Как я Ерёму бил

Георгий Разумов
 
      Приличные люди, обычно, поступив в первый класс какой-нибудь школы, эту же школу и заканчивают. По крайней мере, у большинства из моего окружения так оно и было. Редко, кто учится в двух. Судьба,очевидно не собиралась относить меня к категории приличных, и я за свою школьную карьеру, если так можно выразиться, сменил восемь школ.
       Впрочем, это мало относится к тому, что я хочу рассказать. Тем не менее, тогда всем станет ясной фраза, что второй, третий и четвертый класс я проучился в одной школе, это был самый длинный период пребывания в стенах одного заведения.
       Итак, обо всем по порядку. Где-то в самом начале пятидесятых мой отец привез всю семью к месту своего нового назначения - это была глухое село, окруженное лесами и бездорожьем, аккурат в тех местах, которые изумительно описаны в книге "В лесах" дяденьки Мельникова, который еще  почему-то был Печерским.   Село было довольное большое, более шестисот дворов, ни электричества, ни радио, ни каких-либо приличных дорог в тех местах от сотворения мира не водилось. Народ был жутко религиозен, все в основном были староверами разного толка. Каждый толк имел свое кладбище, (в селе было пять кладбищ, стало быть, и пять толков) и люди меж собой общались весьма своеобразно,  что уж говорить про пришлых.
           Располагалось поселение вокруг большого озера, в центре стояло церковное здание, но служба в нем не велась, а здание использовалось под мастерские местной МТС, а вторая половина -  под склад каких-то колхозных материальных ценностей, точно уже не помню.  Где-то я уже говорил, что отец мой был учителем по образованию, кроме того имел хорошую хозяйскую хватку, был неплохим организатором, после войны строилось много школ и его часто направляли именно туда, где эти стройки велись.
Поселились мы в большом доме прямо на берегу озера, рядом с церковью, стоявшей на небольшом пригорке...   Было лето, отец с головой окунулся в стройку, а мы, ребятня,  начали осваиваться на новом месте.
            Начался учебный год, я пошел в школу. Оказалось, что в одном классном помещении занималось сразу два класса, второй и четвертый, а учительница у нас была одна.  Самое странное, что не смотря на то, что я был всего лишь второклассником, вышло так, что я был выше всех ростом и, как оказалось потом, сильнее всех мальчишек. Как-то мои отношения в классе сразу не сложились. Мне были чужды  бесконечные выяснения этих пятидесятников, кулугуров или как их там еще, которые без конца дрались между собой, выясняя, чья вера правильнее, и чей бог лучше.  Как это ни странно, но именно этим занимались почти все ученики младших классов  на переменах, до уроков, и после уроков. Когда же ребята узнали, что я вообще не верю ни в какого бога, их удивлению не было границ, и я стал на первых порах объектом всевозможных придирок со стороны остальных пацанов. Кончилось это тем, что однажды я не вытерпел приставаний и оскорблений со стороны самого сильного, как до этих пор считалось, Ваньки Кириллина, и так его вздул, что  с тех пор все остальные пацаны потеряли всякое желание  больше приставать ко мне со своими божественными разборками.
          Короче говоря, так получилось, что я приходил в школу, учился и уходил, отношений с одноклассниками  никаких не налаживалось... Я, конечно, замечал, что каждый раз после занятий пацаны кучковались  неподалеку от школы и выясняли там свои отношения, но мне все это было абсолютно не интересно, и я никогда там не задерживался. Где-то к ближе концу третьей четверти я потихоньку и как-то незаметно  сдружился с двумя пацанами из четвертого класса, и с одним из нашего, второго. Образовалась компания в четыре пацана.  В свободное время мы играли в разные игры, прыгали в сугробы с коньков деревенских крыш, бегали в лес на лыжах, короче, вели обычную немудреную жизнь деревенских мальчишек.
              Не смотря на то, что я мало интересовался классными делами вне уроков, я все-таки нет-нет, да и замечал, что по каким-то неведомым мне причинам пацаны чаще всего били одного мальчика, Витьку Еремеева.  Был он самый маленький в классе, тихий, мало заметный, все время шмыгал мокрым носом с бесконечным насморком. Одежда на нем  висела каким-то самым непостижимым образом, и весь он обликом напоминал маленького мокрого воробья. На протяжении нескольких дней, предшествующих описываемому событию, я видел, уходя из школы, что мальчишки кучкуются, не расходятся и ждут.  Ждут, когда появится на выходе из школы Витька Еремеев, или Ерёма, как звали его все. Он знал, что его будут бить, всегда оттягивал выход из школы, но начиналась вторая смена и ему нужно было уходить, так как коридора в школе не было, в класс мы заходили сразу с улицы.  Однако, выходить все равно было надо, он выходил и все его начинали лупить. Били здорово, со старанием.   
       В тот раз, о котором идет речь, когда закончились занятия, я вышел немого позже обычного, задержала учительница зачем-то. Ко мне подбежал Генка Абросимов, наш пацан, весь возбужденный,  стал настойчиво звать меня бить Ерему. Не знаю почему, но я поддался на его призыв, и тоже стал ждать, когда Витька выйдет из школы, чтобы принять участие в его избиении. И вот  Ерема вышел, с убитым видом он шел, как на заклание к нашей группе, деваться ему было некуда. Он подошел, и избиение началось. Помню, я с каким-то ожесточением вмазал ему кулаком по лицу, попал по носу, брызнула кровь. Витька, как подкошенный,  упал на землю и как-то весь съежился, вид его стал жалким, обреченным.  Он лежал и  плакал тихими беззвучными  слезами, и во всем его облике чувствовалась какая-то безысходная  обреченность и что-то еще непередаваемое словами.  Эта картина буквально перевернула  мое сознание, мне стало его смертельно жалко, меня охватило чувство беспредельного сострадания к нему и в то же время ожесточенного негодования к тем, кто его избивал. Я буквально вырубил опять же самого рьяного и настырного Ваньку Кириллина, оттолкнул еще пару пацанов, поднял плачущего Ерёму   со снега, обнял и сказал:
- Все, Ерема, не плачь, больше тебя никто никогда ни разу не тронет, а тронет - будет иметь дело со мной... Слышали? - спросил я пацанов...Кто тронет - убью, вы меня знаете. А ты, Ерёма,  теперь мой друг!
        Надо было видеть, как на меня глянули его глаза. Этот взгляд и по сей день я нет-нет, да и вспоминаю, как один из самых светлых моментов моей жизни.  С тех пор в нашей компании появился пятый член - наш хвостик, как мы его называли,  Ерёма. Он оказался очень добрым и хорошим мальчиком из многодетной и очень бедной семьи, как я потом узнал. Не было у меня друга преданнее его за все время, пока мы жили в этом селе, и пока там отец строил школу.  Частенько он приходил ко мне домой, мама его подкармливала, а я показывал свой телескоп, рассказывал ему о звездах и туманностях, галактиках и метагалактике.
             Я тогда был фанатиком астрономии и трудов профессора Воронцова-Вельяминова, хотя и был всего навсего учеником второго класса захолустной школы из глухого села. Удивительно, но  несмотря на то, что  в наших отношениях я был лидером, я никогда не видел в нем подобострастия или подхалимажа. Витька действительно любил меня, как своего друга, он вел себя со мной, как равный, но уважительно. К слову  сказать,  был он еще великий выдумщик и фантазер, и мог бесконечно рассказывать красочные истории, сочиняемые им на ходу. Слушать его было интересно, но это уже другая история.
        Этот случай из детства научил меня, что нельзя быть пассивным и безразличным к тому, что происходит вокруг тебя, нельзя тем самым потворствовать несправедливости и злу. Конечно, тогда это не так четко сформулировалось в моем детском сознании, но суть сказанного от этого не меняется.