Весна

Александра Дубяга
О весне столько всего написано, с чем только ни сравнивали ее и как ни славили!
 А я люблю весну по-своему. Больше все-таки для меня значит осень, но весна – это чувство особенное.
Весна здесь в городе совсем другая, не такая как в деревне. Сейчас самый конец февраля, лужи повсюду, с крыш –  капель, воробьи скачут. Воздух какой-то другой. И уже кто-то говорит, что весна пришла: солнышко ярче светит и небо голубое.

В деревне в это время ни луж, ни капели, всюду лежит снег. Я хорошо помню приход весны. Во второй половине апреля снег набухал, куда не наступишь – вода. Вокруг дома прорывали канавы, чтобы вода не пошла во двор к скотине.

Мама вытаскивала с пола домотканые половики, клала их на снег, а я прыгала по ним, пока они не погружались в воду. По всей деревне по нескольку дней лежали дорожки, подстилки, половики…  Потом их отбивали, в основном палками, и вешали на изгородь сушить. Они сохли на солнышке по неделе и больше. Вот это было началом весны.

Тем временем вода накапливалась в оврагах вокруг деревни, и однажды с шумом начинала свой бег. Наша речушка становилась такой полноводной, что перейти ее было уже нельзя. Мост был залит, общений с другой стороной деревни не было. В школе с этого дня начинались весенние каникулы, чему мы очень радовались. Целыми днями мы пропадали на улице, пускали всевозможные кораблики, строили запруды, а мальчишки пытались плавать по воде на корытах и связанных досках. Как же было весело, сколько было смеха и визга, когда незадачливый мореплаватель оказывался в воде. Как я помню, мы в это время всегда были с мокрыми ногами, красными и ледяными руками. Но, загадка природы, мы не болели, вот что значила для нас весна!

Потом вода сходила, мы снова начинали ходить в школу, а дома нас заставляли трудиться. Не знаю как другие, а я сгребала мусор, таскала его в яму, колола оставшийся лед. Ближе к вечеру мы собирались на лугу напротив нашего дома. Земля была еще сырой, но первая травка уже проглядывала, пахло сыростью и весной. Мы начинали играть в лапту. На крыльце сидел мой отец, смотрел на нас и улыбался. Наверное, вспоминал себя, в этом возрасте он уже жил в работниках в другой деревне, помогал хозяину обжигать кирпич.

А мы играли команда на команду, кричали, спорили и наши капитаны обращались к моему отцу, чтобы он рассудил. Отец всегда был справедлив, никогда не подсудил нашей команде. Я потом спрашивала его, а он сказал: «Все начинается с малого». Выяснять я ничего не стала, ведь на улице была весна!

Став взрослой, я поняла смысл сказанного отцом, и сейчас вспоминаю и думаю – на сколько лет вперед видел мой мудрый отец!
Лапта нам вскоре надоедала, и мы переходили к городкам. Пусть кто-то скажет мне, что эта игра для мальчишек! Девчонки порой играли  лучше ребят. Случались и стычки, но все утрясалось, мирились мы на редкость быстро. Как можно весной ссориться?!

А назавтра мы шли за первыми подснежниками, мы знали, где они росли. Их было еще очень мало, и мы долго любовались каждым найденным цветком.
Весна, весна, ты и сейчас растревожила мне душу. Нет нашей деревни, разбрелись по свету наши мальчишки и девчонки, иных уже нет в живых, а я помню каждого, с кем дружила, сидела за одной партой, дралась и впервые поцеловалась.

Нет, я нисколько не завидую сегодняшним тринадцатилетним. Пусть все у них есть, и музыка, и компьютеры, но у них нет такой искренней дружбы, игр во дворах у них тоже нет. Одетые и сытые, они проигрывают нам в сердечности и доброте. Так что, тоска по тому времени у меня всегда связана с приходом весны. Сколько этих весен мне осталось – не знаю, но всегда жду этой поры с нетерпением!