У порога Волчьего логова

Василий Азоронок
(Тайные операции продолжаются. Этот материал был написан мною еще в 2010-м году. А в 2014-м я обнаружил его в сборнике "Под крестом судьбы", вышедшем в издательстве "Белорусская православная церковь". Странное дело, авторство материала составители сборника приписали себе! Так теперь делаются книги?)



Летчик дал команду "Приготовиться!", и группа зашевелилась, скидывая остатки сладкой дремоты. Командир внимательно посмотрел на лица десантников - растерянности и страха не было. "Значит, все готовы", - спокойно подумал. И направился к люку...

Выбрасывались 9 апреля 1944 года в ночную темь, в заданном районе, на стыке Минской и Витебской областей - у озера Черейское. Немцы туда не совались, знали, что нарвутся на партизанские пули. Смелели, когда собирались крупными  силами и готовили карательные операции.

Командира встретил проводник. "С прибытием, Николай Мартынович!", - радостно приветствовал он. Николай Мартынович Мисник возглавлял десантно-разведывательную группу, направленную фронтовым разведуправлением Красной армии со специальным заданием в тыл фашистов.

Собрались на базе партизанского отряда Гудкова. Николай Петрович Гудков - старший лейтенант, воевал, попал в плен, бежал. Создал отряд, который начинал действовать под Оршей, в районе Бука. Оружие добывали с мест боев 41-го года - имели даже танки (под Толочином произошло крупное танковое сражение). Отряд разросся до бригады, громил вражеские гарнизоны, взрывал мосты и пускал под откос эшелоны. Наладив связь с Большой землей, стал одним из основных по приему десантников из-за линии фронта. Первая группа была принята в мае 1943 года. Вот как описывал это событие разведчик В.Ильин: "Прилетели из-за линии фронта, или, как мы называли, с Большой земли, десять офицеров и три сержанта. У них была своя рация и радист... Они занялись обучением партизан подрывному делу. Привезенные ими толовые шашки были необычной формы. Каждая шашка с одной стороны была отпрессована по форме железнодорожного рельса. А в капсюль закладывался не обычный бикфордов шнур, а специальный. Кроме того, были привезены также специальные спички, которыми поджигался этот шнур".

...На следующий день Мисник ознакомил группу с  заданием. Требовалось скрытно выйти к железнодорожной линии Борисов - Орша, обнаружить участки, где немцы разрушали полотно, и уничтожить применявшуюся технику.

Десантники, внимательно слушая командира, недоуменно переглядывались: немцы сами рушат железнодорожные пути?

- Отнимают у нас работу? - пошутил кто-то.

Николай Мартынович усмехнулся, но не стал комментировать. И так было понятно: фашисты готовились к отступлению. Пришел час их краха.

Наступательную операцию "Багратион" готовили скрытно. Одной из составных ее частей было удержать коммуникации, не дать противнику их уничтожить - с тем, чтобы перехватить в сохранности и затем полномасштабно использовать при наступлении. В разрезе операции и должна была действовать группа Мисника, получившая условное название "Мак".

Николай Мартынович был привлечен на службу в специальные части оперативной разведки Красной Армии. Почему ему доверили ответственное задание? Он хорошо ориентировался на местности, был выходцем из Лепельского района, родился в деревне Веребки. Служил в железнодорожных войсках.

Долго задерживаться на лесной базе "Маку" не пришлось. Радист передал шифровку в центр: "Готовы", и группа вышла на задание.

...Затаившись, ждали немцев. Разведка донесла, где их подразделение будет работать сегодня. Ждали, когда появится паровоз с необычным прицепом - путеразрушителем. Немцы начали выпускать эту технику в 1942 году на заводах Круппа. Называлось приспособление "Крюк". Потому что имело крюк для ломки шпал на 2 - 4 части и разрыхления балластного слоя на глубину полметра. Специальным устройством подрывались также рельсы. Механизм крепился на железнодорожной платформе и обслуживался десятью подрывниками, которые размещались в двух вагонах. За один час они могли уничтожить 10 километров пути.

В начальном периоде разрушители дорог становились легкой добычей советских летчиков. Штурмовик, заметив с воздуха железнодорожную платформу, заходил на атаку, снижался и простреливал ее. Находящаяся там взрывчатка (а ее запас был немалый) детонировала, и весь состав взлетал на воздух.

Тогда немцы усилили безопасность, поставив на платформу зенитное орудие и пулеметы. А позже и вовсе стали работать по ночам.

И сейчас десантники ждали немцев в кромешной тьме. Ночь играла им на руку, можно было слегка расслабиться. Николай Мартынович, рассредоточив группу, лежал на плащ-палатке, и в ожидании стычки наплывали воспоминания...

Как ему хотелось домой, заглянуть хотя бы на минутку! До родных Веребок было совсем недалеко, и мысленно он был там. Их хатка стояла рядом с улицей, в детстве он гонял по ней велосипедный обруч, было такое развлечение у детей. А досталось ему колесо необычным образом.

Однажды собралась ватага подростков, и кто-то предложил: "А давайте прошвырнемся до новостройки". Заманчиво было глянуть на грандиозный по тем временам проект - возведение железнодорожной магистрали Орша - Лепель. Было рискованно туда ходить, так как строили дорогу воинские части, и она охранялась. Но желание пересилило, и пошли. Потихоньку, из лесу, наблюдая за охраной, подобрались почти к самому полотну. Раскрыли рты от удивления, когда увидели здоровенный бульдозер. "Вот это лопата!" - восхищенно делились потом с соседскими мальчишками.

Детские впечатления - на всю жизнь. Наверное, тогда зародилось в Николае  желание поуправлять техникой. После школы пошел на курсы трактористов и закончил их. Чувствовал себя героем - тогда гремела по стране слава механизаторов. А самостоятельную жизнь начал в Старых Волосовичах, где располагалась 2-я Лепельская МТС. К труду был готов - еще с 12 лет начал работать в колхозе.

1936-й год перевернул всю жизнь. Погиб отец, в Испании. Известие очень потрясло Николая. Словно предчувствуя неизбежное столкновение с фашистами, пришел в военкомат: "Хочу служить".

Там знали Мисников, спросили только:

- В каких войсках?

Николай долго не раздумывал. Военспецы, строившие железнодорожную ветку на Лепель, стали настоящими героями. Дорога, длиной 160 километров, была проложена менее чем за год. Чествовать их приезжал сам нарком. Поэтому ответил сразу:
      
- В железнодорожных!

Не подозревал Николай, что с этой поры жизнь станет преподносить ему сюрпризы, связанные с тайными операциями. Даже в дурном сне не мог тогда представить, что станет учеником знаменитого Старинова, который также принимал участие в строительстве магистрали на Лепель.

А пока рядовой Мисник набирался боевого опыта. В 1939-м участвовал в освобождении Западной Белоруссии, в 1940-м воевал с белофиннами, потом присоединял к СССР Бессарабию и Северную Буковину.

В перерыве между кампаниями вырвался домой, навестил мать Авдотью. Как она? Успокоился, узнав, что снова вышла замуж.

И тогда принял решение:

- Остаюсь, мама, в армии, на сверхсрочную.

Словно предчувствовал Николай, что близится час расплаты за отца.

Войну встретил с первых дней в 34-м отдельном железнодорожном батальоне Западного фронта. Участвовал в боях под Смоленском и защищал Москву. Стал офицером. С наступающими частями Красной армии шел вперед...

...Вестовой просигналил: "Товарищ лейтенант, приближаются..." Надо было принимать решение. А если, используя внезапность, захватить команду "крюка" врасплох? Рискованно, но зато сколько взрывчатки появится, а в ней ох как нуждались партизаны! Шальная мысль сверлила голову, но, услышав лай собак, командир отбросил заманчивый вариант. Немцы предусмотрели охрану, с собаками  шли вдоль полотна.

Оставалось единственное - то, что и планировалось: навести на цель ночной  бомбардировщик. Экипаж уже был наготове и ждал сигнала.

Николай приказал радировать координаты. Дальнейшее было делом техники. Ничего не подозревавшая команда немцев спокойно занималась привычным делом, когда на свет фонарей вынырнула "ночная ведьма" и точно сброшенные бомбы разметали фрицев. Мощный взрыв сотряс окрестности. Еще один путеразрушитель был уничтожен.
   
Почти три месяца группа "Мак" "работала" на участке Борисов - Орша, до соединения с освободившими Белоруссию войсками. Немцам так и не удалось полностью вывести из строя железнодорожный путь. Красноармейцы быстро восстанавливали поврежденные участки, и за наступающими войсками беспрепятственно двигались необходимые грузы.

О том, что группа успешно справилась с заданием, свидетельствовало продолжение. В августе 1944-го - новый приказ, более ответственное задание. А, возможно, одно из самых сложных для всей диверсионной службы Красной армии.

В 1991 году в московском издательстве "Мысль" вышла книга коллектива авторов под названием "Ненависть, спрессованная в тол". Читатели сразу обратили внимание - в ней раскрывалась ранее секретная деятельность ОМСБОН: отдельного мотострелкового батальона особого назначения НКВД СССР. В одной из глав было написано: "Осенью 1944 г. под Кёнигсберг была сброшена разведывательная группа, целью которой было наведение советской авиации на объекты и ведение разведки. В состав группы входило восемь человек, в их числе радистка А.Н.Панова. Разведчики успели передать Центру немало важной информации. Однако вскоре группа была обнаружена фашистами. Все разведчики и радистка Ася героически погибли в неравном бою".

Не совсем так. Калининградский исследователь полковник милиции Юрий Ржевцев, изучая архивы военной разведки, позже вскрыл документальные источники этой истории. Согласно архивным данным, история выглядела так.

В августе 1944 года Николая Мисника, к тому времени старшего лейтенанта, вызвали в разведотдел 3-го Белорусского фронта. Представитель военного ведомства, зная опыт "Мака", сразу перешел к делу:

- Вы назначаетесь командиром спецгруппы "Каштан". Полетите в Восточную Пруссию.

- Но я не знаю тех мест, - перебил его Николай Мартынович.

- Поэтому, помимо людей из вашей прежней группы, в нее войдут бойцы отдельного отряда особого назначения госбезопасности.

- Ясно! Излагайте задачу.

Как удалось выяснить Ю.Ржевцеву, группе "Каштан" в основном предстояло "оперативно наводить советскую фронтовую авиацию на автомобильные и железнодорожные магистрали Кёнигсбергского направления".

Понятно, что "Кёнигсбергское направление" - это в общем, как говорится, "для печати". А какие конкретно ставились задачи, можно только догадываться. Что известно на сегодня?

15 августа группа из 11 человек (не восьми, как упоминается в книге) села в самолет, который взял курс на Пруссию. Далее цитирую документы: в тот же день "была десантирована с борта самолета в районе восточнопрусских городов Алленштайн (ныне - польский Ольштын) и Гердауен (ныне  - поселок Железнодорожный Калининградской области) - приблизительно в одном километре северо-западнее станции Молоя".

Заметили нестыковку? Непонятно, как могли выбросить группу в двух местах, расстояние между которыми около ста километров, но с упоминанием только одного пункта приземления - "ст. Молоя". Скорее всего, десантирование было под Кёнигсбергом, но не всей группы, а только ее части. Вторая часть, судя по всему, была сброшена далее и западнее - в районе Алленштайна. Либо десантирование было, действительно, всей группы и в районе ст. Молоя, но задачи были разделены. Одна ее часть ушла на восток, а вторая - на запад.

Начало операции оказалось неудачным, разрушило первоначальные планы. Прыгали ночью, ничего не видя под собой. Разведчик К.Евстратов угодил в канал, откуда выбраться не смог. Утонул. А это означало, что скрытность операции провалена.

Наверное, этим можно объяснить, что уже 24 августа десантники объявились в окрестностях города Инстенбург (ныне Черняховск) - на 50 километров восточнее места приземления. Скорее всего, группа маневрировала и уходила от преследования, так как в тот день пропали без вести радистка А.Панова и переводчик Л.Шут. А спустя две недели там же - еще четыре потери: не вернулись с задания В.Грищенко, Б.Камилов, А.Мазынский и А.Романович. Видимо, это и был упоминавшийся в книге погибший отряд.

О том, какие условия сопутствовали тогда деятельности спецгрупп, свидетельствует высказывание заслуженного ветерана советской военной разведки В.Никольского: "Наши спецподразделения были слишком малочисленны, чтобы защитить себя и вести разведку, и слишком велики для маскировки и укрытия в искусственно насаженных аккуратных лесах Западной Польши и Восточной Пруссии. Широкие просеки, разветвлённая система лесных объездчиков, совершенные средства связи с телефонами не только в квартирах, но и на дорогах, покрывающих густой сетью всю страну, давали возможность по малейшему сигналу любого немца о появлении советских парашютистов направлять моторизованные карательные отряды полицейских и эсэсовцев с собаками в любой пункт, где могли скрываться наши люди. В таких облавах принимали участие все немцы, способные носить оружие. Проводилась так называемая «хазенягд» - «охота на зайцев», где в качестве зайцев выступали обнаружившие себя наши разведчики..."

Уже после войны Н.Мисник рассказывал близким, как приходилось маскироваться. Копали схрон в лесу, землю уносили подальше, а выход маскировали растущими деревцами. Так отсиживались при облавах.

Вторая часть "Каштана" шла на запад. Видимо, преследователи потеряли её след, сев на хвост первой, и успокоились, когда первый состав погиб. 

Что же могло интересовать разведчиков западнее Кенигсберга?

Если провести прямую и соединить два пункта - Алленштайн и Гердауен, - то как раз в середине маршрута окажется таинственное "Волчье логово". Под Растенбургом (ныне - польский Кетржин) находилась знаменитая резиденция Гитлера - "Вольфшанце". Как свидетельствуют источники, Гитлер провел там большую часть своего рабочего времени в период войны. Именно оттуда был отдан приказ о нападении на Советский Союз, именно там проводились совещания командного состава вермахта, заслушивались доклады с Восточного фронта и принимались решения по нанесению ударов. И именно там 20 июля 1944 года полковник фон Штауффенберг пытался убить Гитлера, пронеся в бункер портфель с динамитом.

Неужели "Каштан" мог проникнуть в фашистское логово?

Конечно, нет. Расположенный среди густого лиственного леса, в кольце Мазурских озер, комплекс из 80 бетонных сооружений был обнесен несколькими рядами колючей проволоки, полосой минного заграждения, наблюдательными вышками и пулеметными позициями. Таинственность была такая, что даже местное население не знало о существовании фюрера под боком, хотя бытует расхожая версия о том, что Гитлеру поставлялись окольные девицы для утех. Там было всё для жизни в замкнутом пространстве: электростанция, котельная, аэродром и ...даже казино. Три зоны безопасности охватывали комплекс по периметру с отдельными пропускными пунктами в каждую. Конечно, постороннему туда вход был надежно закрыт.

А если навести авиацию и ударить с воздуха?

Тоже бесполезно. Английские ВВС сфотографировали "Вольфшанце" еще в 1942 году. Однако не сделали ни одной попытки, чтобы разрушить логово, сбрасывая бомбы. Они знали, что понесут большие потери, но цели не достигнут. Во-первых, комплекс был устроен в таком ландшафтном месте, что летчики теряли ориентацию и пролетали мимо. А во-вторых, в конструкцию бункеров, уходящих основанием глубоко в землю, было вложено столько высокопрочного бетона и высокомарочной стали, что они могли выдержать не только любой авиаудар, но и ядерное нападение. Толщина бетонных стен доходила до восьми метров. Крыши построек были замаскированы растущей травой и сетками, а высокие сооружения, как, например, кирпичная труба котельной, отделаны штукатуркой, замешанной на основе морских водорослей.

Так на что мог рассчитывать разведывательно-диверсионный генералитет Красной армии, отправляя "Каштан" в столь опасную "командировку"? Искать лазейки в ставку Гитлера? Несмотря на покушение, он все еще находился там - до 20 ноября 1944 года. Но в сентябре, как указывают немецкие источники, уже началась постепенная эвакуация ставки.

Скорее всего, разведчики изучали подходы к логову, осматривали периферию секретного района. И в первую очередь их, наверное, интересовали дороги, ведшие в "Вольфшанце". Помимо воздушного сообщения, ставку с Берлином соединяла стальная магистраль. А так как в конце войны господство в воздухе уже не принадлежало немцам, военные чиновники рейха предпочитали наземный транспорт.

Надо отметить, что под Алленштайном был еще один объект, вызывавший пристальный интерес спецслужб. В местечке, которое называется сейчас Ольштынек, находилось место поклонения германских бонз - Танненбергский мемориал. Там в 1934 году, после прихода Гитлера к власти, был захоронен Гинденбург. Комплекс напоминал неприступную крепость, в центре которой возвышалась 4-метровая статуя знаменитого полководца и президента Веймарской республики, выполненная из порфира. Гитлер и его сподвижники часто навещали захоронение, как бы приобщаясь к его заслугам.

Наблюдая за секретными объектами и дорогами, "Каштан" мог изучить характер движения и, используя внезапность, атаковать либо навести на цель самолет. Или устроить минирование пути. Недаром группа состояла из высококвалифицированных подрывников, ее люди прошли обучение в спецроте 88-го истребительного батальона НКВД, под вывеской которого скрывалась специальная школа госбезопасности.

Располагалась она на станции Быково, в Подмосковье. О подготовке десантников, правда, в другом месте, рассказывал разведчик В.Ильин: "В нашем батальоне было пять рот. Одна рота исключительно радистов, две - стрелков и две - подрывников-диверсантов... В батальоне нас обучали ползать по-пластунски, бросать гранаты, различным видам борьбы, владению холодным и личным огнестрельным оружием, подкладывать и взрывать различные типы мин и еще многому другому. Учебой и работой мы были заняты с раннего утра и до позднего вечера. Часто и ночами мы делали длительные переходы по окраинам города с определенными заданиями по тактической подготовке. Готовили нас серьезно и умело."

Здесь речь шла о новичках, еще не понюхавших пороху, а в группу "Каштан" входили ветераны спецчастей, прошедшие огонь и воду. К слову, командир группы был еще и инструктором, готовил подрывников в среде белорусских партизан и сам ходил на операции.

Зона действий "Каштана" представляла  лакомый кусок для спецслужб еще и потому, что помимо ставки фюрера, в Мазурских лесах были оборудованы убежища для высокопоставленных сподвижников Гитлера - свои полевые штаб-квартиры имели здесь командующий SS Гиммлер и шеф канцелярии обергруппенфюрер Ламмерс.

Красная армия стояла у порога Восточной Пруссии, и ее командование изучало оборонительные рубежи противника, искало уязвимые места и наносило на карты направления главных ударов. Ценный "язык" из окружения Гитлера был на вес золота.

Потому и бросались туда диверсионно-разведывательные группы, как в топку дрова.

По данным независимых экспертов, отмечают  калининградские следопыты, в тыл Восточно-Прусской группировки противника было снаряжено и отправлено 120 диверсионно-разведывательных групп. Уцелела только часть из них.

"Каштан" сумел зацепиться в исключительно опасной зоне. Четыре месяца остатки группы действовали в тылу врага. Что они конкретно проделали, пока неизвестно. Отчеты о их работе все еще засекречены.

Известно лишь, что 18 декабря 1944 года группа приняла последний бой - на территории исторической Польши, в районе д.Дуды-Пущански. Еще одна потеря -  был убит разведчик ефрейтор Н.Тузлуков.

А вскоре регулярные части Красной армии вошли в район действий "Каштана", и наступила развязка. К своим вышли трое из одиннадцати: старший лейтенант Н.Мисник (псевдоним "Мак"), лейтенант Е.Тарасенко ("Коля) и разведчик Л.Шарапов. Их ждали правительственные награды и очередные воинские звания.

Помимо Н.М.Мисника, в состав разведывательно-диверсионной группы "Каштан" входили еще четыре выходца из Беларуси. Это - переводчик Шут Лидия Гавриловна, родилась в 1925 году в деревне Борздовка Оршанского района; разведчики Романович Антон Алексеевич, родился в 1920 году в деревне Амелино Сморгонского района; Грищенко Василий Петрович, родился в 1922 году в деревне Михеевка Дубровенского района и Мазынский Адам Михайлович, родился в 1924 году в деревне Гать Крупского района.


На снимке: бывший бункер Гитлера в польской Мазовии; в левом углу - наш герой Николай Мартынович Мисник.
11.10/14