У линии Маннергейма. Ольга Ланская

Ольга Юрьевна Ланская
Марго возникла, как обычно - внезапно и неоткуда. Мы никогда не спрашивали, где она пропадала месяцы, иногда годы.
Надо, сама расскажет. Нет - мы не вправе вмешиваться. Теперь у неё своя жизнь. Совсем своя. И мы из неё выпадаем.

Она появлялась и говорила всегда что-нибудь неожиданное.

– Хватит тут сидеть, – сказала она на этот раз. - Едем на линию Маннергейма. Я там дачу сняла, а вы тут всё лето птицу без солнца морите! Нехорошо.

И вот, мы уже в машине, Марго за рулем, - так, как будто и родилась уже с привычкой к скорости и сумасшедшему столпотворению автомобилей в многомиллионном городе, ведет авто, как сказки сказывает, или песню поёт. Свободно, без напряги.

Кирилл Владимирович вцепился острыми коготками в моё плечо, головой вертит на 360 - всё ему внове, всё интересно, - так мне кажется.

А, может быть, он ищет что-то, или кого-то?

Молчит, глаза синие распахнул, рассматривает город.
Всё ему интересно.

За городом, притормаживаем у какой-то кафушки.
- По чашечке кофе? - спрашивает Марго.
Мы с Сержем не возражаем.

Выходим, столики по-летнему вынесены на улицу.

- Посидите, я сейчас принесу.

Она всё делает стремительно - ходит, ездит, принимает решения, словно живёт в нечеловечески скоростном режиме, хотя никто из нас не знает, чем она занимается.
Когда ей было плохо, она жила у нас. Мы словно сроднились за тот год.

Мы вообще чувствовали друг друга без слов - мы, русские из Прибалтики.

Кирилл Владимирович по-прежнему сидел на моем плече, только на этот раз замер, не шелохнулся - заснул?

И только когда ребятишки собравшиеся вокруг нас - я их сразу и не заметила, погруженная в своё, - стали шепотом что-то обсуждать, Кирилл Владимирович величественно повернул голову в их сторону.

- Ой! - заверещали малыши. - Так он настоящий, живой?
- Да, - сказала я. - Живой.
- А можно...
- Нельзя, сказала я. - Он может испугаться.

Они всё поняли и, пока мы пили кофе, стояли чуть в отдалении, разглядывая наше зелёное чудо.

Дорога не была долгой. Вскоре мы выгрузились у типичного финского дома - уютного даже на первый взгляд.

Было много травы и деревьев. И невероятного воздуха - густого, чистого, вкусного.
 
Марго повела нас к какому-то древнему захоронению – холмик, деревянное подобие стелы из струганых досок, низенькой, чтобы враги не увидели за подлеском.

Красная звездочка.
 
Химическим карандашом на фанерке – надпись.
Два имени. Красноармейцы.

"Наверное, кто-то все эти годы подновляет эту надпись. Иначе, как бы она за столько лет сохранилась?" - подумала я.

Марго положила на могилку цветы. Мы долго молчали.

Подошла дородная красивая Бася, её мама:

– А теперь пойдемте со мной. Хотите увидеть, как они тут укреплялись? Это надо видеть!

Как она умела улыбаться наша Бася!

– Хотим, – сказали все и пошли за ней.

Гуськом, прикрывая глаза руками от ветвей.

Я тоже пошла, хотя мне всё ещё казалось, что я стою в той комнате и в той минуте, когда раздался ночной звонок:
– Здравствуй, Ма!

Остановились внезапно.

– Прямое попадание, – пояснила Бася.

И я увидела у ног огромный провал в бетонный бункер.

Спустилась вниз.
На дне – каска, рассыпанные патроны.

Странное ощущение уюта: здесь жили...

Перекрытие поразило. Чем же такую толщу бетона можно было пробить?..

Война...

Наутро нас разбудил крик.
– Солнце! – пронзительно звенел Кирилл Владимирович. – Солнце!

Он сидел на макушке клетки и, вытянувшись в струнку, глядел в окно.

Я подошла к нему.

Из окошечка мансарды до самого горизонта простирался сплошной, ровный бесконечный лес. А над ним медленно всплывало огромное, чуть ли не в полнеба невиданное солнце…

Наверное, это напомнило ему джунгли, где он родился, и где кто-нибудь всё еще ждет его.

- Солнце! - кричал маленький зеленый с оранжевым ожерельем на шее синеглазый Кирилл Владимирович. - Смотри,Солнце!

"Ради одного этого стоило приехать сюда, к линии Маннергейма", - подумала я.
Ради одного этого восхода и этого восторга, этой вселенской чистой радости, рванувшейся навстречу солнцу, поднимающемуся над бескрайней зелёнкой Карельского перешейка.

Санкт-Петербург