вторник, 1 августа 2006

Игорь Миллер
Это значит, что не мытьём, но катаньем добрался всё-таки до закономерного конца 171-ой тетради и предыдущего файла. И выпал без сил в натуральный август! Вчера лил бесконечный дождь, а сегодня временами проглядывает солнышко, и сырая прохлада постепенно преображается в ненавязчивое летнее тепло. Проблемы с сантехникой остались на сегодняшний день, поскольку Оля не смогла выбраться на рынок. Ничего особенного не поменялось в стране и мире, если не считать прибавку к базовой пенсии аж на 100 рублей сразу после выпуска новой пятитысячной купюры, которую тут же окрестили «пятитонкой», возможно, по аналогии с «пятихаткой» 90-х гг. И если первое теперь затрагивает мои кровные интересы как пенсионера-инвалида,  то от второго ни холодно, ни жарко, поскольку денег в руках давно уже не держу, тем более что их не считаю, пока есть такая необыкновенная возможность. И «Спартак» из Нальчика оступился в Ростове, так и оставшись перед следующим туром впереди армады всей заслуженных классных команд, опережая московские «ЦСКА» и «Спартак» на 2 очка. Но уже 2 августа красно-белые будут биться с молдавским Шерифом за выход в основной турнир Лиги чемпионов, в котором они отсутствовали 4 года, а с 3 числа потихоньку начинается очередной тур. Остаётся ждать завершения оформления моих пенсионных дел и спокойно продолжать, не дожидаясь спроса и повода, своё бесполезное дело, которому верен, как никогда!

                ***
Без спроса-повода эпоха
мне выбора не оставляет,
лишая основного долга,
что смертным телом управляет.

Лишь наплывать противотоком
вверх по теченью, возвращаясь
цветком бессмертного потока,
в ребёнка века превращаясь!

И даже за стеной молчанья
в пространстве, времени и месте
едва лишь в тишину включаюсь, –
вознаграждён ответной вестью!

Как ноль вниманья, фунт презренья
в мои не входят интересы,
так воля встречного движенья
ведёт к развитию в процессе!

И в лёгкой степени усилья
я сам себе поверить должен, –
гармонию иного стиля
поверить делом невозможным!

среда, 2 августа 2006
И уже август течёт напропалую, шпарит утреннее солнце во всю ивановскую! Только что сантехник завершил обновление внутренностей бачка унитаза, для чего потребовалась дополнительная деталь, сноровка и немалые усилия. С краном в ванной ещё вчера справился сам в течение трёх минут. И карманных денег едва ли хватит, чтобы дотянуть до 5 числа! 10-12 тысяч дополнительно ушли на Лизу, главным образом, а также Юлю и прочие непредвиденные расходы типа покупки тонометра, сантехники и всё такое. Марка перевели в палату, но пока только как лежачего больного, и бесконечно вводят антибиотики, чтобы подавить инфекцию! Израиль после двухдневного затишья расширил наземные операции, пошёл вперёд, оттесняя боевиков подальше от своих северных границ. Позже перед поездкой к Юле Оля позвонит в Пенсионный фонд насчёт продвижения моих дел. Ну, вот есть, чего ждать, помимо очередных футбольных матчей или перемен в ближайшей округе, где без выходных дней продолжаются всевозможные работы по благоустройству территории в соседних дворах. Погода изменилась к лучшему, вспомнил о велосипеде, на который обязательно сяду не сегодня-завтра, как только освоюсь в 172-ой тетради и текущем файле. Однако вскоре выясняется, что в связи с индексацией пенсий, той самой пресловутой добавленной сотней к базовой основе, другими делами в фонде не занимались, поэтому звонить туда не стоит раньше следующего понедельника! Ничего, привычное дело, переносить со среды на понедельник важные дела и вещи и вместе с тем все задуманные и желаемые перемены. Расслабимся, доживём до понедельника. А пока ничего не делать: не выходить никуда из дому, не высовываться, не напрягаться, и всё в том же духе. «Спартак» снова играл отвратительно невнятно в смысле скоростной командной игры и реализации создаваемых моментов, причём, не потому, что соперник разрушал свою и чужую игру, но потому, что не хватало мастерства, сил и энергии, может быть, даже концепции, для уверенного контроля над ходом событий! В результате, Титов с сотрясением и повреждением лицевой кости отправлен в больницу, а заменивший его молодой Квинси, спустя несколько минут после выхода на поле также был вынужден замениться из-за травмы. «Шериф» всё же был пройден за счёт результативной ничьи на поле соперника, но, что будет дальше?!

четверг-пятница, 3-4 августа 2006
Из вчерашних событий достойны упоминания лишь поездка Оли к Юле, которая впервые после долгого перерыва ждала и даже ласково её встретила! Возвращаясь домой, она зашла на рынок, где сдала бракованные детали сантехники, да ещё и отоварилась. Я получил, помимо всего прочего, чернику для укрепления зрения. Прошёл день десантника, памятный после похорон-поминок Тамары Григорьевны в 2000 году! Ещё 31 июля Оля приготовила поминальный салат! Ровно две недели миновало после выхода из больницы, неделя после консультации в институте Трансплантологии на Щукинской, а состояние до сих пор остаётся неопределённым. Три недели бушует война на Ближнем Востоке. Марк прочно застрял в больнице, и дела его, по всей видимости, обстоят не лучшим образом. Продолжаю отсиживаться дома, вживаться в материал прошлого и настоящего, вникать в события нового времени, от которых не могу пока отстраниться, чтобы разглядеть толком всё происходящее. Извлекать из подручной тетради решил пока в отдельные черновики: очень уж много понаписано в рифму и столбцами, и в строчку. Двух тетрадей из последнего семнадцатого десятка до начала компьютерной эры до сих пор не хватает для полного успокоения, впрочем, так же, как не достаёт завершения бюрократических дел по начислению пенсии. Но это всё пузатые мелочи по сравнению с событиями, которые сейчас происходят в Израиле, как в самой стране, так и отдельно взятой нашей семье. Речь, конечно же, идёт о том, сколько ещё продержится Марк, остались ли ещё какие-нибудь ресурсы, кроме надежды, умирающей последней. Поздно вечером после футбола и ужина, когда поменялся резкий неприятный ветер с юга-запада на спокойный летний дождь, увидел в сети Фиму, и тут же позвонил, как бы нарываясь на неприятности, поскольку уже дня два как предчувствовал что-то нехорошее, но не отдавал себе в этом отчёта. И он поведал новость о внезапном кровоизлиянии в лёгких у Марка, что могло означать только одно: с этого момента срок жизни измеряется последними отпущенными часами или минутами! Связался с Ольгой Шомрон по электронной почте и получил подтверждение: семья отбывала последним поездом в больницу Хайфы, не дожидаясь утра. Оставалось только ждать телефонного звонка с сообщением о времени ухода Марка! И он последовал в 8 утра от Фимы. Марк отошёл в 6 часов 10 минут утра по местному времени (7 ч 10 мин по Москве), пусть земля ему будет пухом! И сегодня же днём состоятся похороны. Финита ля комедия! Родной старший единственный брат с одной стороны, а с другой – смерть как смерть, так или иначе разрешающая многие проблемы, примиряющая, даже утешающая при всей трагичности реального момента в полной безутешности происходящего.

                ***
Сыро, пасмурно, уныло
в этот предосенний день.
Лето снулое остыло,
как еда или постель.

Интереса с аппетитом
нет в усталости сплошной:
за какое зацепиться
нежелание душой?!

Ничего не происходит,
«было, было, но прошло»,
словно в мире и природе
всё уже произошло!

Лишь на грани пробужденья
выдан мне предсмертный миг
абсолютных ощущений,
точно стих без никаких!

Расстояния и годы,
тени страхов и разлук,
память, сновиденья вроде
растворяется вокруг.

Вот ещё в начале самом
и уже почти в конце, –
всё проходит, испаряясь,
отражаясь на лице!

Тем же смертным убывая,
забываясь на ходу,
в чём-то вечном прибавляю,
пребывая там и тут!

суббота-воскресенье, 5-6 августа 2006
Время лечит, впрочем, не от всех болезней! С вечера 4 августа наступил ещё один незапланированный перерыв во всех аспектах движения, связанный с уходом Марка, который, так или иначе, при всей своей закономерной очевидности оказался неожиданным! Уход проявляет усиление присутствия при постоянной нехватке объекта повышенного внимания! Вечером 4-го дозванивался по телефону и общался с Софой, в первой половине 5-го устанавливал связь по Скайпу, видел всех присутствующих в данный момент в квартире: Инну с её другом, Дору и Лёню Уриных. И даже с Яшей пообщался после обстоятельной беседы с Софой. В этот день сразу 4 ракеты разорвались в Кирьят Яме, где Марка похоронили 4 августа где-то в районе 2-3 часов по московскому времени, после чего в воспоминаниях людей, знавших его, ожил как-то по-новому своими лучшими чертами. Спи спокойно, братишка, за нами не заржавеет! И суетная жизнь физически или условно живых продолжается по заведённому распорядку. Гремят грозы и льют проливные дожди, заставляя меня продолжать вторую неделю кряду сидеть дома и не рыпаться без особой нужды. Продолжается война на Ближнем Востоке, начатая 12 июля, когда ещё находился в больнице и отбыл примерно половину срока, а также мирная жизнь со всеми страстями, включая спортивные. После уже почти забытого ЧМ по футболу и перед началом европейского сезона сосредоточился на выступлении команд в отечественном чемпионате. Под занавес первого круга коряво играющий на два фронта «Спартак» нагнал «ЦСКА», который переживает спад и готовится к решающему бою с чешским «Слованом» за выход в основной групповой турнир ЛЧ.

                ***
Мечты сбываются, однако,
как обрываются дороги, –
припомнится, как было жарко,
когда достаточно продрогнешь!

Вот лето кончилось, и славно,
его проблемы с плеч горою:
вновь катит вниз Сизифа камень, –
всё ничего уже не стоит!

На что я трачусь, неизвестно,
вот уж действительно безумец,
пропавший без вести конкретно,
не став любимцем  Муз и улиц!

Во что обходится свобода
без дара просто подчиняться,
имея целью благородной
стяжанье славы и богатства?!

Быть Божьей милостью поэтом
на небе дорогого стоит,
а здесь, привет менталитету, –
рабам деталей и достоинств!

И по стеченью обстоятельств
случаются беда и чудо,
долги растут от обязательств,
и дальше продолжать не буду.

Так каждый платит тем, чем может
за имя, деньги в преисподней, –
и тот, кто ничего не должен,
оплатит промысел Господний!

понедельник-вторник, 7-8 августа 2006
Резкое ухудшение физического состояния на фоне незначительных климатических изменений. Ждал резких перемен, в смысле продвижения к завершающей фазе оформления моих пенсионно-льготных дел, но те заставляют ждать ещё какое-то время на утряску-утруску документов. Работникам пенсионного фонда виднее, а я, видимо, немного утратил свойство в меру терпеть, чтобы понимать отчётливей, что же происходит во мне и вокруг. Правда, позже выяснилось, что некоторые плоды уже появились: жировка об оплате за Велозаводку стала легче на 300 рублей! Кроме того, когда придёт пора цыплят по осени считать, деньги начислят с 26 июня. Скачки аритмии зафиксировал даже тонометр, который до того не проявлялся никак этой своей функцией. Говорил с Ш-ным, вернувшимся в субботу, Шуриком Ш-ром, возвратившимся из отпуска в воскресенье, после суточного перерыва связывался с Яшей и Фимой. Всё время приходилось говорить о кончине Марка со всеми вытекающими. Уик-энд был переполнен спортивными страстями, а в понедельник уже снимал снова из окон, даже не помышляя о том, чтобы выйти на улицу. Просматривал эти дни ровно три года тому в файле 17, где на удивление не встретилось ни одного стихотворного вкрапления! Досмотрел, наконец, фильмы, накопленные в течение длительного времени и уже начал подбирать крошки, поскольку новых поступлений не было по причине отпуска одного из админов, ведающего соответствующими разделами. И пора бы уже вернуться к самому себе, пусть больным и порепанным, принимающим постоянно лекарство, но, тем не менее, не уступающим самому себе в любой произвольно взятый период жизни и творчества. Теперь трудно поверить, что не могу делать элементарных вещей, как и поверить в те баснословные возможности, которые имел по жизни! Итак, август течёт, продолжаются стихийные неприятности и войны, затрагивающие родные места и близких людей. Трудно также привыкнуть к иному существованию Марка и своему природному отношению к жизни и смерти без эмоций и комментариев.

                ***
Это ясно, на отписках
без напора или тяги,
что присущи борзописцам,
и недели не протянешь!
Стимулировать развитье,
прямо скажем, больше нечем,
прогнозировать событье –
смыслу здравому перечить!

Надоело притворяться,
выжив некоторым чудом,
по привычке удивляться,
повторяясь беспробудно!
Понимаю, слишком поздно
танцевать с настенной тенью,
наносить удары в воздух,
проявляя нетерпенье!
          ______________

Как текут воспоминанья,
тишина не иссякает,
в полной мере восполняя
состояние стихами!
Кстати, что это такое,
сам давно уже не знаю,
в наслоениях на слое
Хлою Дафнисом теряя!

Как же детства не хватает
сердцу в горле восклицанья, –
вдоха далей неоглядных,
звёзд щемящего мерцанья!
В лучших чувствах был обманут,
обнесён небесной манной,
но и с будущим в кармане
этот мир меня не манит!

Не хватает слов насущных,
редких лиц, что освещают
путь в потёмках смыслом лучшим,
благом души насыщая!
Не хватает мощи прежней,
эпохальных настроений,
нечего терять, и скверно:
никаких приобретений!

Бога ради оставаясь
без идейных обязательств,
в бесконечность отрываюсь
от известных обстоятельств!
Говоря членораздельно,
существую, как приписка
тренированного тела
к статуе с античной писькой!

среда-четверг, 9-10 августа 2006
Невзрачные прохладные дни, так себе, нечто среднее между летом и осенью продолжаются, как и не прекращаются с понедельника физически ощущаемые недомогания, связанные с аритмией, фиксируемой тонометром, не реагировавшим раньше. Но, возможно, как начинающий сам ещё не уделял должного внимания этой функции. Никаких особых перемен в округе, и из дому выходить всё ещё не решаюсь, находясь в тени израильских событий. Общался в среду с Линой по Скайпу, смотрел квалификационные игры спартаковцев и армейцев в ЛЧ, Лиза с Лерочкой были в гостях. Оля посещала Юлю, которую врач уже готова выписывать, поскольку не хочет ей больше заниматься, считая, что на лучшее состояние не стоит рассчитывать. Это было полной неожиданностью. Шаг за шагом извлёк огромную стихотворную паузу, что было основной нелёгкой работой!

                ***
Как попадаешь на «пиши: пропало»,
нимало этим счастьем не смущённый,
безбожно пропускаешь все сигналы
и не одну великую возможность!
Ну, кто захочет выхода иного
в безвыходной чащобе сновидений
из побуждений явного больного
войти во вкус здоровых ощущений?!
И я не выйду, целым оставаясь
пусть на правах лежачего больного
в сидящем только теле оставаясь –
не остаётся ничего другого!

Уже светает первый день сентябрьский,
парад найдёт любителя другого
вернуться в школу, предвкушая праздник,
о чём бы ни спросили на уроках!
Мир обмануть за счёт самообмана,
ведь это честно, если не красиво, 
плыть по теченью лжи сентиментальной,
учтя запросы, в некотором смысле
приобретая опыт бесподобный
безвинных жертв, достойных восхищенья,
таких хороших добрых и способных,
благодаря достаточным лишеньям!

Но как учили благородным целям,
так и мочили хором беспощадно,
не разбирая, кто на самом деле
был правым в чём-то или виноватым!
Так из огня да в полымя бросались
и непременно в поисках спасенья
от противоположностей плясали,
но, в общем, от исходных преступлений!
Умом, однако, мерить не пристало
менталитет, безмерную стихию
безумием сверкающих талантов
большой самоубийственно России!

Как же смеются здесь, не унывая
от пошлых шуток в зоне смертной скуки,
жизнь «скверным анекдотом» представляя
до высших сфер искусства и науки!
Как правы те, кто выбирал мишенью
меня, всего лишённого, как должно,
решаясь, как на жертвоприношенье,
во мне спасая всё своё, возможно!
И большего воображать не надо,
поскольку сам, как оказалось, выход
на градус выше полного распада,
поскольку благо, безусловно, вижу!
          ______________

«Как наше слово в душах отразится»,
о том не надо думать бренным телом:
как пекла избежать, чем затениться, –
вот, что недавно было первым делом.
Теперь дождался времени такого,
когда от солнца никуда не прячусь,
напротив, жду душой и телом снова
тепла на радость, света на удачу!

Не всякий знает, что недосягаем:
что не дал Бог, то смертный не отнимет,
и далеко не каждый жив стихами,
забыв о массе, сотворившей имя!
О силе многих слабостей без мощи,
проявленной в убийственном бессилье,
короче, можно изъясняться проще
в своём привычно изощрённом стиле!
          ______________

Напрасны непомерные усилья
всё переделать и переиначить,
не пропадая благородно в смысле
решая невозможные задачи,
превозмогая слабости в попытках
достичь невероятных результатов
живых условно, будучи убитым,
в себе самом продолжив развиваться!

И трижды правы те, кто принимают
меня за вражью силу, самозванца,
что у кого-то что-то отнимает
на тяге бесконечного пространства!
Откуда это противостоянье,
отстаиванье чести почему-то
в дуэльной позе, что завоеванья
отчётливо отстукавшей минуты?!

Уже всё это плохо представляю,
яд пережив свой, ревность-зависть в злости,
всех оппонентов с миром оставляя
в их мире тёмных предрассудков плотских!
Одно не существует без другого,
нет чуда, о котором не мечтали,
и выхода без входа гробового,
как без конца не может быть начала!



                ***
Легко забыты неправдоподобно
в тяжёлой протяжённости болезни
и выживанья натуральный опыт,
и длительный период накоплений.
Пока несёт инерция шальная
приливом сил, избытком одержимым,
эпоха эхом страха щеголяет –
в последний миг спасением счастливым!
Порог, что твой кулак под подбородком
подпоркой служит взглядам внесистемным
под невесёлым потолочным сводом
от дола оторвавшихся воззрений.

Без осевой в себя поверить сложно,
над основным инстинктом возвышаясь,
раскручиваясь, впрочем, осторожно
метафорой основы мирозданья!
Параболой от связанных гипербол
пора бы и в пространство оторваться,
своё метафизическое тело
для вечности спасая, может статься!
И артистизм без всякого притворства,
и гений без малейшего злодейства,
и правда красоты и благородства:
слова-поступки, смысл-священнодейство!

Как ореол стремленья к совершенству,
веками отстоявшееся имя
в венец преображается блаженства
в процессе сообщения с живыми!
Щенком в калач свернуться бы уютный,
доверившись незыблемому миру,
ведь некогда и некуда вернуться
жить только ощущеньями своими!
Как понимают, но не принимают
с повинной скоротечную реальность, –
отдамся просто жизни вечной тайне,
открытьями устав перебиваться!