Про любовь

Тамара Бакина
    Помню, взрослые вели разговоры о любви:"Он её любит... Она не любит..." - Я тихонько слушала в сторонке. А бабушка пила свой чай со спелой сливой и улыбалась. Потом все разошлись.
- Ба, а ты что улыбалась, когда про любовь говорили?
- Любопытной Варваре на базаре нос оторвали.))
-....................
- Разве может человек знать, кого он любит?
- Как это?!
- Да так. Одна жизнь всё знает, всё по местам расставит...
- ...........................
- Вот я деда твоего не любила. Так пошла... С досады. У меня совсем другой на сердце был. И долго с ним жила, а всё другого помнила. Потом война началась... Дед уже совсем больной был. Всего тридцать девять лет, а с палочкой начал ходить. Туберкулёз.... Еле на ногах держался, а эвакуацию организовывал. Партийный. И с нами поехал. В поезде умер. Трое суток мы с ним мёртвым ехали. Видишь, у меня волосы седые? Это с тех ночей... На станции Мерке его с поезда сняли. Мне сказали: "Гражданка, мы похороним. Поезжайте дальше, у вас дети." - Так и лежит он где-то в братской могиле. Как в его любимой песне:"... И никто не узнает, и никто не придёт, только ветер ночной надо мной пропоёт"....
- И что? Что потом?
- В эвакуации? Как все - так и мы. Меня взяли на работу в детский садик. Детей устроили. Нормально жили. Только я по воду ходить не могла.... Как подойду к колодцу, стану над водой и начинаю вспоминать. Вот посмотрел, вот улыбнулся, вот рукой по скатерти провёл... Дед красивый был, твоя мама в него удалась... Так и буду стоять до самой ночи, пока кто-нибудь ни уведёт. Бабы меня за водой пускать перестали.
   После войны мужчин мало было. Но ко мне сватался один. Трезвый, работящий. Я уже было согласилась, но деда вспомнила - и не пошла. Один он у меня был, один и остался. Лучше не было.
- А тот, другой?
- А про того я больше ни разу и не вспомнила...