22 ноября автор этих строк принял участие в автобусной экскурсии по памятным местам Братца Чурикова,которую провёл известный писатель и религиозный деятель Паламодов. Кстати,Сергей поступил в Духовную семинарию на первый курс. Паламодов рассказывал истории из жизни Чурикова,которые стали частью Трезвенного движения России. Рефреном рассказа чуриковца стало сравнение трезвенной политики Императорской России и Российской Федерации.И оно,увы,пока не в пользу РФ. В Столице Империи,не случайно считающейся Трезвой Столицей мира, Попечительство о Народной Трезвости были организованы для Трезвенников многочисленные территории Трезвости,сооружен Народный Дом. Столыпин,Менделеев,Кронштадтский поддерживали идею Трезвости.В районе стадиона "Петровский" было прекрасно организованное пространство Трезвости. Особо Паламодов остановился на подробностях спецоперации ГПУ по аресту и вывозу лидера движения народных Трезвенников Иоанна Чурикова. Замечу,что сам Сергей принимал Трезвость в той части чуриковцев,которые считают Братца вторым пришествием Христа. Ныне РПЦ признаёт Чурикова как значительного христианского деятеля.На мой взгляд, все то время было совершенно особым периодом в российской истории. Богоносность народа проявилась в большом числе пророков и святых,как Чуриков и Распутин,на которых лежала священная печать апостолов Христа. Наибольшую по времени историю имеет Общество Трезвости Чурикова. В католическом справочнике религиозных идеологий официальным органом чуриковского движения народных Трезвенников указан Трезвый Петроград,политическим и религиозным лидером которого является автор этих строк.
С Паламодовым обсудили мысль и дело митрополита Никодима (Ротова) в свете предстоящего на Восьмом Вселенском Соборе слияния церквей. Рассказал Сергею о судьбе Исидора,которого ложно считают самогонщиком.
Уведомил Паламодова о своём намерении лично присутствовать в Константинополе в 2016 году на Восьмом Вселенском Соборе и заключить унию с Ватиканом, представляя Трезвенную Россию и Всенародный Футбольный Собор. Миссия автора этих строк возражений у Паламодова не вызвала. Напомню,что Папа Римский Пий IX является родоначальником трезвенного движения.Именно Пий IX подарил Закарпатской Украине памятник,на котором есть католическая и православная символика.Памятник Братства Трезвости Пия IX украшает надпись КРЕСТ ПОБЕДИЛ ПОГАНСТВО,КРЕСТ ПОБЕДИТ ПЬЯНСТВО. В качестве Патриарха Трезвенной России автор этих строк легитимен принять участие в прениях Восьмого Вселенского Собора в Константинополе в 2016 году и выдвинуть свою кандидатуру на пост Антипапы и Главы Трезвенного Христианства,Трезвенной России.
Поездки по святым местам. Для кого-то это интересное, увлекательное времяпрепровождение. Для других - нечто большее. Одни ездят на Валаам, иные добираются до Оптиной пустыни, некоторые мечтают и о паломничестве в Обетованную землю. Питерским трезвенникам в этом смысле здорово повезло... Во-первых, и Обетованная земля не за морями*. Да и по святым местам несложно прокатиться, тем более, что всё это можно сделать, не выезжая за пределы города.
Царскосельский вокзал. С 1905 года, со дня достопамятной вылазки трезвенников на берега Оредежа, этот крупный железнодорожный узел становится одним из самых посещаемых Братцем мест в Питере, оказываясь важным пересадочным пунктом на пути следования из Вырицкого дома в Обуховский и обратно. Отсюда и берёт своё начало очередная автобусная экскурсия трезвенников по петербургским местам Братца Иоанна Чурикова. Такая экскурсия, или, сказать, выездная беседа, становится доброй весенней традицией, собирающей последователей Учения Дорогого Братца из Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Мироний. Первая остановка на углу Обводного и Рузовской, где находилась, по словам современников, "высоченная", достигавшая 70 метров в высоту, построенная в древнерусском стиле, пятиглавая Церковь Святого мученика Мирона, или, по-нашему, Мирония, который, подобно известным героям Ветхого Завета, вышел невредимым из огненной печи и не был растерзан голодными хищниками. Имя его, похоже, не затеряется теперь в веках. В день памяти этого святого, 17 августа русскими войсками была одержана важная победа европейской кампании 1913 года. Среди наиболее отличившихся в сражении неподалёку от богемского города Кульма, оказался тогда лейб-гвардии егерский полк, для которого и был воздвигнут один из самых красивых храмов города. Но, главное, что именно сюда в день св. Мирония и приходит в 1894 году для первой Своей проповеди крестьянин Самарской губернии Иван Алексеевич Чуриков. Здесь, в одном из наиболее злачных районов, рабочей окраине города, и началось сопровождаемое неслыханным доселе количеством исцелений триумфальное Его шествие по столице Российской империи.
Новое имя. Здесь же, в Семенцах (по названию квартировавшегося ранее полка), повстречала удивительного Странника жившая на соседней с Рузовской, Можайской улице «тётя Катя», из чьих уст и прозвучало впервые Новое Имя Второй Ипостаси Господа. Так вершилась история. Не история нашего города или даже самой России, а духовная история всего человечества. Начинало сбываться написанное в Откровении Иоанна Богослова.
Обводный канал. Строившийся в качестве оборонительного объекта, крупнейший в Петербурге, бывший какое-то время южной его границей, Обводный канал с примыкающими к нему кварталами долгое время, и не без веских на то оснований, считался питерцами едва ли не самым опасным районом города. Сотни ютившихся в «трубах», пропившихся до нитки людей или «опорочников», грабящие прохожих банды – вот, с таким человеческим материалом имеет дело Братец в первые годы столичной своей жизни. Но именно ради них Он и пришёл.
Тоже на Обводном, но ближе к Заливу, примерно в версте от св. Мирония, по соседству с Варшавским вокзалом расположена сохранившаяся и поныне церковь Воскресения Христова. Здесь в 1898 году было основано Всероссийское Александра Невского братство трезвости. Это было хорошо организованное сообщество. Вступавшие в него люди платили деньги и давали зарок на какое-то время не пить совсем спиртного, после чего получали членские билеты. И бывало такое - вынимают из петли покончившего с собой человека, а из кармана у него вываливается «корочка», свидетельствовавшая о его принадлежности какому-либо петербургскому обществу трезвенников. Таким, вот, печальным порою финалом заканчивались временные эти соглашения. С кем, только? Вот, вопрос! Подобная практика столь небезопасного для прихожан общения возродилась, было, в питерской епархии и в наше время (подробнее в книге «Ритуальное кодирование»), однако с кончиною популярного в 90-е годы, известного тогда настоятеля Спасо-Парголовского храма методика утратила столь необходимую ей информационную поддержку Церкви. Это всё – к слову. Много было, особенно в годы «сухого закона» и трезвенников, и разных обществ… Но устоял ли кто из них во дни гонений?
«Горячее поле». Знаменитое полукриминальное место обитания питерских «отбросов». «Горячее» от вывозимого сюда из находящейся по соседству бойни навоза, благодаря которому и поддерживался температурный режим, приемлемый для полускотского проживания опустившихся «на дно» людей. Находилась эта свалка в районе пересечения Обводного и Забалканского (ныне Московского) проспекта на территории нынешних трамвайного парка имени Коняшина и молокозавода, мимо которого мы и едем, двигаясь в сторону Лиговки, где на своём пути проезжаем под некогда ультрасовременной металлической конструкцией железнодорожной переправы.
«Американские» мосты. Спроектированные американцем Уильямом Гау, Царскосельский и Николаевский железнодорожные мосты, уже с самого начала их строительства вызывали у большинства из жителей столицы далеко не самые приятные ассоциации. Прежде всего, это, конечно, те реальные проблемы, которые возникали у всякого одинокого пешехода, проходившего под мрачными сводами инженерного этого сооружения в сумеречное время. Частые грабежи, избиения, а иногда и убийства... Однако, с началом проповеди Братца Иоанна Самарского, определённые перемены происходят и в местной блатной среде. Ситуации - самые необычные. Пример того же Гуляева. Предводитель разбойничающей под мостом шайки, крайне огорчённый внезапным отрезвлением многих своих сотоварищей, решает разобраться с Братцем по-свойски, с глазу на глаз, после чего очень для себя неожиданно становится одним из верных Его помощников...
Лиговская улица. Лиговка. Место действия целого ряда ранних свидетельств из петербургского периода жизни Братца. Это и подконвойное, в одной компании с закованными в цепи каторжанами, утомительное многочасовое шествие к Николаевскому вокзалу с последующей ссылкой в самарский дом умалишённых. Это и первая регулярная Беседа, проведённая 20 ноября 1894 года в башмачной мастерской в доме под номером 93. Со временем эта дата становится для трезвенников Братца точкой отсчёта исчисления новой эпохи.
Новый переулок, 2. Весной 1919 года, когда руководство города попросило трезвенников временно выделить помещение обуховского дома под ясли для детей из рабочих семей, Братцу понадобилось срочно отыскать подходящую ему замену. В гражданскую войну Петроград заметно обезлюдел, и найти хорошее помещение оказалось не так уж сложно. Выбор пал на расположенное в центре города здание немецкого клуба, выходившее фасадом на Исаакиевскую площадь и имевшее достаточно вместительный, на полторы тысячи человек, зал. Известно, что большинство названий (Передовой посёлок, Новоузенск, Вырица, Самара), так или иначе связанных с деятельностью Братца, были, как правило, глубоко символичны. Полностью оправдала своё имя и Новая улица. Именно здесь в сыропустную неделю 1920 года происходит регламентирующий жизнь уже не одного поколения трезвенников призыв Дорогого Братца на строгие великопостные пятницы, здесь же 25 декабря 1922 года незадолго до болезни состоялся освящённый Братцем переход трезвенников на Новый календарный стиль.
Гороховая, 2. Ныне это здание музея истории политической полиции в России. В конце 20-х здесь находилось ленинградское ОГПУ. Поэтому сюда, а не на Литейный, как думают некоторые из трезвенников, прибывает вызванный по повестке Братец в апреле 1929 года.
Тут же рядом Дворцовая площадь, где произошли трагические события 9 января 1905 года. Не благословлённые Братцем на поход с петицией к «доброму царю», чуриковцы не оказываются в итоге и в числе жертв «кровавого воскресенья».
Далее, минуя Васильевский остров, по Тучкову мосту на Ждановскую набережную и вот мы уже в Петровском парке на Петровском острове. Петровский проспект, дом 1. Когда-то на месте стоящего здесь небольшого домика находилось совсем другое здание, в одном из флигелей которого размещалось просторное, вмещавшее до двух тысяч слушателей, помещение, где, начиная с августа 1902 года, и проходили беседы Братца, сыгравшие, несмотря на скорое их закрытие и последовавшее за этим запрещение личных приёмов, важную роль в становлении всего трезвого общества. Первые «записки», «поход» на Оредеж, появление Трегубова, сочинение гимна, «Мир с животными», наконец, знаменитая Молитва Братца Иоанна – так или иначе, всё это связано с пребыванием Чурикова в доме на Петровском острове.
Стоит переехать на другой берег Ждановки, и ты снова оказываешься в местах, где проходила день за днём земная жизнь Братца. Вот, едва заметная даже на фоне безликого хаоса нынешней промзоны башенка каланчи Спасской пожарной части, здесь же, на Новоладожской, находилась и Спасо-Колтовская (по фамилии командира Невского полка) церковь Преображения Господня, при которой когда-то были захоронены останки замученного в подвалах тайной канцелярии Саровского первоначальника, Иеросхимонаха Иоанна. Лояльный к трезвенникам местный настоятель протоиерей Василий Орнатский вошёл в историю тем, что именно он по возвращению Братца из первой ссылки и незадолго до ссылки новой объявляет Чурикову указ петербургской консистории о закрытии Его дела. Братец проживает в это время в седельной мастерской на Средне-Колтовской 13\14, где и проводит Свои беседы в период с июля 1900 по август 1902 года до переезда в Петровский парк. Время странничества – уже в безвозвратном прошлом. У Идеи Трезвости уже не десятки, а многие сотни последователей. Самый, что ни на есть момент для регистрации Общества.
Ианновский ставропигиальный (то есть подчиняется непосредственно патриарху) женский монастырь на Карповке. Иван Ильич… Говорим об Иоанне Кронштадтском, а подразумеваем Иоанна Предтечу. Два Ioaнна... Однажды трезвенники нашли где-то на Карповке подходящую для Братца квартиру. Однако, во избежание возможной путаницы, как и в случае с хорошей квартирой на Кронштадтской, Братец вынужден был отказаться. Слишком велика цена ошибки... Не путать, не смешивать Братца с другими, хотя бы и очень высокодуховными личностями – это тоже, своего рода, завет всем нам.
Тем временем наш автобус проезжает мимо одного из самых оригинальных, в смысле его архитектуры, культовых сооружений Санкт-Петербурга, да и вообще России, построенной ещё во времена императрицы Екатерины II, Троицкой церкви «Кулич и Пасха». Интересно, что небезызвестный трезвенникам, канонизированный впоследствии, обладатель золотого наперсного креста, переведённый сюда в 1911 году из церкви при варгунинской писчебумажной фабрике (правобережье), настоятель храма о. Иоанн Колесников, кроме как православной веры, был ещё и большим ревнителем трезвого образа жизни. В глазах Колесникова Чуриков это, по всей вероятности, ещё и более удачливый конкурент.
Пару минут по Троицкому и мы останавливаемся напротив 3-й рабфаковской улицы. Конечная остановка. Обуховский дом Дорогого Братца, куда Он переехал с Петровского парка 8 апреля 1912 года. Самое чтимое из питерских мест, где ступала нога Братца. Кто только сюда не наведывался. Депутаты Думы и писатели, учёные и миссионеры... В расчёте на возможное знакомство присылал своих порученцев Григорий Распутин. В трудный для себя час приходил сюда и самодержец.
«Коммуна на тысячу человек», - говорит, приоткрывая нам завесу времени, Братец? Когда-нибудь именно так оно всё и устроится, а пока – что тотальная «рыночная экономика», да и сам обуховский Дом, трезвенникам, увы, не принадлежит. Видать, не время…
*) имеется в виду Вырица.
P. S.: Невозможно объять необъятное. Вот, лишь некоторые из адресов, которые не удалось по разным причинам посетить нам на этот раз: Духовная академия (Обводный канал) – место допроса Братца миссионерами; Казанский собор, где Митя Козельский и черногорский священник Мардарий вручают Братцу символический Его портрет с бочкою и змеёй; квартира Козака на набережной реки Фонтанки, дом 50 – место последней встречи Братца со Своими ленинградскими трезвенниками; особняк Орлова-Давыдова на Сергиевской (ныне ул. Чайковского), где в конце 20-х годов находился возглавляемый И. Г. Смолевым кружок ленинградских трезвенников, церковь лейб-гвардии кавалергардского полка (в 1923 году – центр обновленчества) Захарии и Елисаветы на Захарьевской улице, где сейчас расположен военный инженерно-технический университет, могила папаши Дорогого Братца (на Преображенском кладбище) и многое, многое другое.
Опубликовано в газете «Трезвый мiръ» №4 (29) 2008
Правда о Чурикове
Не так давно в культурном центре посёлка Вырица (Гатчинский район) силами православной общины трезвенников христиан Братца Иоанна Чурикова была проведена научно-богословская конференция «Народной трезвости апостол». Корреспондента нашей газеты привлекло в этой связи не столько состоявшееся мероприятие, сколько первоначально заявленное его название.
Название. «Правда о Чурикове»… Немного двусмысленно. Не так ли? Ведь, если есть «правда», то это означает, что существует и «ложь». Впрочем, устроители конференции нашли в себе силы отказаться от столь интригующего заголовка, и поступили, по всей вероятности, весьма благоразумно. Тем более, насколько известно, и в самой общине с решением о проведении данного мероприятия были согласны далеко не все.
Цель. Что касается цели конференции, то, наверное, правильнее всего было бы сформулировать её как очередную попытку официальной оценки статуса личности основателя трезвого учения, Братца Иоанна Чурикова. Оценки, заметно отличающейся от изложенного в «классических» основах вероучения трезвенников вырицкой общины. В этом, собственно, и есть причина дополнительного интереса к выше означенному мероприятию. Впрочем, такие темы требуют особой деликатности, поэтому касаться этого вопроса в подробностях большого смысла, наверное, не имеет.
РПЦ. Заметим, единственно, что подобная дискуссия, по мнению отдельных религиоведов, была бы на пользу Русской Православной Церкви, очень нуждающейся сегодня в укреплении своих позиций по части отрезвления народа. Не случайно, поэтому, многие вырицкие трезвенники считают фигуру руководителя православной общины, Владимира Николаевича Глинского, удобной для выполнения именно этой миссии. Поэтому, вполне естественно, что цель прошедшей конференции шла в разрез с основами чуриковского вероучения.
За и против. Если говорить о сути разночтений, то очень многое из наиболее спорного упирается, как это нередко бывает, в методологию. Руководители православной общины, например, берут за основу только дореволюционный период деятельности Братца. При этом они ссылаются на отсутствие прямых документальных источников. Хотя, подобный довод, вероятно, можно было бы при желании применить и к любому из Евангелий. Впрочем, нельзя не согласиться, в свою очередь, и с доводами их оппонентов, указывающих на существование так называемой «Рабочей» Библии Братца, которая, по мнению вырицкой общины, не просто главный документальный источник, но и самый веский из аргументов в пользу абсолютной достоверности содержания бесед советского периода. Кроме того, трудно отрицать достоверность и таких событий в жизни общества как введение Братцем семи тысяч трезвенников в храм Захарии и Елисаветы (1923 г.), и последовавшее за этим отречение от вина (1924 г.). Конечно, можно говорить, что и Братец иногда допускал ошибки. Однако, возможно ли такое количество исцелений, которые совершались бы именем ошибавшегося человека? И можно ли тогда считать самих людей, сомневающихся в Чурикове, чуриковцами?
СМИ. Интересно, что аналогичный вопрос, но только уже о вырицких трезвенниках («Можно ли считать их христианами?») поднимался на радио «Теос». Ведущий передачи Евгений Недзельский вместе с пришедшими на эфир членами православной общины пришли к такому выводу, что христианами трезвенников вырицкого толка назвать нельзя. Впрочем, некоторые из трезвенников Братца очень любят отвечать именно на это обвинение, называя себя при этом и христианами, и православными, НО только в новом качестве – под именем «трезвенников Братца Иоанна».
Обратная песнь. Что же касается самой православной общины, то её, по мнению вырицких трезвенников, сегодня назвать чуриковской очень трудно. Однако, можно ли, тогда, считать её вполне православной? Можно ли назвать православными людей, которые, подобно членам вырицкой общины, гнушаются мясом, да и Рождество справляют не в ночь с 6-го на 7-ое? Может ли долго продолжаться подобная двойственность? Наверно, рано или поздно придётся выбирать.
Имя Новое. И всё же, если вернуться к главной теме конференции, то мы неминуемо оказываемся перед одним единственным, волнующим обе общины вопросом: «за кого почитать Братца?» Вопрос этот действительно очень важный. Особенно в нынешнее время, когда любое утверждение вырицких трезвенников, что Братец есть Христос, вызывает у каждого современного человека справедливое сомнение – не тот ли это, про которого написано, что «многие придут под именем Моим». Вероятно, что именно поэтому, предвидя такое положение дел, и назвался Братец СВОИМ именем. А это значит, что любое другое имя будет неправильным. Он же говорит о Себе предельно чётко: «Назовёте Христом – не услышу, назовёте Апостолом – не услышу, назовёте Братцем – Я тут как тут. Первое и Новое Имя, Которое не смешивается с именами Святых». Но, вот, как-то на одной из бесед Братец вдруг неожиданно спрашивает своих слушателей: «Кто это всё делает?», – «Ты, Дорогой Братец», - отвечают трезвенники. А Братец говорит: «Тот же Христос, только в другом футляре».
Кто есть Кто? Вполне вероятно, что многих, кто впервые оказывается на беседах в Доме, шокируют возгласы типа «Братец – Бог!» и тому подобные возгласы трезвенников. Это и понятно. Но, наверное, именно поэтому-то и важно исповедовать Братца так, как Он сказал о Себе Сам. Потому что, как говорит Братец, «Иисуса Христа стали называть Богом тогда, когда Он стал делать дела, которых до Него никто не совершал». И если бы на Вселенских соборах Иисус Христос не занял бы положенного места, то человечество встало бы на путь самоуничтожения. Только благодаря признанию Иисуса Христа Сыном Божьим, и по вере в это не только совершаются чудеса, но и само человечество поднялось на новую духовную ступень.
Новшество. Но чем же особенно выдающимся обновилось после прихода Чурикова Учение Иисуса Христа? Вероятно, Трезвостью, провозгласив которую, Братец произвёл своего рода духовную революцию, возводящую человечество на новую нравственную ступень. Отказ от алкоголя – первый и оттого очень важный шаг по этой лестнице. Наверное, поэтому Он так и сказал: «Теперь хоть повесь, а Трезвость НА ВЕСЬ МIРЪ есть». Но, впрочем, так ли, в связи с этим, важно, за кого принимают Чурикова? Раз уж это так будоражит окружающий мир. Может быть, не пьют люди, да и ладно. Но здесь, опять-таки, важно помнить, что любое исходящее от Бога учение (по опыту прежних богоявлений), обязательно несёт в себе определённый прогресс. Но можно ли, в таком случае, говорить о духовной эволюции человечества, оставаясь со старыми понятиями о Боге? Потому что, как известно, и все исцеления – они, ведь, тоже происходят исключительно по вере… А поэтому если верить в Братца только как в молитвенника, как ходатая, то человеку невозможно решить ни своих жизненно-важных вопросов, ни проблем общества.
Опасный поворот. Но тогда, опасно ли отступление от Истины в вопросах богопочитания и насколько? На это, конечно же, однозначно ответить невозможно. Наверное, если говорить просто, то любое отступление в вопросах Истины обязательно тянет человечество в прошлое. В прошлое, к которому, и это все мы понимаем, возврата уже нет. И если Братец принёс новшество: отказ от употребления алкоголя и отказ от мясоедения, и, более того, провёл это новшество, не будучи уполномоченным ни кем из иерархов, в качестве простого мирянина... Кто же из людей ещё мог взвалить на себя такое? Наверное, только Иисус Христос.
Святой? Конечно, здесь можно было бы встать и на место православной общины, которые уже внесли портрет Чурикова в церковь Фёдоровской иконы Божьей Матери с явным намерением последующего позиционирования Братца в качестве великого святителя земли российской.
И в самом деле, почему бы не последовать примеру тех же почитателей преподобного Иоанна Кронштадтского, преспокойно дожидаясь причисления Братца к лику Святых? И это была бы очень правильная и конструктивная позиция, которая привела бы, наверное, к небывалому в истории человечества феномену примирения, согласия и последующего слияния двух некогда размежевавшихся ветвей единого древа Православной веры, если бы не одно НО.
Мессия или никто. Потому как, случись такое и пожелай Русская Православная Церковь канонизировать Братца с точки зрения своих догматов, то она в любом случае оказалась бы перед тяжёлой для неё дилеммой: либо признать Чурикова религиозным реформатором, какими были Моисей и Иисус Христос, либо посчитать Его еретиком. Но такое в истории уже было… Назад веков, так, двадцать.
Опубликовано в газете «Трезвый мiръ» №1 (26) 2008
Вырица - Мировая Столица Трезвости!
к 100-летию Дома Братца (1906 – 2006)
Есть в Ленинградской области одно такое место, внимание и всё больший интерес к которому совершенно не пропорциональны сегодня ни его поселковым размерам, ни относительно небольшой полуторавековой его истории. Впрочем, так бы и быть ему заурядным дачным поселением, каких и без него хватает на планете, если бы не одно обстоятельство. Обстоятельство, надо сказать, уникальное. ВЫРИЦА – мировая столица ТРЕЗВОСТИ. Трезвость же, и не какая-нибудь, там, духовная или ещё какая, а самая настоящая абсолютная Христова Трезвость на все последующие столетия нерасторжимо связана с именем Братца Иоанна Чурикова.
А получилось всё очень даже как бы и просто. Братец Иоанн, имя которого, благодаря происходившим на Его Беседах исцелениям, было в то время хорошо известно в столице, имел к началу прошлого века уже достаточное количество исцелённых Им последователей. Железные вериги, сухие сорокадневные посты, препровождения в участок, издевательства, запреты, самарский дом умалишённых, суздальская крепость – Ему следовало пострадать. Понятно, что такое положение вещей явно тревожило духовные власти, справедливо полагавшие, что влияние Чурикова, особенно после возвращения из заточения в Спасо-Ефимиевском монастыре, будет расти в народе неуклонно с каждой новой Его проповедью. А потому вполне естественно, что Беседы Братца Иоанна запрещаются. Впрочем, некоторые представители светской власти не считают деятельность народного проповедника какой-то уж особенно вредной. Одним из них оказывается П. А. Столыпин, советующий Чурикову подыскать подходящее место для приёма болящих (раз уж нет на то дозволения церковных иерархов) где-нибудь в окрестностях Санкт-Петербурга.
И вот летом 1905 года Братец со своими последователями выезжает с Царско-Сельского вокзала на разведку. Вышли в Сусанино, далее шли пешком. Красницы, Михайловка… Несколько трезвенников пошли быстрее и, дойдя до Вырицы, вернулись вскоре с красным от ягод кустом морошки. Не иначе как земля обетованная! И выбор, конечно же, не случаен. Чего стоит одно название «Вырица», означавшее на языке древних славян ни что-нибудь, а «рай земной».
За дело взялись дружно. И очень скоро на левом берегу Оредежа образовывается целая колония трезвенников Братца. «Чьи это дома?» - спрашивают Братца приезжие. «ДОМА ТРЕЗВЕННИКОВ» - отвечает Братец. Спросят у трезвенников, те говорят: «Дорогого Братца». «Вас не разберёшь», - недоумевают люди.
Вначале, когда ещё только стали заселять колонию, некоторые уговаривали Братца обосноваться по другую стороны железной дороги. Там и место повыше, и посуше. «ВО-ПЕРВЫХ, ЗЕМЛЯ ДОРОЖЕ – ПО ТРИ РУБЛЯ ЗА САЖЕНЬ, - отвечал Братец, - А ВО-ВТОРЫХ, СЮДА В ЭТУ ПУСТЫНЮ И БОЛОТО НЕ КАЖДАЯ ЗМЕЯ ПОПОЛЗЁТ. ЗМЕИ ЛЮБЯТ ПОВЫШЕ НА СОЛНЫШКЕ ПОГРЕТЬСЯ».
Но вот наступает весна следующего 1906 года, и трезвенники приступают к строительству Дома. Того самого, где будут затем проходить Его Беседы, куда за исцелениями будут приезжать тысячи людей из столицы, из разных других городов, отовсюду.
Дом, который решено было строить исключительно силами мужчин, возводили на небольшом возвышении, на самом берегу Оредежа. Сейчас это Павловский проспект, д. 1. Моста тогда ещё не было. И женщины, готовившие на другом берегу, доставляли еду на лодках.
Постройка получилась красивой, с резными окнами – не дом, а терем. Ныне это главная архитектурная достопримечательность Вырицы. Само же новоселье состоялось в конце июня и совпало с днём Ангела сестрицы Груши. Той самой, что совсем ещё в юные свои годы, написав прошение императрице и совершив далёкое путешествие к месту заточения Братца, вызволила Его из застенков знаменитой монастырской тюрьмы, где некогда почили известный ныне пророк Авель, предсказавший долгожданный исход династии Романовых из России, и многие другие подвижники христианства.
«Ну, и во что же обошлось строительство этого дома?» - спрашивают Чурикова приезжающие священники. «ДЕЛО В ТОМ, ЧТО ДОМ ВЫСТРОЕН ИЗ ОПОРОЧНИКОВ», - отвечает Братец. «Как это из опорочников?» - недоумевают пастыри. Тогда Братец поясняет: «ТАМ, НА ОБВОДНОМ КАНАЛЕ, ПОД БАРКАМИ, ЮТЯТСЯ И В ПЬЯНСТВЕ ПОГИБАЮТ ЛЮДИ С ЗОЛОТЫМИ ГОЛОВАМИ И ЗОЛОТЫМИ РУКАМИ. МАСТЕРОВЫЕ. В НИХ НУЖНО ПОСЕЯТЬ СЛОВО БОЖИЕ, И КОГДА ОНИ ОТРЕЗВЯТСЯ И СТАНУТ ЖИЗНЬ СВОЮ СТРОИТЬ НА ЗАКОНЕ БОЖИЕМ, ТО И САМИ ОБОГАТЯТСЯ, И ДРУГИМ ПРИНЕСУТ». «Нет, - отвечают, подумав, священники, - мы так не можем».
Кого только здесь за эти годы не было. И депутаты Думы, и сын Л. Н. Толстого, Л. Л. Толстой, и не солоно хлебавши возвратившиеся из Вырицы посланцы Распутина. Позднее приезжали сладкоречивые обновленцы и отказавшийся от перемены горькой своей участи Максим Горький. А уж странствующих монахов, или «топтунов», как называл их Братец и вовсе не сосчитать.
Однако самое главное, было ещё впереди. Важнейшей вехой в продвижении Христовой Трезвости стала Революция, позволившая Братцу основать 6 января 1918 года настоящую христианскую коммуну, ставшую прообразом будущего человеческого сообщества, свободного от социальной несправедливости, от безбожия, от алкогольного, табачного и прочего наркотического дурмана.
«ЛУЧШИЕ ДЕСЯТЬ ЛЕТ, - говорил Братец, - И ЭТО ЕЩЁ ПРИТОМ, ЧТО ВЛАСТЬ БЕЗБОЖНАЯ».
То, что сделано коммунарами за эти годы, удивляло и продолжает удивлять доныне. Первое время, естественно, испытывали недостатки. Господь испытывал неурожаями. Не было сахара, ни капли масла. И тем не менее хлеба, выпекаемого поначалу с примесью картофеля, проса и капусты, было всегда достаточно для того, чтобы не давать его по выдаче. Однако потом, с каждым годом жизнь становилась всё лучше и лучше. И после, когда стало девяносто дойных коров и шестьдесят ульев, тогда уже и чай пили с молоком и мёдом. Хлеб выпекался из чистой муки, заварной, вкусный, ароматный. Щи стали готовить с грибами из головизны хороших рыб. Каша пшённая, масляная.
Залогом такого преуспевания стало великолепно отлаженное сельскохозяйственное дело.
Отремонтированный Братцем трофейный трактор. Созданный по Его чертежам, поражавший учёных, необычный, ставший целебным источником, артезианский колодец.
Иногда случалось, когда все соберутся, Братец подойдёт и скажет: «ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ С ПАСТУХОМ – НЕРАЗДЕЛЬНОЕ. ЗЕМЛЕДЕЛЕЦ ЗЕМЛЮ ВОЗДЕЛЫВАЕТ, А ПАСТУХ СКОТИНКУ ПАСЁТ». Бывало, обнимет каждого, поцелует и скажет: «ВОТ С ТАКИМ НАРОДОМ МОЖНО СТРОИТЬ ЦАРСТВО БОЖИЕ НА ЗЕМЛЕ».
«Дорогой Братец, комары в обеденный перерыв заедают, покоя не дают» - обратилась к Братцу одна коммунарка. Братец промолчал. На следующий день эта коммунарка, проходя мимо канав, заметила, что обе их стороны устланы какой-то серой пеленою. Подойдя ближе, она увидела, что это погибшие комары. «ТЫ ЖЕ ВЧЕРА ПРОСИЛА ЗА ЛЮДЕЙ, ЧТО ИХ КОМАРЫ ЗАЕДАЮТ», - ответил на её сообщение Братец.
Был в Коммуне бык по кличке «Граф». Когда случилось, что Граф пал, Братец сказал: «Я БЫ СТО ГРАФОВ ПОЛОЖИЛ ЗА ОДНОГО КОММУНАРА».
Однажды за обедом Братец сказал: «СЕЙЧАС В КОММУНУ НАБИРАЕМ ВСЯКИХ, А ПРИДЁТ ВРЕМЯ – ТОЛЬКО ЧИСТЫХ СЕРДЦЕМ БУДЕМ БРАТЬ В КОММУНУ».
Регулярные победы на сельскохозяйственных выставках, удивительная техническая смётка руководителя Коммуны, американские урожаи Долины Братца, выгоревшая земля и безтравье которой удручало трудолюбивых финских поселенцев, отказавшихся от этих угодий до прихода коммунаров – всё это наводило на размышления.
Однажды приехавшие в Вырицу представители посоветовали Братцу: «Вы бы уж, Иван Алексеевич, что-нибудь одно вели. Или беседы, или коммуной управляли. А так Вам трудно совмещать и то, и другое». И ещё спросили: «Во что же это всё выльется, если Вы так проработаете ещё десять лет?»
«А, ВОТ, ВО ЧТО. – Ответил Братец, строго глядя в глаза вопрошающих. - В КОММУНЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ ДЕСЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, И ОНИ БУДУТ КОРМИТЬ ПОЛ-ЛЕНИНГРАДА». Приезжие опустили головы и замолчали.
Тем временем ситуация в государстве менялась… «Вырицкий Христос» - писала, ёрничая, атеистическая пропаганда. Говорят, что устами младенцев глаголет истина...
После ухода Братца в 1929 году Коммуна «Б.И.Ч.» была преобразована в совхоз «Красный семеновод». Многие коммунары были сосланы. Что касается Дома Братца, то он использовался по-разному. Одно время в нём размещался лупазорий, место, где доживали свои дни больные волчанкой. Некоторые, правда, почему-то внезапно исцелялись. В общем, всё шло своим чередом.
«МЫ ОГРАЖДЕНЫ. ОГОНЬ ВОЙНЫ НЕ ТРОНЕТ ВЫРИЦУ». И действительно, переходившая из рук в руки Вырица никогда не была ареной активных боевых действий. Что в гражданскую, что в Великую Отечественную, во время которой здесь размещались немецкая и румынская части. Во время войны трезвенники продолжали собираться в соседней Михайловке, где на их беседах присутствовал понимавший по-русски немецкий священник. Напротив Дома Братца размещалась немецкая комендатура. Узнав, что это церковь, главный немец перенёс место для вечеринок из Дома в здание вокзала. Однажды, правда, аккурат в День Ангела Братца, немцы хотели было надругаться над святынею, повесив рядом с ликом Братца портрет Адольфа Гитлера, но начавшийся тут же артобстрел предотвратил кощунство. А ещё был такой случай. Заходит немец в дом к трезвеннику, видит портрет Чурикова, указывает на него и спрашивает: «Кто это?» «Это – мой Бог», - отвечает трезвенник. «Нет, это мой Бог» - говорит немец, доставая свой портрет Братца... Хотя, правда, чего в этом особенного.
Много воды утекло с того времени. Окончилась война. Отгремела сталинская эпоха. Наступают тяжёлые будни атеистической оттепели. Несколько показательных судов. В конце семидесятых возвращаются последние ссыльные. В 1989 году, наконец, возвращают и Дом. Так что праздновавшееся 20 ноября 1994 года столетие первой проповеди Братца трезвенники уже встречают в нарядном отреставрированном помещении, куда съезжаются люди из разных концов России. Возрождается и Коммуна. И не только в Вырице.
Одни из пророчеств Братца уже сбываются. Например, о Петре Первом, первом вологодском трезвеннике Петре. Другие ждут своего часа. Это и воскрешённое коммунами сельское хозяйство, и Петроград, который станет мировой столицей человечества, и бегущие по Вырице трамваи, впрочем, и не Вырицы уже, а Ивановска, и священный город бедноты на месте Долины – с фруктовыми садами, каналами и ходящими по ним баржами…
Кирилл Методиев
опубликовано в газетах «Новый Петербург» и «Трезвый мiръ» №6 (18) 2006
Новая книга о Братце Иоанне Чурикове
В петербургском издательстве "Алетейя" вышла в свет книга "Имя моё грешное помяните..." - первая часть сборника исторических документов, освещающих жизнь и деятельность Ивана Алексеевича Чурикова, известного в народе, как Братец Иоанн Самарский. В состав сборника вошли документы из архивов Санкт-Петербурга и частных собраний. Большинство документов публикуется впервые. Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей религиозной жизни России первой трети ХХ века, и церковной общественности. Составитель сборника – С.Ю.Паламодов. Приобрести книгу можно по адресу Петербург, ул.Чайковского д.55, магазин "Историческая книга". Цена 309 рублей. По всем вопросам, связанным с приобретением книги обращайтесь к директору издательства «Алетейя» Татьяне Савкиной: fempro@yandex.ru
Рецензенты:
Ведущий научный сотрудник Центрального Государственного Архива Санкт-Петербурга, доктор исторических наук М.В.Шкаровский;
Профессор кафедры философии религии и религиоведения Философского факультета СПб ГУ, доктор исторических наук С.Л.Фирсов;
Профессор кафедры новейшей истории России Исторического факультета СПб ГУ, доктор исторических наук В.А.Иванов.
Из отзывов рецензентов
«Представленный Сергеем Юрьевичем Паламодовым проект серии сборников исторических документов, посвященных жизни и деятельности Ивана Алексеевича Чурикова (братца Иоанна), представляет собой высококвалифицированное научное исследование важной в религиозном, культурно-историческом и научном плане теме. Деятельность основанного И. А. Чуриковым движения трезвенников или чуриковцев, продолжается уже более ста лет и в настоящее время после долгого периода гонений и преследования вновь находится на подъеме. Между тем история этого движения изучена явно недостаточно, и, прежде всего, страдает опубликованная источниковая база. Составителем сборников была проделана большая изыскательская работа в архивах (в том числе в ФСБ) и частных собраниях документов и воспоминаний. В предисловии к серии сборников дан исчерпывающий источниковедческий и историографический анализ». М.В.Шкаровский
«Представляемый вниманию читателей сборник материалов, посвященный жизни и деятельности известного борца за народную трезвость И. А. Чурикова, безусловно заслуживает самого пристального внимания всех, кто занимается историей Православной Российской Церкви и народно-религиозными движениями в Российской империи (России) конца XIX - первой трети XX вв., ибо помогает лучше понять весьма запутанную и не имеющую на сегодняшний день ясного объяснения проблему отношения священноначалия и государственных властей к феномену «братца Ивана». С.Л.Фирсов
«В работе С.Ю.Паламодова разворачивается по-истине потрясающая российская повседневность первой трети ХХ века, «малая» история человеческого бытия, в которую погружены как сам Братец Иоанн Чуриков, так и его последователи, слушатели, «мир», недруги, гонители и палачи. Читатель, без сомнения, увидит в книге обширный разлив человеческих трагедий, нестерпимой духовной и телесной боли многих чад,.. ищущих Пророка и врачевателя… общественности представлен... актуальный в научном и познавательном плане труд, в котором содержится впервые систематизированный в авторской интерпретации подлинный исторический материал о жизни и деятельности И.А.Чурикова, который будет с интересом принят как специалистами, так и широким кругом читателей». В.А.Иванов
Предисловие
Предлагаем читателям первую часть сборника исторических документов, освещающих жизнь и деятельность Ивана Алексеевича Чурикова, известного в народе, как Братец Иоанн Самарский. В состав сборника вошли документы, отвечающие строгим критериям исторической достоверности. В первую часть сборника включены документы из архивов Санкт–Петербурга, а также стенограммы аудиозаписей рассказов людей, лично знавших Братца Иоанна. Сборник планируется издавать частями примерно 1 раз в год по мере подготовки документов к печати. Всего планируется издать 5–6 тематических частей, посвящённых разным сторонам деятельности Братца Иоанна, в т.ч.: взаимоотношениям с духовенством, его религиозным и аскетическим воззрениям, методам трезвенной работы, репрессиям трезвенников периода 1920–50–х годов, истории возникновения и формирования культа Братца, как «второго пришествия Христа», истории общества Б.И.Ч. в послевоенный период. Название сборника «Имя мое грешное помяните…» определено содержанием его первой части, посвященной преимущественно свидетельствам о молитвенной помощи Братца Иоанна, полученной теми, кто к нему обращался. Слова эти, произнесённые Братцем незадолго перед арестом передавались трезвенниками из уст в уста десятки лет. Письменная фиксация осуществлена в конце 1950–х годов Эммой Феликсовной Лядовой со слов Марии Васильевны Стефанской, одной из тех, кто лично слышал их от Братца в таком изложении: «Меня не будет, а у вас будут скорби, болезни, неустройства. Пишите записки, обращаясь ко Господу, и мое грешное имя вспомяните, ибо эта овечка отсюда вышла. И Господь по вере вашей будет посылать вам просимое». Составителю сего сборника неоднократно приходилось их слышать в таком варианте: «Меня не будет, у вас будут скорби и болезни. Обращайтесь к Господу, пишите записочки. Бумаги не будет – углём на бересте пишите. Имя мое грешное помяните и я тут, как тут». Незначительная разница изложения в данном случае свидетельствует в пользу достоверности этих слов, относящихся к области устного предания общества трезвости, которое в 2009г. отметило 115 лет со дня основания Братцем Иоанном Чуриковым.
До недавнего времени личность Братца Иоанна Чурикова не вызывала особого интереса, т.к. деятельность его почитателей не носила сколько–нибудь заметного общественного значения. С 1989 года, когда трезвенники–«чуриковцы» впервые с конца 1920–х годов были зарегистрированы, как религиозная организация, по настоящее время произошли значительные изменения. Сейчас в Санкт–Петербурге и Ленинградской области зарегистрировано и действует четыре общины трезвенников Братца Иоанна Чурикова, отражающие все возможные варианты почитания Братца. Некоторые из них имеют свои сайты в Интернете (www.trezvost.com, www.trezvograd.ru), издают книги и брошюры, ведут активную деятельность, которая периодически освещается в печатных и электронных СМИ – все они доносят до слушателей, читателей, зрителей образ Братца Иоанна в своей интерпретации всеми доступными способами. Не вдаваясь сейчас в детали различий между общинами трезвенников, отметим, что настоящий и последующие выпуски сборника исторических документов будут полезны и интересны не только всем почитателям Братца, независимо от их исповедания, но и церковной общественности, священнослужителям, миссионерам, а также всем, интересующимся религиозной жизнью Петербурга первой трети ХХ века и историей трезвеннического движения.
http://trezvograd.3dn.ru/news/2010-10-25-57