Письмо из прошлоего

Евгений Щукин
               
Военная служба    в декабре 1967 года забросила меня на Украину в город Кривой Рог.  Город промышленный,  рускоязычный, на много километров растянутый по длине и этим напоминающий мне мою малую родину Пермский край, мою деревеньку Черная, где прошло мое  школьное  детство в годы ВОВ,  город Молотов, где я  в 1954 году закончил техникум, и после него был призван в  нашу Советскую Армию. В ней я и остался.
Я не иерял связи с родными, почти каждый отпуск  бывал  в Перми, навещал маму, родственников, там  в деревне Черная  оставлась могила отца.

2014 году  В Моему племяннику Сергею  Евгеньевичу Щукину, проживающему  в городе Пермь, пришло письмо   из школы деревни Черная,  которое он переслал мне:

«Добрый день!
Уважаемый Сергей! Будем очень признательны Вам, если вы сообщите (пришлете) нам какие-либо материалы о Щукине Евгение Антониновиче и его родителях, которые работали в нашей Черновкой школе:
Когда они работали?
Как их звали? (Ф.И.О.)?
Кем работали?
Где жили?
Может, есть фотографии,  воспоминая, письма?
У нас в школе есть музей. Присланный Вами материал обязательно будет помещен в музее.
Заранее благодарим за сотрудничество.
Руководители школьного музея
МОУ "Черновской средней школы"

Конечно, я не мог не откликнуться на него: Дорогие учителя и ученики школы деревни Черная!
С  удовольствием    поделюсь своими архивными материалами о жизни нашей семьи в  деревне Черной  с 1941 по 1950 годы.

На досуге   для своих внуков, проживающих в Москве,  я  набрал на компьютере некоторые воспоминания, иллюстрируя  их фотографиями.  Эти  наработки смогут дать ответ на  поставленныве  вами вопросы.

Наша семья – отец  Щукин Антонин Сильвестрович, мама  Шишкина Наталья Акиндиновна, я - (Женя Щукин  в возрасте 6-ти лет)  и Юрий Даньщин, (мой брат по отцу, 12 лет), приехали в августе 1941 года  из Краснокамска  в  деревню Черная.               

В  Краснокамске родители работали в школе  № 8,уяителями   в вечерней школе  рабочей  молодежи.    С началом  войны  в здании школы сделали госпиталь, а  родители  взяли перевод в село,  так как  по опыту  знали, что пережить военное лихолетье в сельской  местности легче.
               
Папа был математик, а мама была биолог, они стали работать  1 сентября 1941 года в школе  деревни Черная. Я же в школу пошел лишь в 1942г.

Тогда  в   школьном городке деревни Черная  было построено  четыре деревянных одноэтажных строения, одно из них и сейчас сохранилось. Остались деревья, посаженные мамой и ее учениками.    
 
В 1942 году  в двух школьных зданиях  был организован детский лагерь Литфонда.
В  третьем и четвертом  зданиях бло общкжитие, там  жили  дети  писателей  блокадного Ленинграда, а в первом  и  во  втором  зданиях,  работала школа, но уже в две смены.

Отец   в декабре  1942 года  был призван в армию, но по дороге на фронт простудился и с открытой формой туберкулеза  из госпиталя был,  возвращен домой,  где  в мае 1942г. умер.
Похоронен учитель -  Антонин Сильвестрович Щукин на сельском кладбище деревни Черная.               
                .
В эти тяжелые для нашей  семьи  последние месяцы жизни отца, ленинградцы принимали  участие в поддержании его здоровья,  помогли они  маме  и в похоронах.

Мама тесно общалась с ленинградцами,  работала и в школе и в лагере Литфонда, со многими   из них, у  нее завязались дружеские отношения.

Когда   же ленинградцы узнали, что и у меня рентген показал затемнения в легких,  они  взяли меня в лагерь и тем самым спасли.   Питание  в лагере было калорийное, мы же с мамой  питались одной картошкой.

Ленинградцы,  снимая квартиры у местных жителей, быстро освоились с жизнью в деревне.

В нашем доме, например, на втором  этаже, жила  семья поэта   Всеволода Рождественского.  Мама с ними подружилась,  я же, с  их дочерью  Наташей,  играл и одновременно с этим, под руководством их бабушки-переводчицы, учил немецкий язык.

Чуть позже мы переехали в дом директора школы, (он и сейчас цел). В нем   мы жили  совместно   Ириной Валерьяновной Карнауховой, диктором ленинградского радио, известной   на все страну   - «Бабушкой Ариной», и ее дочкой Галей.

Мне не забыть вечерних сумерек при коптилке, когда тихим таинственным голосом она нам рассказывала сказки и предания старины, записанные ей  в экспедициях.
 
Из-за юности своей, я не  ощущал, что нахожусь рядом с  такими известными людьми.

А с ребятами в лагере  я  сдружился,  свободно влился в их коллектив, разучивал песни, стихи, участвовал в самодеятельности, даже с группой старших учеников нашем клубе что-то декламировал.

Кстати, на этом же концерте  в нашем сельском клубе, Миша Козаков, (будущий известный  режиссер и киноартист),  как он об этом говорит в одном из своих  интервью, -  впервые почувствовал себя артистом.

Миша учился в мамином классе, был очень начитан, многое знал.  Помню  мама, как-то  смеялась дома: - «Миша опять  учительницу поставил в трудное положение, -  вычитал фразу из Капитала Маркса и спросил - откуда это?"
.
А пока шла война, - и дети и взрослые хорошо понимали, что  все для фронта, все для победы!    Как  могли, все  помогали колхозу: – копали картошку,  собирали колоски. Помню,  с маминым классом,  на  болоте за  железной дорогой, нами  было собрано  для госпиталя  несколько ящиков клюквы.

Ко многим детям в лагерь  приезжали родители – фронтовые корреспонденты  и рассказывали  о  положениях на фронтах,  вселяли уверенность в нашей победе.

А дети,  как все дети, -  играли в войну. 
Перед школой, на лужайке стадиона у нас разгорались целые  сражения.  Строились миниатюрные  окопы, блиндажи  с перекрытием,  лепились из  глины танки и самолеты,  все это маскировалось, а при  их обнаружении, - расстреливалось глиняными шариками.

В зимние вечера  все очень любили смотреть на огонь в печах.
Печи топились дровами, в каждой палате, (классе) в углу  была печка, а  в коридоре ставили две «буржуйки».
 
Коридор освещался всего парой керосиновых ламп,  в полумраке коридора  уютно светились, накалялясь   докрасна, «буржуйки»,   и мы, боясь обжечься, окружали их и жарили тоненькие ломтики черного хлеба или  кружочки  сырой картошки.

Война   подходила к концу – ленинградцы уехали, оставив о себе хорошую, добрую память. Мама долго переписывалась   с подругами, я же, от  Рождественских  и  Карнауховых   получал в посылках игрушки и книги.

Где – то в 60-тых годах, я  по просьбе мамы  сфотографировал  памятные места: дома,  улицы,  школьный  городок, окрестности  Черной и выслал фотографии  в  Ленинград.

В  ответном  письме говорилось, что благодаря этим  снимкам получился  вечер воспоминаний, собрались  почти все, кто  тогда  был в Черной.

После отъезда ленинградцев в первое и второе школьные здания, въехал  детский дом, и опять школа работала в две смены.
 
Опять я маму видел лишь рано утром и перед сном.  Чтобы я не был  совсем уж беспризорным, мама договорилась, что за мной будут  присматривать,  воспитали детского дома и  на дневное время  меня определили в группу сверстников.

Ребята в детском  доме были разные:  хулиганистые,  приблатненные,  драчуны,  но я с ними ладил и в будущем это мне пригодилось.

Через дорогу от  первого   школьного здания был построен деревянный  двух этажный дом на  четыре квартиры,  в нем   на втором этаже мы поселились, освободив директорский дом.
         
С крыльца  нового дома хорошо просматривался пригорок  под названием «Маяк», где мы - дети деревни, осенью жгли костры, пекли картошку, - общались.

 А в конце  нашего огорода начинаются спуски и подъемы,  любимое место для строительства трамплинов и лыжных спусков.

Не обделяли меня вниманием и учителя  школы, старались помочь маме в  присмотре  за мной.  В учебе я был, (стыдно признаться), - твердый троечник, а в поведении - очень шустрый.

Наш школьный  завхоз  Власовна,  постоянно  ловила меня,  то  на чердаках конюшен,  то на  других  хозяйственных постройках  и  даже   дала мне прозвище  - «Щуренок  окаянный».

Но  где-то в  5 или 6 классе вольница моя  закончилась – у меня появилась бабушка, - Софья Григорьевна.

Мама пригласила  жить к нам женщину-беженку,  которая не имела дома и ходила  по окрестным деревням,  нянчила детей, кому-то шила …., но была с гимназическим образованием  и могла проверять мои домашние  задания  -  теперь в моем дневнике стали чаще появляться четверки!
 
Как-то на урок  в   наш 7 класс, военрук  школы  Валентин Петрович Мальцев  принес  винтовку ТОЗ-8,  потом   мы в огородах за школой  вырыли в снегу траншею, повесили мишень и все, один за  другим, произвели по 3 выстрела

Все промазали, но я и Юра Денисов  одним патроном, все же,  попали, Юра – в 9-ку, а я – в 7-ку.

Мне понравился стрелковый спорт, и в дальнейшем,  я стал  Мастером Спорта СССР.

          Окончив семилетку,  я поступил в  Пермский Военно-Механический техникум, а мама перевелась в Краснокамск и стала работать директором  школы, была избрана депутатом горсовета,  несмотря  на то, что была  беспартийной.
 
А школа ей досталась не простая, в ней  учились дети репрессированных родителей:  татар  из Крыма и немцев Поволжья.  Представьте,  каково ей было  выводить школьников на демонстрации  1-го мая и других советских государственных  дат.
               
Окончив  техникум,  я работал на заводе в Кирове,  и там был призван в армию.

В 1958 году   я окончил Иркутское  Военное  Авиационное Техническое Училище. (ИВАТУ).  Получил воинское звание техник-лейтенант.

Годом раньше, в  отпуске перед  выпускным курсом училища, я  познакомил маму с моей девушкой из Усть-Качки - Галей Файззулиной.

в октябре 1958 года,  у мамы в Краснокамске  мы сыграли свадьбу  и с парой чемоданов уехали   в город Тулу - к первому месту   нашей службы.

В Туле родился наш сын  Юрий. В воспитании нашего первенца,  активное участие принимали обе бабушки. 

Жизнь семьи офицера  не исключает   смены мест  службы. Приходилось не раз преодолевать  трудности  воинской  службы.

Проходит    3 – 4 года и опять приказ,  опять бросай налаженный быт, опять на новом месте  жизнь на  частной  квартире,  жена не может работать – (нет прописки) и  сына нельзя  устроить в детский садик.

Вот тут, при наших переездах,  наши  бабушки забирали его к себе в Краснокамск или в Усть-Качку.

Служить мы начали в Туле, -  (я летал на военно - транспортных самолетах в качестве бортового техника), затем нас  послали  в Азербайджан –  в  город Ганьджа,  а  закончил службу в  звании майора  в 1981 году в Кривом Роге.
               
Мы выросли на Урале и считали его  нашей  малой  Родиной.

Почти ежегодно мы  приезжал к мамам в Краснокамск, и  Усть Качку,  обязательно бывали  в Черной, - проведывали могилу отца.

Старались,  хоть на несколько часов, забежать к  моим  учителям   - Надежде Петровне и Валентину Петровичу Мальцевым.
               
К сожалению, в 1969 г., приехав  в Краснокамск  в очередной отпуск,  я узнал, что у мамы рак легких.

По совету врачей, я перевез ее в Кривой Рог, к себе в семью,  где   через полгода , 19 ноября 1969 года  она умерла в возрасте 60 лет.
 
Похоронили маму достойно, как  заслуженного учителя, - с  участием  учеников и  выносом школьного знамени нашей гарнизонной школы.

Могила ее на кладбище, где  захоронены  летчики,  погибшие при выполнении боевых  заданий.               

Я храню добрую память о ней.  Вся ее жизнь была посвящена школе и моему воспитанию.

Кажется, что я ответил на все поставленные вами вопросы.

Имеющиеся фотографии тех лет деревни Черной, вышлю  на ваш электронный ящик.

Вышлю и  ту,  где  среди детей 4 класса  сфотографирован  школьник  Миша  Козаков, моя  мама и я сам, - Миша с белым  воротничком  левее  мамы, а я, (стриженый наголо) - правее.

Если вам будет интересно, то коротко о нас:
 
Вышел на пенсию в 1981 году с должности Начальника Физподготовки и Спорта  Авиационной дивизии и более 25 лет («на гражданке»), обучал игре в большой теннис детей в Детской Спортивной Школе  Кривого Рога. .

Сын Юрий,  пошел по моим стопам, окончил военное училище и уволился в запас в  звании полковника.  Живет в Москве  с женой   Наташей  и двумя сыновьями -  Максимом и Павлом. Оба получили высшее образование и успешно работают.
   
Считаю, что семья сына    вполне состоялась.

Будь жива моя  мама, ей не пришлось бы, за нас стыдится.

Вот написал вам, ответил на поставленные вопросы и как бы снова побывал   в деревне Черной.
Походил  по ее улочкам, побывал у могилы  отца на старом кладбище, прошелся по территории школы, где все так же шумят  листьями высоченные тополя, посаженные  когда то  ленинградским  детьми  под руководством моей  мамы.

Досвидания, пишите.
Желаем здоровья и успехов в вашем благородном педагогическом труде!


                Евгений Щукин, Кривой Рог, 2014 год.