Одним жарким днем

Карина Буянова
Город охватила страшная духота. Медленно сходящее с ума население жаждало грозы или хотя бы проливного дождя, но в небесные планы это явно не входило. Работники кафе и баров радостно потирали руки - такого наплыва клиентов у них уже давно не наблюдалось, что в очередной раз подтверждало всем известную истину - нет худа без добра, и всё относительно. Благо для одних оборачивалось незапланированными расходами для других.

Девушка влетела в кафе, раздраженно отбрасывая прилипшие ко лбу волосы. Не обратив внимание на поздоровавшихся с ней администраторов заведения, она вихрем промчалась через некурящий зал и поднялась на второй этаж. От одного из столиков ей помахала рукой другая девушка, и первая тут же радостно просияла, обычное напряженно-недовольное выражение ее лица куда-то исчезло.

Подруги. Удивительное явление женских взаимоотношений, при котором можно часами говорить о, на первый взгляд, значимой, но совершенно безопасной для ушей ерунде и годами скрывать по-настоящему важное друг от друга. Тем не менее, так живет весь мир, это одно из негласных правил, которое все соблюдают, не задумываясь, зачем, и насколько это всё абсурдно.

Освежающие безалкогольные коктейли заказаны, прикурена первая сигарета, и раздаются эти ключевые слова:

- Ну, рассказывай.

Собеседница улыбается, пожимает плечами и отвечает:

- А нечего рассказывать.

Это стандартная форма. Разумеется, ей есть, что рассказать. Разумеется, она хочет рассказать. Разумеется, разумеется, разумеется. Ведь для того они и встретились. Но вначале нужно поломаться.
Подруга поддерживает игру и идет ей навстречу:

- Ну он тебе нравится или нет?

Снова улыбка, пожимание плечами, загадочный взгляд.

- Целуется он отлично.

Искренний девичий смех, заливистый, жизнерадостный, такой, что сидящие за соседними столиками мужчины начинают с интересом поглядывать за подружками.

- И что теперь дальше?

Затяжка сигаретой, выдержанная пауза, выдох, улыбка сменяется спокойствием.

- Ничего.

Дальше вопросов можно не задавать, сейчас она сама обо всем расскажет.

- Понимаешь, солнце, это всё алкоголь. Он иногда приносит друг к другу самых несовместимых людей в этой жизни. Вот вчера именно так и получилось.
- Но ты бы хотела продолжения?
- Я даже не думала и не думаю в эту сторону. Потому что это немыслимо и невозможно. Мы очень разные. Ты меня знаешь. А он... он слишком хороший.

Удивленный взгляд подруги.

- Откуда ты знаешь? Может, он нехороший!

Смех. Они друг друга поняли.

- Нет, поверь мне, хороший. Умный, веселый, симпатичный, интересный, мне нравилось с ним болтать, но я ни о чем не задумывалась. Понимаешь, в этой жизни всем нужны приличные. Плохим парням нравятся хорошие девушки, хорошие парни мечтают о хороших девушках, любовь, романтика и всё такое. А теперь возьми меня. Причем здесь я?
- Опять ты занимаешься самобичеванием...
- Ничего подобного. Я объективна. И потом, я показала такой набор отрицательных сторон за один вчерашний вечер, что ни в коем случае не могу нравиться после такого.
- Ну это ему решать, а не тебе.
- Поверь мне, если он не извращенец, то уже решил именно так, как я говорю.

Пауза. Сигарета. Блуждающая полуулыбка на лице одной, настороженность на лице другой.

- Ты жалеешь?
-Нет! Никогда и ни о чем.

Вранье. От и до. Обеим это известно, но игра идет, и она должна продолжаться.

- Понимаешь, я действительно рада, что у нас ничего не получится. Такие хорошие люди не заслуживают горы человеческого мусора и выноса мозгов. И потом, если на секунду представить, что мое изумительное отрицательное вчерашнее поведение его бы не остановило, а только подогрело бы... Что бы это значило, а?

Подруга усмехается.

- То, что он хочет затащить тебя в постель.

Собеседница недовольно отмахивается.

- Да ну, это бред. Потому что будь вчера ситуация благоприятная, это и так бы произошло. Секс ничего не значит, по крайней мере, для меня. Хотя, конечно, скорее всего, это был бы хороший секс. Но я вчера не являла собой ничего сексуального, будь уверена. Я о другом, дорогая. Если бы ситуация получила развитие, и он бы действительно оказался таким, каким себя позиционирует, я могла бы влюбиться. Представляешь, что бы это было?
- Зная тебя, скорее всего, тотальная депрессия.
- Да это еще полбеды, это хотя бы привычно! А представь себе на секунду, что это была бы другого рода влюбленность? Вдруг я бы поверила, начала бы доверять по полной программе, а потом, потом... А потом полный крах. предательство, ложь, его обман, измена или уход. И что? А я уже успела стать слабой, и главное - показать себя слабой! И как потом собирать себя по кусочкам? О нет! Упаси меня Мерлин или еще кто-нибудь, кто там есть в этом тонком мире.
- Сколько лет тебя знаю, всегда поражаюсь, что ты никогда не допускаешь хорошего варианта.

Усмешка, чирканье спички, новая сигарета.

- Могла бы уже и привыкнуть, я вот такая, да. Почему не допускаю? Есть еще такой вариант, что я его съем. Поглощу, обижу, уйду сама. Надоест. Ты знаешь, это уже бывало. Я не хочу больше ничье сердце разбивать.

Подруга начинает едва заметно раздражаться.

- Я не про этот вариант говорила, а про тот, что всё хорошо может быть!
- Дорогая, такого быть не может. Всё заканчивается. Либо он уйдет, либо я. В любом случае это боль. Мне она не нужна. Или ты о схеме брак-дети-пеленки? Браки тоже распадаются, и это раздел имущества, терки между семьями родителей... Увольте.
- Тебя послушать, по такой схеме, смысла что-то строить вообще нет!
- В глобальном смысле нет, конечно.
- И ты действительно рада, что продолжения не будет?
- Да. Действительно. Именно по всем приведенным выше причинам. Со мной останется мое душевное спокойствие. И это замечательно.
- Но если бы ты была ему нужна и нравилась бы... Что-то сильно сомневаюсь, что ты бы думала и говорила обо всем выше перечисленном.

Холодная улыбка. Долгая затяжка. Облако сигаретного дыма.

- Да, разумеется, ты права. Но в конкретных обстоятельствах не существует слова "если". Есть только "дано". Из данных - вчерашняя пьянка, случайная интрижка подвыпивших людей, мое отвратительно-безобразно-отталкивающее поведение и отсутствие симпатии ко мне. Зачем рассматривать заведомо неправдоподобные "если"? Нелогично.
- Ах да, ты же всегда и везде ищешь логику... Всегда хотела спросить, почему?
- Потому что я логична. Я не понимаю сумбурного ситуативного поведения. Понимаешь? Я - логична. Имеющиеся у меня в голове схемы не согласовываются со схемами нелогичными. И это еще один плюс в пользу того, что ничего не получится. И вообще, давай сменим тему, это скучно, и я уже всё сказала.

Пожимание плечами, взгляд, отдаленно напоминающий сочувственный.

-Ты, наверно, забыла о моей просьбе?

Смущение, бегающий взгляд, улыбка.

- Ну что ты, конечно, нет, просто пока не было возможности...

Понимающий, слишком понимающий взгляд.

- Да ничего, все в порядке. Я же действительно слишком давно тебя знаю...
- Как у тебя с твоим?
- Все в порядке, правда.
- Чудесно, рада за вас. Слушай, мне пора бежать. Попросим счет?
- Да, конечно.

Лица обычные, но опытный глаз заметит тень разочарования. Одна из девушек была недовольна, что ее вызвали на разговор, который с одной стороны, она и хотела вести, но все-таки не так детально и не под таким углом. Вторая была огорчена тем, что ей вообще не удалось поговорить, о чем хотелось. И так повторялось из раза в раз на протяжении многих лет, причем роли периодически менялись, и да, давно пора обсудить происходящее, выплеснуть всё, что накипело, расставить нужные точки... Но сегодня это откладывалось из-за жары, до этого - из-за каких-то других жизненно важных причин.

И каждая понимала, что отложится и дальше. Хотя бы по той причине, что у одного человека нет никакого морального права отгружать другого своими проблемами. Или по той, что кому-то очень не хочется обнажать душу и показывать себя слабым. Или потому что правда - это лишь то, что в данный момент считается правдой, и правда эта никому не нужна...

А может быть, просто в силу того, что человек приходит в этот мир один и уходит тоже один, и очень сложно ждать понимания от другого, из другой плоти и крови, с другим воспитанием и мировосприятием.
Да и нужно ли?..

Объятие на прощание, шутки, смех, и куча шаблонных слов: "я рада, что мы увиделись", "звони, не пропадай", "я буду скучать".
И самое главное, что в данный момент они действительно являются правдой.

2010 год.