Мой папа

Полина Ребенина
Сегодня день рождения моего покойного папы, М.А.Андреева, сегодня ему могло бы исполниться 101 год! Как жаль, что люди редко доживают до этого возраста, что почти все уходят куда-то, непонятно куда, значительно раньше. Как бы хотелось, чтобы все жили бесконечно долго и счастливо и всегда бы были молодыми!

Мой папа, Михаил Алексеевич Андреев, был человеком совершенно замечательным- серьезным, трудолюбивым, порядочным, честным. Когда я родилась, то было ему уже 35 лет, и я помню его примерно с четырех-пятилетнего возраста, когда было ему уже около сорока. Помню, что был он очень красив, и я, еще маленькой девочкой, часто засматривалась на него и дивилась его чистому ясному белому лицу, классическим  чертам лица, синим глазам и темным, хотя и редеющим, но красиво вьющимся волосам. 

После окончания института инженеров транспорта стал папа военным инженером, поддавшись настойчивым уговорам моей мамы, которая была материалисткой, и знала, что зарплата военных выше, чем у гражданских инженеров. Папу послали служить в Кронштадт, в школу связи имени Попова. Папа благодаря своему трудолюбию, ответственности, знаниям, и благодаря своим организаторским способностям, стал совершенно незаменимым специалистом, офицером, преподавателем школы связи, обучившим сотни связистов до и во время войны. Он мне рассказывал, как во время Великой Отечественной войны почти всех преподавателей школы связи послали на фронт, но командование просило оставить в части М.А. Андреева, как незаменимого офицера, одного из столпов соединения, на котором держалась работа всего подразделения. Во время войны был папа начальником Северного укрепрайона Ленинграда, то есть отвечал он за организацию и бесперебойное функционирование связи военных формирований всей северной части Ленинграда и Ленинградской области во время ленинградской блокады и после ее прорыва. Вспоминал о войне он редко, но иногда мелькали в его разговорах воспоминания о маршбросках на лыжах, в холод и стужу, по льду Финского залива, под обстрелом и при разрывах бомб, для восстановления порванной, нарушенной связи, ведь без связи невозможно было координировать работу боевых частей, обороняющих Ленинград. Папа пережил войну и избежал ранений, но из-за чрезвычайного стресса развилась у него стойкая гипертония, высокое артериальное давление, которое преследовало его всю жизнь, и практически не снижалось никаким лечением.

Папа мой сделал блестящую карьеру, он прослужил в одной и той же военной части с 1939 по 1958 год, почти 20 лет и прошел путь от лейтенанта до полковника, капитана первого ранга. Дважды посылали его документы в Москву для присвоения адмиральского звания, но к сожалению, запрос был отклонен по причине отсутствия у папы формального военного образования, ведь он закончил гражданский инженерный институт. Но, не смотря на это, продолжал папа занимать адмиральскую должность, был командиром Краснознаменной военной-морской части им. Попова, был всем известным человеком в Кронштадте. Его часть была всегда лучшей по всем показателям среди военных частей города-крепости Кронштадта, у него была масса наград и даже  именные часы, подаренные ему в один из смотров лично маршалом Г.К.Жуковым. Папа работал день и ночь, именно день и ночь, потому что с работы приходил он поздно, а ночью или в воскресенье, которое тогда было единственным выходным днем, нередко завывали вдруг сирены, означающие военную тревогу. Папа молниеносно собирался, садился в служебную машину, которая его уже ждала у подьезда и уезжал. Это было послевоенное время, но обстановка в мире была все еще тревожная и учебные тревоги в закрытом городе-крепости Кронштадте проводились нередко.

Когда я шла по Кронштадту, то часто слышала, как шептали мне вдогонку: ”Смотрите, это дочь капитана первого ранга полковника Андреева!”. И мы, все члены  семьи, были известны в городе, благодаря замечательному таланту, трудолюбию, выдающимся способностям моего папы.  Мы все грелись в лучах его славы.

В конце 50-годов по распоряжению Н.С.Хрущева проводилось масштабное сокращение Вооруженных сил Советского Союза, на треть ее личного состава. Все военнослужащие высшего ранга проходили военно-медицинское освидетельствование, и при наличии проблем со здоровьем они провожались на почетную досрочную пенсию. Папа лежал на обследовании в военно-морском госпитале, у него сразу же обнаружили тяжелую гипертонию и ему было предложено выйти на пенсию. Папина блестящая карьера так неожиданно оборвалась… Ему было всего 47 лет… Папу провожали с почетом и напоследок был он удостоен чести командовать воинским парадом, проходящем в городе-крепости Кронштадте. Помню, как собирался он на парад, как одевался в праздничную черную с золотыми позументами морскую форму и грудь его была украшена многочисленными орденами и медалями…

Выйдя на пенсию папа работать не перестал, был он вечным тружеником. Он работал до 75 лет, до 65 лет работал преподавателем в техникуме и был там секретарем партийной организации, а после 65 лет работал простым рабочим на заводе. Кроме того был он председателем садоводства на окраине города и его участок в этом садоводстве был образцово-показательным. На шести сотках умудрился он развести прекрасный сад с плодовыми деревьями- яблонями, сливами, было у него множество кустов крыжовника с большими мохнатыми ягодами величиной со сливу, смородина, малина, клубника. И, конечно, сажал он каждый год помидоры, лук, укроп и т д. Папа был родом из Мичуринска, известного своими садами с необыкновенными плодовыми деревьями,  и работа на участке была его любимым делом. И не только там, но и во дворе нашего дома насадил он сирень, черемуху, цветы. Помню, как сидела я на балконе поздно вечером и услышала разговор молодой пары, остановившейся под балконом и любующейся нашим цветником во дворе. Слышала, как девушка говорила своему спутнику: ” И все это великолепие вырастил один пожилой мужчина, который живет в этом доме!”. И я опять была полна гордости за моего папу, я знала, что они говорили о нем.

Папа оставил по себе добрую память, я знаю, что те, кто знали его по работе, знают его, как блестящего офицера, как неутомимого труженика, честного, достойного человека. К сожалению, в частной жизни находился он под полным влиянием со стороны мамы, которая умела управляла его мыслями и чувствами, и он всегда поступал согласно ее указке. Собственного мнения в делах семейных он не имел, или не отваживался его иметь. Как многие мужчины был он недостаточно социально компетентным, он был погружен в работу, он считал затруднительным вникать во все житейские дрязги, а мама сознательно его ограничивала в социальных контактах, боясь потерять полный над ним контроль и управление. Мама стремилась ограничить даже его контакты с собственными родителями, не хотела терпеть никакого постороннего на него влияния, и папа с этим примирился, хотя он очень любил свою мать. Фотографию его матери, бабушки Лины, я увидела на его столе впервые после смерти моей мамы в 1993 году, до этого поставить ее он не отваживался.

Папа мой умер в 1995 году, его хоронили торжественно, как полковника, капитана первого ранга, коммуниста  Андреева, с ружейным залпом, но над его могилой стоит православный крест, настали новые времена. Как часто я вспоминаю его, чувствую нашу душевную близость, ведь я всегда была очень на него похожа (внешне), меня в детстве все родные называли "маленький Миша".