Цюрих, нем. Zurich, река нем. Limmat этимология

Сергей Колибаба
Обширное Цирихское озеро разливается у нас
перед глазами, и почти под самыми нашими окнами
вытекает из него река Лиммата, которой шумное и
быстрое стремление приятным образом отличается
от тихой зыби вод его; прямо против нас, за озером,
стоят высокия горы; далее в сторону …видны и другия
высочайшия и снегом покрытыя горы

Н.М. Карамзин. Письма русского путешественника, 1792

Горд Цюрих (нем. Zurich [;tsy;r;c]; швейц. Zuri [tsy:ri]) — находится на северо-востоке Швейцарии,  административный центр одноимённого округа, крупнейший в стране, впервые как город упоминается в 929 году. Находится на берегу Цюрихского озера при выходе из него реки Лиммат, в долине между горными вершинами Утлиберг (Uetliberg, 871 м, с этой горы открывается вид на город) и Цюрихберг.

* Гравюра Цюрих 1581 г.


На  цветном плане,  выполненном с фотографической точностью, показан типичный небольшой средневековый европейский город на двух берегах реки со всей атрибутикой: крепостные стены (с 1230 г.), дома с огородами, мосты, колодцы, ухоженные поля за крепостной стеной на скатах гор; выделяются два аббатства на возвышенностях в центре города. Очевидно, художник рисовал город с вершины какой-то высоты, находящейся в окрестностях города.

В средние века люди пересекали Альпы по перевалам по нескольким причинам.  Германские императоры вели свои войска через горные перевалы в Италию (39 переходов 10-30 тыс. армий в XII-XIII в.), деятели церкви и паломники шли в Рим и далее на Восток по своим религиозным делам, всегда существовал финансово-торговый обмен между  южными и центральными областями Европы. Для всех этих передвижений людей и товаров нужна была определенная инфраструктура: дороги, жильё, питание, проводники, что приводило к увеличению численности местного населения и его социализации (освоение общих культурных универсалий Средиземноморской цивилизации). В этой работе на примере топонима Цюрих и гидронима Лиммат мы постараемся проследить процесс проникновения библейских образов и терминологии в  регион Альп. 

1) Краткая история Цюриха

а) Римский период

На этом месте в древности находилось кельто-германское поселение, в 15 году до н.э. римляне организовали здесь  таможню, для контроля над торговым путем, идущим  на Рейн – Турикум, местное население было уничтожено или изгнано. Вскоре была построена 10 башенная крепость, через неё  проходил важный для Рима торговый путь из Южной Европы на Британские острова (по Рейну), город с античных времен  был тесно связан с деньгами и торговлей.

б) Христианский период

После распада Римской империи здесь обосновались алеманны, одно из немецких племен; считают, что они подогнали «римское» имя города под свой племенной диалект, в результате он стал называться не Турикум, а Цюрих.

Людовик II Немецкий (805-876), правитель Восточнофранкского королевства (буд. Германия), построил на месте Турикума замок (in castro Turicino iuxta fluvium Lindemaci, 835 г.). В Цюрихе (исторический центр города)  в 853 году он основал аббатство Фраумюнстер (нем. Fraum;nster) для своей дочери Хильдегарды, обеспечил его землями и лесами и гарантировал неприкосновенность.  Хильдегарда (828 — 856) первоначально аббатиса монастыря в Шварцахе-на-Майне, затем  аббатиса бенедиктинского монастыря в Цюрихе с 853 года; его вторая дочь Берта (839 — 877) — аббатиса монастыря в Цюрихе с 856 года.

Монастырь служил местом прибежища для женщин из знатных фамилий, вероятно, что Хильдегарда и Берта имели политическое влияние при дворе Людовика II, в немецких хрониках отмечена дата их смерти.

* Annales alamannici  (Аламаннские анналы, 703-912 гг.)
 
«Годы от воплощения Господнего: … 857 г. Умерла Хильдегарда, дочь короля Людовика. … 877 г. Умерла Берта, дочь короля».

* Император Священной Римской империи Генрих III (1017-1056) в 1045 году расширил права аббатства,  разрешил чеканить собственную монету, собирать пошлину и владеть рынком, фактически сделав аббатису главой города. Фактически аббатство Фраумюнстер держало всю экономику города в своих руках, аббатиса (с 1234 года имела титул – герцогиня) на протяжении нескольких веков назначала мэра.
 
2) Легендарные сведения

* В христианском периоде была сформирована легенда о городе, как о месте казни первых христиан Феликса и его сестры Регулы из Фиванского легиона (святые, казнены в 286 г.). Им отрубили головы, однако после смерти они встали, сотворили молитву, взошли на холм, неся отрубленные головы в руках, где и отошли к Господу. Впоследствии там был воздвигнут храм Гроссмюнстер, а на месте их казни был построен храм Вассеркирхе (Wasserkirche). Святые считаются небесными покровителями Цюриха, существует несколько древних изображений (картин) этой истории, наиболее ранний рисунок  относится  к 1130 году. Исследователи считают, что легенда возникла примерно в VIII веке в связи с распространением христианства на данной территории. 

* Фреска над могилой аббатис Хильдегарды и Берты

На фреске, изображена история создания Фраумюнстера и передачи монастырю мощей святых покровителей Цюриха – Феликса и Регулы. В правой части фрески олень с золотистыми рогами ведет двух сестер – Хильдегарду и Берту из отцовского замка  через мост Альбис в Цюрих на место постройки будущего монастыря. В левой части –  процессия из собора Гроссмюнстер, во главе ее идут 7 епископов и король, они несут раку с мощами святых Феликса и Регулы. Фреска украшала нишу над могилой первых аббатис Фраумюнстера – Хильдегарды и Берты, перезахороненных в стенах храма в 1272 году.

Судя по важности участвовавших в сакральной  процессии лиц (король и  епископы освятили местность), актом передачи  мощей Феликса и Регулы  навсегда закрепляли эту территорию за аббатством, а, следовательно, и за государством Людовика II Немецкого. 

3) Существующая этимология

а) Википедия, Цюрих

«Первое упоминание названия города в похожей на современную форме датируется концом II века — надпись STA(tio) TURICEN(sis) («таможенный пост Турикум»), высеченная на найденном могильном камне. Ни этимологию данного названия (вероятнее всего ретского или кельтского происхождения), ни значение невозможно достоверно определить. Один из вариантов — это образование от Tur;con, происходящее от галльского имени T;ros.

Первые знаки изменения названия в сторону его современной германской формы появляются в VI веке в форме Ziurichi. Начиная с X века имя приобретает его современную форму Z;rich (в 963 году — Z;rihc). В современном цюрихском диалекте немецкого языка название потеряло окончание ch (произносится как Цюри). Это результат употребления уменьшительной версии полного названия, а не результат его изменения (например, формой прилагательного употребляемого в том же диалекте остаётся z;rcher, где ch произносится)».

б) Википедия, река Лиммат

Лиммат (нем. Limmat) — река в Швейцарии, правый приток Аре. Длина — около 36 километров. Лиммат вытекает из Цюрихского озера и протекает через кантоны Цюрих и Аргау. Сразу после истока Лиммат протекает через исторический центр Цюриха. Цюрих расположен у истока реки Лиммат у северной оконечности Цюрихского озера, примерно в 30 километрах к северу от Альп. Лиммат пересекает исторический центр Цюриха (Старый город) и затем поворачивает на запад.

Этимологии нет.

* Цюрих, http://geosfera.info/evropa/shvejcariya/1112-cyurih.html

«Ранее бассейн реки назывался Линдимакус — галльское слово связывает Лиммат с Цюрихским озером: корень «линдо» означает «озеро», а «магос» переводится как «простой»». Галльский язык (мертвый с VI в.), сегодня известны несколько сот надписей, логическая и грамматическая связь гидронима Линдимакус с гидронимом Лиммат не просматривается, очевидно, разные корни.
   
4) Обобщение и вывод

а) Легенда о казни Фиванского легиона и о Феликсе и Регуле заинтересовала ученых, в результате исследований было установлено, что массовых казней в легионах (6000 чел.) в это время не было, а легиона с указанным именем не существовало, легендарные сведения оказались  вымыслом. http://kidm-psu08.ucoz.ru/publ/8-1-0-15

б) После раздела империи Карла Великого (Верденский договор, 843 г.) к Людовику II Немецкому отошли все земли к востоку от Рейна, однако его владения не имели прямого выхода к Средиземному морю, наиболее короткий путь в Италию, в Рим и далее на Восток (центры цивилизации) проходил через Цюрих. В последующий период шла ожесточенная борьба за земли Лотарингии, которые, в конечном счете, остались за Германией; при императоре  Оттоне I (962 г.) в Священную Римскую империю германской нации входила территория северной Италии и Швейцарии.
 
Таким образом, Людовик II Немецкий выстраивал военно-торговую  инфраструктуру, для чего и построил замок и монастырь на прямых путях в Италию (Цюрих - Милан), согласно существовавшему в его время территориальному делению. В этой работе видимо активную помощь оказали ему дочери Хильдегарда и Берта -  «присматривали» за Цюрихом, важность этой территории подчеркивает постоянное присутствие на ней членов королевской семьи.
 
в) Принятого истолкования топонима Цюрих и гидронима Лиммат нет. Очевидно, что эти имена получили распространение литературе (были закреплены письменно) в период становления иудеохристианства на этих территориях и должны быть связаны с сакральной терминологией (освящение местности).

Вывод

Целесообразно рассмотреть топоним и гидроним в связи с терминологией иврита и библейскими образами.

5) Терминология иврита и библейские образы

а) Терминология топонима Цюрих

Приведем топоним TURICEN (первоначальный) в форму приближенную к грамматике иврита и выделим корень – TUR+I+CEN, у нас сразу же выявляются корни иврита.
* TUR+I+CEN = ивр. ТУР гора; ТУРА (арам.) гора, камень, холм + I связка слова  (или И – Бог, краткое имя) + ЦИНА щит, крепостная стена; т.е. крепость на горе, холме; или каменные стены. Отметим, что в этот период объекты строили в основном из дерева, каменные сооружения редкость в то время.

* ZUR+I+CH ( краткая форма Z;ri) = ивр. ЦУР скала + И краткое написание имени Бога; или ЙАХ Господь; т.е. Скала Бога (библейское выражение – «Бог мой – скала»).

Справка. ЕЭБЕ, ст. Имена Божии

«Отсюда уже возникают те сокращенные формы Jaho и Jo ... , которые входят в состав многих собственных имен, как первая составная часть их, и Jahu, или Jah ... , как вторая часть этих имен; точно так же сокращенной формой имени  Яхве считается Jah».

б) Терминология гидронима Лиммат (Limmat)

L+IMM+AT = ивр. Л принадлежность, направление (куда?) + ЙАМ озеро, море, запад; ЙАММА озеро, море (закрытое) + ЕТ с, вместе; или просто окончание Т. Цюрихское озеро и река Лиммат вытянуты в западном направлении, гидроним указывает на направление течения  реки или на вытекающую из озера реку – принадлежит озеру.
Очевидно, что еврейским (финикийским, пуническим) языком пользовались на этой территории и в римское время, важный торговый и военный путь из Италии в Центральную Европу.

в) Ранние поселения евреев в Европе

Википедия

«Уже в I веке еврейские общины появляются к северу от Альп в Галлии. В 321 году в Кёльне существовала еврейская община».

«Первым источником информации о жизни евреев на территории Германии считается декрет римского императора Константина I Великого, датированный 321 годом, в котором евреям даётся право быть избранным в городской совет Кёльна».

г) Библейские образы

* 2-я Царств 22:3: «Бог мой – скала (ЦУР) моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!».

* Иеремия 21:13: «Вот, Я - против тебя, жительница долины, скала (ЦУР) равнины, говорит Господь, - против вас, которые говорите: "кто выступит против нас и кто войдет в жилища наши?"».
 
* Аввакум 1:12: «Но не Ты ли издревле Господь Бог мой, Святый мой? мы не умрем! Ты, Господи, только для суда попустил его. Скала (ЦУР) моя! для наказания Ты назначил его».

* Исход 14:16: «а ты подними жезл твой и простри руку твою на море (ЙАМ), и раздели его, и пройдут сыны Израилевы среди моря по суше».

* Даниил 2:35: «Тогда все вместе раздробилось: железо, глина, медь, серебро и золото сделались как прах на летних гумнах, и ветер унес их, и следа не осталось от них; а камень, разбивший истукана, сделался великою горою (ТУР)  и наполнил всю землю».

Таким образом, топоним Цюрих и гидроним Лиммат являются составными словами – оформлены методом транслитерация (передача слова другим алфавитом). Заимствованы из еврейской терминологии, их содержание и графика (с учетом транслитерации) совпадает с библейскими образами и терминами и соответствует природной действительности территории и  процессу развития иудеохристианства в Швейцарии.