую жену, то поступает по закону… многие богословы средневековой церкви вполне разделяли взгляды Каетана на полигамию….Среди этих богословов такие как Веракруз, Палациос, Тостатус, Абуленсис и другие. Даже Дунс Скотт полагал, что в случае войн или других бедствий, уносящих в первую очередь мужчин, Папа Римский может санкционировать полигамию (хотя бы временную) для того, чтобы восполнить демографические потери» (Русов О. Многоженство: история и практика. –СПБ, «ДИЛЯ»,  2005, с.71-72). 

Известно также  «двоеженство Филиппа Гессенского. Князь, возглавлявший Шмалькальденскую лигу, был чистосердечным человеком, беззаветно преданным делу протестантизма. Но совесть у него была нечиста, так как в течение многих лет он не имел с женой супружеских отношений и при этом не находил в себе силы вести аскетическую жизнь. Он был не распутником, а человеком, которому не давало покоя половое влечение и которого мучило чувство вины за его недозволенное удовлетворение. Он обратился за советом к ведущим протестантским богословам, и Лютер, Меланхтон и Буцер (реформатор из Страсбурга) пришли к мнению, что Библия не запрещает полигамию и что Филипп может взять вторую жену, не разводясь с первой.( Хусто Л. Гонсалес, История христианства. Том 2, ч.1, гл.. Дальнейшее развитие лютеранства, Шмалькальденская война).

 – Ну так это все особы высокопоставленные, - можешь сказать ты, читатель. – С жиру бесились…

Не только, не только высокопоставленные.  Вот история времен Крестьянской войны в Германии об  Иоанне или Яне Лейденском: «вождь мюнстерских анабаптистов, род. в 1510 г. в Лейдене и после долгих странствований поселился здесь в качестве портного. Уверовав в учение анабаптистов, И. скоро стал одним из наиболее рьяных и талантливых странствующих проповедников их и "пророков". В 1533 г. он, в качестве миссионера, пришел в Мюнстер вместе с Яном Маттисом (Matthys, иногда Матисен) и усердно помогал последнему в распространении их учения и в устройстве в Мюнстере "царства Христова" и "Нового Сиона". Когда Ян Маттис был убит в 1534 г., И. объявил, что, по бывшему ему откровению, он назначен свыше в преемники убитому пророку, и, признанный в этом сане, стал организовать в Мюнстере теократическое правление, руководствуясь собственными фантазиями и указаниями, почерпнутыми из Ветхого Завета. Именуя себя "И. Божией милостью царь Нового Израиля", И. ввел многоженство, жил роскошно и сделал город сценою бесчисленных религиозно-фанатических и грубо чувственных выходок. Несмотря на отчаянную оборону, в июне 1535 г. город был взят епископом мюнстерским. 23 января 1536 г. И. казнен после ряда страшных пыток, которые он вынес с изумительной стойкостью. Тело его было вывешено в железной клетке на колокольне црк. св. Ламберта» (Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907,  Иоанн Лейденский).

Причем многоженство было введено не только для самого Яна и его ближайшего окружения, а для всех жителей мюнстерской коммуны. Мы полагаем, что во время жестокой войны с католиками вряд ли Ян Лейденский пошел  на рискованный эксперимент с введением многоженства. Скорее он и его последователи отстаивали старый обычай, на который покушались католические власти.   

Вот еще одно свидетельство, относящееся к той эпохе. «Бернардино Очино (Bernardino Ochino) (1487—1564), бывший генерал ордена францисканцев-обсервантов. В 1534 году он вступил в другой, более строгий орден капуцинов, а через четыре года был избран заместителем генерала. …Как только Караффа организовал инквизицию, Очино был вызван в Рим. Предупрежденный кардиналом Контарини, он бежал в Женеву, где был принят Кальвином с распростертыми объятиями. Очино издал шесть томов трудов, посвященных защите его обращения в евангельскую веру… в Тридцати беседах он поддержал многоженство» (Льюис В. Спиц, История Реформации,  Фонд "Лютеранское Наследие 2002, т.1,  гл.ПРОТЕСТАНТИЗМ В ИСПАНИИ И ИТАЛИИ).

 Не правда ли, читатель, у нас в очередной раз возникает странная ситуация: через полторы тысячи лет после появления христианства и через примерно тысячу после его превращения в господствующую религию с предписанной моногамией  люди вдруг массово озаботились спорами на тему, сколько же жен положено иметь человеку.  Причем так же быстро, как они возникли, эти споры затем сошли на нет и повсеместно в Западном мире утвердилось единоженство.  Мы полагаем, что этот всплеск дискуссий и был вызван тем, что именно в этот период 16-17 веков н.э.  в Европе вводилось единоженство вместо существовавшего до той поры многоженства.



5. Жидовствующие и прочие русские многоженцы

Мы сказали о том, что единоженство -  по сути неизбежная вещь при введении крепостного права.  Однако распространилось оно не только на крепостных крестьян, а не все слои общества. Отчего так?  Мы думаем, оттого , что это давало властям дополнительный рычаг воздействия на человека: помещенный  в ситуацию, которая противоречит его инстинктивным желаниям, мужчина почти неизбежно оказывался нарушителем так называемых нравственных норм  и власти по своему выбору  могли  либо закрыть на это глаза, либо привлечь человека  к ответственности. (Продолжая  аналогии с советскими временами, вспомним о проработках «за моральное разложение» на парткомах и месткомах).

Сами же власть имущие никогда не обременяли себя заботой о своем нравственном облике.  Вот что, к примеру, пишет о русских императорах современный исследователь:  «Повышенная   чувственность, необходимость ощущения постоянной влюбленности  были,  видимо,  одной из  отличительных  черт психологического облика всех Романовых. В  качестве иллюстрации этого утверждения можно было бы сослаться на  многочисленные любовные  истории Петра Великого, Елизаветы Петровны,  Екатерины  II,  Павла  I,  Александра  I,  Николая  I..». (Леонид Ляшенко. Александр II, или История трех одиночеств – М., , МОЛОДАЯ ГВАРДИЯ, 2002, От первой до последней любви Александра II) 

Мы писали, что пришедший к власти в результате польско-австрийской интервенции режим Романовых установил в России  крепостное право  (в немалой степени, для организации зернового экспорта в  Западную Европу через Балтийские порты . Вместе с крепостным правом, по нашей логике, должна  была прийти в Россию и моногамия, вытеснившая существовавшую до Романовых полигамию. В таком случае  эта полигамия должна была сохраняться у старообрядцев – то есть той части населения России, которая активно сопротивлялась романовским «реформам».

И мы находим тому немало свидетельств.

Для начала скажем, что  полностью  двоеженство в России было запрещено только  Указом 1722 года: «Двоеженство (в том числе дозволяемое ранее военнопленным) запрещалось. Дети, рожденные от второго брака, признавались незаконнорожденными. Синод  допускал заключение не более трех браков (при законном расторжении предыдущих)» (Сизиков М.И.. История государства и права России с конца XVII до начала XIX века: Учеб. пособие - М.: ИНФРА-М, 1998, 1.3).

Теперь заглянем в вышедший в 1913 году  СПРАВОЧНИК ПО ЕРЕСЯМ, СЕКТАМ И РАСКОЛАМ С.В. Булгакова: «Субботники и воскресники Так называются сектанты молоканского толка…они стали говорить вообще о превосходстве Моисеева закона пред законом Христовым, а затем и о Самом Иисусе Христе стали толковать, что Он - простой человек, пророк, низший Моисея, свято чтивший его закон…. Субботники, или жидовствующие …Всего удивительнее то, что жидовствующие - это коренные природные русские, отказавшиеся от Христа, от христианства, от русской национальности. Закон еврейский дал Бог, и дал его на вечные времена, говорят русские субботники, а христианство дано Христом, Которого субботники не признают Сыном Божиим; не признают они и Троичность лиц в Божестве. Не признавая Христа, отвергают субботники и Церковь Его; не признают они и св. икон. Воскресение мертвых жидовствующие хотя и признают, но определенного понятия о будущей жизни не имеют. Все чаяния субботников прикованы к земле, но не к небу. Они все обрезаны (мужской пол). Ссылаясь на примеры Авраама, Иакова, Измаила, Давида и других, жидовствующие допускают многоженство, и сразу иные из них имеют по две и по три жены ( С.В. Булгаков СПРАВОЧНИК ПО ЕРЕСЯМ, СЕКТАМ И РАСКОЛАМ -  М.,  Современник, 1994).

Мало того, что у молокан сохранилось многоженство, так они еще сохранили и черты дохристианской религии единобожия, в том числе, обрезание. 

Недаром русских раскольников  называли староверами (термин «строобрядцы» официально  появился в 1905 году). Это была именно старая, то есть дохристианская вера. 

Вот еще одно свидетельство о многоженстве у молокан:  «Молокане являются представителями русского старообрядчества в его достаточно радикальном варианте. Как и другие сектантские движения, молоканство разделилось, одним из которых стало «прыгунство» – учение Максима Гавриловича Рудометкина во второй половине XIX века на территории Южного Кавказа, преимущественно Северного Азербайджана.
Проповеди его имели большой успех среди молокан. Так, среди молокан Эриванской губернии второй половины 50-х гг. больше половины стали последователями Рудометкина. В 1858 г. чиновники Эриванской губернии доносили, что новое учение не ограничивается внутренней жизнью молокан-прыгунов, а «распространением своим поселяет пагубные заблуждения в жизни общественной и гражданской. Возвеличивая себя в цари духовные, он ослабляет уважение к подлинным властям; допуская многоженство, учение это разрушает основы семейного быта; обещая скорый конец света, оно внушает равнодушие к труду и успехам хозяйственным» (Агаев Ф. А. Взаимоотношения молокан-«прыгунов» с царской администрацией в Северном Азербайджане во второй половине XIX века [Текст] / Ф. А. Агаев // Молодой ученый. — 2012. — №6. — С. 335-338).

В обоих текстах нас исподволь хотят  уверить , что изначально молокане  были «правильными» христианами, но потом пришедшие со стороны некие учителя сбили их с пути истинного, внедрив элементы  дохристианской религии. А все их первоначальное отличие  от так называемого никоновского христианства состояло в двуперстии и прочих малозначительных элементах обряда.  Мы уже писали, что это неуважение к нашим предкам – считать, что из-за незначительных отличий в религиозном обряде они могли жертвовать не только своей жизнью, но и жизнью своих детей и жен.  Нет, не из-за замены двуперстия на троеперстие  Россию в 17 веке сотрясали народные восстания (см. 2.7 http://proza.ru/2012/11/05/794 ). Восстания эти были против вводимой крепостнической системы.  Мы полагаем, что в немалой мере борьба шла и против вводимого крепостническим режимом единоженства.

 Но продолжим, приведя еще несколько свидетельств. «Беспоповский толк старообрядчества возник позднее поповского — с конца XVII в. … По вопросу о приемлемости таинства брака беспоповцы впоследствии раскололись на брачные и безбрачные секты… Беспоповские безбрачные толки, особенно Преображенское кладбище с его общиной в Москве, часто навлекали на себя обвинение в распространении разврата…Так, на Преображенском кладбище было принято, что достигшие зрелости мужчины переходили к Монинской Покровской молельне в городе, где допускалось многоженство…»( Вишняков А. Старообрядческая Покровская молельня и Филипповская часовня в Москве. М., 1865.  Цит. по Пётр Паламарчук. Сорок сороков: Краткая иллюстрированная история всех московских церквей.Том 4. Окраины Москвы. Инославие. Краткая история Преображенского кладбища).

«21-го сентября истекшего 1898 года в Самаре состоялся съезд беспоповщинских наставников и других столпов беспоповщины…5. «Собрание определило решить вопрос о многоженстве на ниже следующем основании…» («Миссионерское обозрение» № 7-8 за июль-август 1899 г., с. 39-53, Саратовский Епарх. миссион. свящ. П. Шалкинский «Раскольничий съезд беспоповцев в г. Самаре»).  Да, собрание  (в 1898 году !)  «решило  вопрос» в пользу единоженства. Но показательна сама постановка этого вопроса, то есть его актуальность спустя почти триста лет после прихода к власти  прогабсбургских  ставленников Романовых  и введения единоженства. 


6. Старообрядцы и революция

Продолжим тему старообрядцев.  Несмотря на гонения со стороны романовских властей, старообрядцам удалось занять едва ли не ведущее место в промышленности России.  Нас это нисколько не удивляет, поскольку, с нашей точки зрения, старообрядцы – это русские евреи, то есть сословие купцов-меркурианцев.  Как мы показывали, основой доромановской России была разрушенная при  Романовых  монастырская  торгово-проиышленная система.  Именно традиции этой системы и сохранили в своей среде русские старообрядцы.

«Известно, что ни одно религиозное направление в России не оказало такого влияния на развитие промышленных отношений, как старообрядчество. Уже к середине XVIII века старообрядчество обладало «великими промыслами и торгами». Манифест 1762 года Екатерины II, призывавший старообрядцев из рассеяния на родину, а также ряд указов, улучшавших их положение, дал толчок к быстрому росту старообрядческих общин в России и активному участию их в развитии экономики страны. Возникают  старообрядческие прядильные мануфактуры в Павлове, Лыскове, Макарьеве, Самаре. К концу XVIII века главнейшие торговые пункты в Нижегородском крае и ниже по Волге и Оке, все судостроение и торговля оказывается в руках старообрядцев. С Волги по Каме посадская старообрядческая коло¬низация проникла на Урал, став и там в авангарде промышлен¬ного развития (заводы Демидовых, Осокиных и других). Во гла¬ве духовного окормления старообрядческого промышленного люда как на Волге, так и на Урале стояли Керженецкие скиты, откуда посылались на места наставники и священство.
Текстильная промышленность Москвы и Центрального промышленного района,  наиболее передовая отрасль промышленности конца XVIII – начала XIX века, была также в значительной мере создана старообрядчеством. Возникшие в 1771 году при Рогожском и Преображенском кладбищах Москвы старообрядческие общины, впоследствии распоряжались многомиллионными капиталами. Таганка и Рогожская община простирали своё влияние до крайних пределов Российской империи главным образом в хлеботорговле. Старообрядческие общины Тульской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Пензенской, Симбирской, Саратовской, Самарской и других хлебородных губерний имели постоянные деловые сношения с рогожской митрополией, стави¬ли в известность о видах на урожай, о ценах на хлеб, помогали производить закупки. Донские, уральские и нижневолжские общины староверов играли такую же роль в рыбной торговле, а общи¬ны степных губерний – в торговле скотом.На любой ярмарке старообрядцы вычисляли друг друга по окладистой бороде и трезвому взгляду. В руках рогожцев была вся московская ямская слобода – почти все ямщики были старообрядцы. На крупных ярмарках (в Москве, Нижнем Новгороде и других городах) цены на важнейшие товары устанавливали рогожцы, и их влияние чувствовалось не только в Иркутской гу¬бернии, но и в Бухаре, и в Хиве»  (Борис Кутузов. Феномен старообрядчества.Барнаул, 2011, гл. 17).

«Правительство России неоднократно издавало указы против торговой деятельности старообрядцев, принуждая их к переходу в единоверие. В пику запретам налаживалась система связей между общинами староверов по всей стране» (там же). То есть старообрядцы восстанавливали свою прежнюю торгово-промышленную сеть.

«Если во второй половине XIX века ряд торгово-промыш¬ленных и финансовых предприятий были созданы на старообрядческие капиталы, то в начале XX столетия старообрядческие торгово-промышленные фамилии оказались «во главе экономического развития целого ряда отраслей промышленной и финансовой деятельности России».
Это известные старообрядческие династии Морозовых, Рябушинских, Гучковых, Солдатёнковых, Хлудовых, Коноваловых и других, внесших огромный вклад в российскую экономику и культуру. Знаток торгово-промышленной Москвы П.А. Бурышкин в своей книге «Москва купеческая» дает характеристики почти 25 московским купеческим кланам. Почти половина этих семей были старообрядцами» (там же).

Естественно, что для старообрядцев империя  Романовых была старым врагом. И они сыграли немалую роль в ее уничтожении.  Партию большевиков финансировали  именно старообрядец  Савва Морозов и его родственник    Николай Шмидт. Во время революции 1905 года в Москве  центром  вооруженного восстания стала мебельная фабрика Шмидта, где на его деньги  была создана рабочая дружина. Шмидт сам принимал  участие в руководстве боевыми действиями.

Выходец из старообрядцев  А.И. Гучков , побывавший и председателем Думы и членом Государственного совета Российской империи,  считается автором  и организатором заговора  по  отречению  Николая  II в 1917 году от престола. 


7. Октябрьская или сексуальная?      

Возвращаясь к  главной теме этой главы, отметим, что Октябрьская революция  воспринималась  ее сторонниками как освобождение человечества, в том числе и от старой «буржуазной» морали, то есть от системы единоженства. 

Вот что писала в 1923 году заведующая в то время женотделом ЦК РКП (б)  Александра Коллонтай в журнале «Молодая гвардия»  в статье  «Дорогу крылатому Эросу! (Письмо к трудящейся молодежи)»: «Уже с конца XIX века многогранность в любви сделалась излюбленной темой писателей-психологов. «Любовь к двум» даже «к трем» занимала и смущала своей «загадочностью» многих вдумчивых представителей буржуазной культуры….Распутать эту сложную проблему чувства может только идеология и быт нового трудового человечества…. Многогранность любви сама по себе не противоречит интересам пролетариата. Напротив, она облегчает торжество того идеала любви во взаимных отношениях между полами, которое уже оформляется и выкристаллизовывается в недрах рабочего класса. Лицемерная мораль буржуазной культуры беспощадно вырывала перья из пестрых, многоцветных крыльев Эроса, обязывая Эрос посещать лишь «законобрачную пару». Вне супружества буржуазная идеология отводила место только общипанному «бескрылому Эросу» — минутному половому влечению полов в форме купленных (проституции) или краденых ласк (адюльтеру-прелюбодеянию)…. идеология рабочего класса гораздо строже и беспощаднее будет преследовать «бескрылый Эрос» (похоть, односторонне удовлетворение плоти при помощи проституции, превращение «полового акта» в самодовлеющую цель из разряда «легких удовольствий»), чем это делала буржуазная мораль. (Молодая гвардия. — 1923. — № 3 — C.111-124). 

Конкретная модель  отношения полов в статье не  описывается, но, во-первых, отрицается необходимость моногамии, и, во-вторых, осуждается прелюбодеяние , как связь, построенная на обмане. По существу, предлагается возвращение к дохристианской морали.   

Недаром  отношения полов сопрягаются с  «бытом нового  трудового человечества». Напомним, что монастырская система была основана на вольном  привлечении  к сотрудничеству с монастырями «поселенцев». ( см. 3.7.10 http://proza.ru/2013/08/29/1058 ).

Однако  после Октябрьской революции  золотой  век не наступил. Обобществление средств  производства не привело ни к ликвидации расслоения общества как такового, ни к свободному труду.  Не произошла и мировая революция.   Система власти изменилась, но по-прежнему основывалась на контроле за торговыми и прочими потоками.

 После революционного хаоса новая власть усиливала контроль над обществом.  В ходе этого процесса было  осуществлено  возвращение к прежней моногамии,  и регистрация в загсе заменила  церковный обряд  венчания.

Более того, новое закрепощение крестьян в ходе коллективизации  - напомним , у крестьян не было паспортов и они не могли самовольно покидать свои  деревни – неминуемо должно было привести к восстановлению единоженства.   


8. Полигамия или проституция и педерастия

Мы говорили, что так называемая западная модель общества зашла в тупик. В тупике оказалась и предлагаемая ей брачная система. 

Начнем с того, что существовать она могла только при наличии целой армии проституток.  Надеюсь, читателю не надо объяснять, почему это так.  Лучше процитируем Августа Бебеля,  одна из глав в книге  которого «Женщина и социализм» так и называется – «Проституция — необходимое социальное учреждение буржуазни»: «Проституция, следовательно, является для буржуазного общества необходимым социальным учреждением, подобно полиции, постоянному войску, церкви, предпринимательству. » (Август Бебель. Женщина и социализм - М., ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИЗДАТЕЛЬСТВО ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, 1959,  отдел 2, гл.12,  Проституция и общество).

К примеру, в 1851 году  население  Лондона составляло 3.5 миллиона человек. «По фон Эттингену, уже в конце шестидесятых годов число проституток в Лондоне достигло 80 тысяч» (там же, гл.12, Рост проституции)..  Сделаем  простую оценку. Число женщин в тогдашнем  Лондоне примерно равнялось 1750 тысяч. Примем, что в возрасте от 20 до 40 лет находилась примерно треть  от общего числа, то есть    около 580 тысяч.  Тогда мы получаем, что проституцией занималось около 14% от всех женщин детородного возраста.

Население Парижа  в конце 80-х годов 19 века составляло около 2.4 миллиона человек.  «На основании исследования, предпринятого в 1889 году парижским муниципальным советом, число женщин, занимающихся проституцией, достигает огромной цифры -120 тысяч. Префект полиции Парижа Лефрин считает число зарегистрированных проституток в среднем в 6 тысяч, а тайных - в 70 тысяч человек» (там же). То есть проституцией  занималось  от 12 до 20% женщин детородного возраста.

Примерно тот же процент мы имеем и для 18 века: «Оценки числа проституток в Париже середины XVIII в. варьировались от десяти до сорока тысяч, а это около 10-15% взрослого женского населения» (Кэтрин Норберг. Проститутки в городах раннего Нового времени. В кн. История женщин на Западе: в 5 т. Т. 3:/ под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро; . - СПб.: Алетейя, 2008, с. 475-49).2

 Примем во внимание еще следующее обстоятельство: «По различным исчислениям, число официальных проституток относится к числу тайных, как 1 : 5-10» (там же).

Население Парижа в данный  момент примерно такое же, как в конце 19 века – 2270  тысяч человек. Официальное число проституток – 5000. Отсюда общее число проституток в Париже оценим от 25 до 50 тысяч, то есть от 7 до 13%  женщин детородного возраста.

В январе 2013 года замминистра  внутренних  дел  РФ  Игорь  Зубов, выступая в Госдуме, заявил, что в  России в занятия проституцией вовлечено более 1 млн человек.  Получаем около 5% от общего количества женщин детородного возраста.

Потери  от занятий проституцией для роста народонаселения  не так уж малы – от 5 до 10% в масштабах страны,  по нашей оценке. Но это, конечно, не главная причина  снижения рождаемости в так называемых развитых странах.

Поскольку одновременная полигамия в них запрещена, то мужчинами используется последовательное многоженство за счет развода с одной женщиной и женитьбы на следующей.  К примеру, в 2002  году в  России распадалось  около 80: всех заключаемых браков. В 2013 – 54%.  В таких условиях женщина не  рискует заводить много детей из-за опасения остаться с ними без мужа.  Также большое количество детей у матери одиночки вряд ли способствует ее вступлению в новый брак.

В результате   в  2009 году   на одну   женщину в России в среднем приходилось  1.5  ребенка (то есть  на две женщины -  три  ребенка). Примерно та же цифрв и в ЕС: в среднем  - 1.6 ребенка на женщину.  В среднем по ЕС распадается 45% от заключаемых браков.    (При этом общее количество браков на 1000 населения в ЕС примерно в полтора раза ниже, чем в России).

Мы получили ситуацию, которая не обеспечивает даже простого воспроизводства населения  за счет рождаемости среди коренных жителей. (Под «коренными» мы здесь понимаем граждан страны, обладающих всеми социальными правами).

Развитые страны обеспечивают поддержание численности своего населения исключительно за счет миграции  из менее развитых стран. Процесс этот грозит социальными потрясениями, особенно в условиях углубляющегося экономического кризиса Западной экономики.

Можно, однако, взглянуть на этот процесс и под другим углом. В эссе «Гастарбайтическое чудо»  (http://proza.ru/2013/08/06/887 )  мы говорили о том, что именно труд мигрантов, вернее  сверхприбыль,  получаемая от такого труда, направлялась в странах, использующих труд мигрантов, на переоснащение экономики, позволяя  удерживать свое лидерство в мире. Таким образом, правящие классы  заинтересованы в привлечение в страну гастарбпйтеров и  в  вытеснении ими рабочих из коренного населения. Отсюда  следует, что правящий класс заинтересован в снижении рождаемости среди коренного населения. Ведь, помимо всего прочего, мигрант требует значительно меньших социальных расходов со стороны государства либо же совсем их не требует.   Этим, на наш взгляд, следует объяснить как легализацию проституции во многих развитых странах, так и благоприятствование гомосексуальным бракам.

Все это, повторим, ведет к росту числа женщин, живущих без мужа, и к падению рождаемости.
 
Более того, одиноко живущие люди тратят  от 40 до 60% больше на покупку еды, электричество и обогрев жилища по сравнению с семьей из 4-х человек.  Это не говоря уже о бытовой технике, доме  или автомобиле. То есть одиночка приносит  корпорациям  больше дохода.    

В этой ситуации, конечно, было бы крайне наивно полагать, что  так называемые западные страны будут способны ввести многоженство,  тем самым предоставив каждой женщине  и каждому ребенку право на семью. Скорее уж западное общество разрешит групповой брак десятерых гомосексуалистов.

Но мы говорим о неизбежности  переформатирования  мира. И надеемся, что этот новый мир будет лучше прежнего. Надеемся, что в этом мире каждый  сможет совершенно  легально   иметь столько жен или мужей, сколько он сможет.      


9.Арифметика  инцеста

Мы считаем, что  введение моногамии при крепостном праве обусловлено обычной математикой. Вернее, даже арифметикой. Арифметика позволит нам разобраться и  чем вызван запрет на инцест.

-  Ну да, - скажешь ты, читатель. – Простая генетика. При кровнородственных браках выше вероятность проявления генетических дефектов.

Да, действительно, так объясняют в школе. «Теория, обычно выдвигавшаяся ранними исследователями, приписывает разработку противоинцестуозных запретов осознанию первобытным человеком опасностей близкородственных скрещиваний. Однако этнографические материалы не дают оснований утверждать,  что носители простых культур обладают точными знаниями о репродуктивных процессах или о принципах  биологической наследственности. Например, особенно сложно понять, как народ, которому не известен сам факт физического отцовства (то есть связь между половым актом и деторождением – А.П,)   (как это наблюдается , скажем, среди аранда или тробриандцев), мог бы развить противоинцестуозные запреты  на такой основе…Если противоинцестуозные запреты  развиваются на основе рациональных биологических знаний, почему они настолько плохо коррелируютс реальной родственной близостью? …зачатую они не предотвращают  близкородственного скрещивания, а прямо толкают к нему, например, когда ведут к предпочтительному браку с двоюродной сестрой . Когда это происходит (а такая ситуация наблюдается в 56 обществах нашей выборки), высочайшая степень  близкородственного скрещивания может существовать рука об руку со строжайшими противоинцестуозными табу.   Наконец, последние исследования в генетике ставят под серьезное сомнение само утверждение о биологическом вреде близкородственного скрещивания (инбридинга). Среди потомства близки родственников проявляются или усиливаются рецессивные черты. Если они неблагоприятны, то инбридинг биологически вреден. Однако если они благоприятны (что одинаково вероятно), инбридинг оказывается биологически полезным и поэтому, собственно говоря, часто используется на практике селекционерами в скотоводстве. По всей видимости, сам по себе инбридинг не хорош и не плох; его конкретные результаты зависят исключительно от конкретного сочетания наследственных характеристик в данной популяции. Если утверждение о биологической вредности инбридинга неправильно, то первобытные люди не имели шансов открыть то, чего просто не существует, и теория избегания инцеста, основанная на этом утверждении, никак не может считаться истинной( Дж.П.Мердок.  «Социальная структура»  - М., ОГИ, 2003,с.368-369).

«Вторая теория утверждает, что противоинцестуозные запреты основаны на врожденных инстинктах» (там же).

Ага, а врожденными инстинктами занимается этология. Что же она говорит на этот счет? А вот что: «У всех видов, заботящихся о потомстве, детеныши любят своих родителей.  Не   будь этой любви, за кем бы они следовали,  кого слушались и у кого учились?... их  облик запечатлевается в детстве как образец  будущего партнера по размножению»  (Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. – М.,  LINKA PRESS, 1996, с.146).

Отсюда следует, что мать на инстинктивном уровне является  выделенным и предпочтительным  сексуальным  партнером для сына. Отчего  же такая связь запрещена?  Потому что она порождает чрезвычайно  конфликтную ситуацию. Конечно, все слышали о так называемом эдиповом комплексе. Но нам этот конфликт между отцом и сыном не представляется основным. Потому что у отца запечатлен образ его матери, не обязательно  совпадающий  с женой,  и для него в расставании с женой может и не быть особой трагедии.  Но у матери может быть несколько сыновей. И выделенный сексуальный объект для них совпадает, порождая непримиримый конфликт.

Поэтому мифология сохранила многочисленные сюжеты, как брат убивает брата, хотя причины и толкуются по-другому: Каин и Авель, Ромул и Рем, Этеол и Полиник из той же истории об Эдипе…

В целях предотвращения конфликтов в социуме и было наложено табу на половую связь матери и сына.

 В случае половых связей отца и дочери или брата и сестры таких непримирмых конфликтов, по всей видимости не возникает  Отчего же запрещены эти связи?

 Для начала отметим, что запрещены они не та строго, как связь между матерью и сыном. «Некоторым представителям высшей аристократии среди азанде  разрешено жениться на собственных дочерях, брат между братом и сестрой считался предпочтительным среди древних гавайских аристократов и в рамках царствующей семьи у инков... Балийцы (Индонезия) разрешают брак разнополым блзнецам…Среди африканских тонга выдающийся охотник, готовясь к большой охоте, мог вступить в сексуалные отношения с дочерью…(Мэрдок, с.31).

Мы полагаем, дело тут в том, что браки между членами различных семей  формируют род. Если половые связи замкнуты в пределах семьи,  род, очевидно, не образуется. Соответственно, оставшиеся атомарными семьи будут неконкурентноспособны по отношению к тем особям, которые сформировали род за счет межсемейных браков.

Поэтому внутрисемейные связи и находятся под  запретом, чтобы не мешать межсемейным бракам и формированию рода. Это также относится и к связи между матерью и сыном, хотя основная причина этого  запрета, на наш взгляд, другая, о чем мы сказали выше.