Притча о двух горстях риса

Ксения Карелина
- Отчего так печален твой лик?
- Я разочарован, Учитель.
- Чем?
- Ты говорил мне, будто добрые дела - благо...
- Верно. И так скажет любое разумное учение.
- Но ведь это ложь. Стал я делать добрые дела и люди отвернулись от меня. Перешептываясь, злословят и насмехаются в мелочах.
- Ты, верно, был неосмотрительно груб в том добре, что делал.
- Я был груб, Учитель?
- Говорят, что некогда жил земледелец, что выращивал десять мешков риса из двух горстей. И был счастлив этим, полагая себя самым богатым и мудрым в тех землях, пока однажды к нему не пришел человек, который, постучавшись в дверь, похвастался, что имея столько же изначально, получает в два раза больше. Когда же хозяин дома в гневе захлопнул перед ним дверь, незнакомец возмутился: "Что за странный человек? Я ведь только лишь сказал ему правду, чтобы он не жил во лжи". Ты полагаешь гостя правым?
- Нет, Учитель, но ведь я никогда не хвалился своими делами.
- Того и не требуется. Ведь люди легче простят иному множество изъянов, чем превосходство в чем-то. Открыто сделанное добро нарушает равновесие внутри всякого, кто, взвешивая, признает себя легковесным по сравнению с ним. Это рождает несчастье и злобу. Или ты правда предполагал, что люди будут благодарны за то, что разрушает их изнутри?
- Выходит, и правда, что добрые дела - зло.
- Благо, безусловное благо. Ведь без них мир людей вскоре изничтожит себя. Но чтобы творить их, нужно пойти одним из трех путей. Или быть блаженным, не касаясь человеческих дел, живя более в мире духовном, и тогда людей не затронет это, ведь они не станут измерять себя мерой исключительности. Или быть стойким к гневу и насмешкам, чтобы прослыть позером и хвастуном, несмотря на то добро, что ты сделал. Или научиться делать благо незаметно, будто ловкий вор или фокусник, словно бы в тайне даже и от самого себя. Так, чтобы не быть пойманным на том, ведь только такой добрый поступок, без поиска славы или похвалы в слове или простом взгляде, может изменить людей глубинно.