В. Ян и Властелин колец

Андрей Пустогаров
В.Ян (Василий Янчевецкий) написал свою трилогию "Чингиз-хан" (1939), "Батый" (1942) и "К последнему морю" (1955) до того, как появилась трилогия Толкина.

Произведения В.Яна - несомненная чистая фантастика, фентези. (Напомним, что никаких следов нашествия монголо-татар, кроме литературных, обнаружено не было. Причем, вот что писали о них так называемые русские летописи: "Никтоже не весть ясно, кто суть и отколе приидоша". Зато теперь мы знаем о них все. Не в последнюю очередь благодаря трилогии В.Яна).

Трилогия В.Яна во многом похожа на трилогию Толкина. В обеих авторы создали свой вымышленный мир. Толкин базировался на средневековых европейских хрониках и германской мифологии. В.Ян использовал труды арабских историков. Но созданная им общая картина мира принадлежит только ему Она, повторю, полностью фантастична, но по своему логична, жива и убедительна.

   
Основная тема обеих трилогий - борьба за власть над миром. Герои становятся свидетелями апокалиптических событий. Причем в обоих случаях события эти увидены не глазами так называемых вершителей судеб, а поданы, что называется, с уровня травы - В.Ян следит за судьбой бродячего дервиша Хаджи Рахима и выходцев из социальных низов.

Мир "Властелина колец" основывается на разработанной  Толкином  системе имен персонажей и географических названий (топонимов). Мир героев трилогии В.Яна комбинированный. Наряду с именами  известных исторических фигур, автор использует целую систему имен для вымышленных персонажей, представляющих разные народы и социальные группы. Также создает он основанный на восточной литературе речевой стиль большинства своих героев. 


Как и у Толкина, действие романов В.Яна захватывает почти весь обитаемый мир - от Китая на востоке до Адриатического моря на западе. Действие всех трех романов В.Яна начинается на окраинах, куда вторгаются персонажи "большого мира", увлекая за собой героев в вихрь событий. Напомним, что так начинается и "Властелин колец". Как и трилогия Толкина, романы В.Яна изобилуют картинами странствий, описанием различных народов, детально выписанными сценами военных походов, осад и сражений. Хватает в них и кровавых интриг, ловушек, похищений и заточений. Также, как у Толкина, в неравной схватке несметным черным силам противостоят отважные рыцари - Джелаль-эд-Дин и русские князья.

В.Ян ограничен в сюжетных ходах постулатами традиционной истории, поэтому половодье зла в его романах возвращается в берега по "естественным" причинам: сначала в связи со смертью Чингиз-хана, а в конце - из-за " растянутых коммуникаций" :обитаемый мир оказался слишком большим и войско Батыя вынуждено вернуться из-за угрозы в своем тылу со стороны Александра Невского.

В советское время мистика находилась под запретом, поэтому В.Ян вынужден был ограничиться не раз появляющимися в трилогии чудесными снадобьями.

Скажем еще об одном отличии: у Толкина мир по-христиански дуален и абсолютному добру противостоит подлежащее уничтожению абсолютное зло. В.Ян писал свои романы в сталинскую эпоху (Сталинская премия первой степени за 1942 год). Поэтому,несмотря на осуждение разрушения монголами городов и истребления мирных жителей, В.Ян не может скрыть восхищения железной волей и целеустремленностью монгольских ханов, а также созданной ими военной машиной - монголо-татарским войском. Это одна из самых сильных черт трилогии В.Яна, сообщающая ей, что называется, диалектическую многомерность.

В 1944 году В.Яном были написаны сценарии двух фильмов: "Чингиз-хан" и "Джелаль-эл-Дин". Фильмы, однако, так и не были сняты. Поэтому мы с увлечением созерцаем на экранах подвиги толкиновсих рыцарей "заокраинного Запада", крушащих расположенный на востоке Мордор.