Хождение в Марсель. 6

Станислав Сахончик
Впереди был Суэцкий канал, место  всемирно известное своей нервотрепкой для штурманов и механиков. Зашли на рейд  порта Суэц, встали на якорь в ожидании портовых властей. Быстро подвалил лоцманский катер, на котором прибыли  карантинный врач, лоцман и представитель администрации порта. Вся компания сразу направилась в каюту капитана, проверять документацию - обычная формальность, но для большинства из нас  это было впервые-и арабы и Канал.
Карантинный доктор, лысый ,пузатый коротышка с большим крючковатым носом, прибыл в сопровождении  долговязого, тощего  типа в некогда белом халате с огромным портфелем-видимо  это был санитар, сборщик обязательного «бакшиша».
Не удовлетворившись документами, доктор с важным видом решил проинспектировать  и мою амбулаторию. Прихватив  себе несколько упаковок антибиотиков и еще кое-чего по мелочам, коллега,  наконец , с важным видом поставил свою закорючку на разрешении на вход в Канал. Глядя на раздутый портфель его помощника , можно было  с уверенностью предположить, что бакшиш им обломился неплохой. В принципе, особых материальных потерь мы не понесли, предусмотрительный старпом  еще в Японском море  выменял  у  наших рыбаков на солярку  две бочки  соленой кеты  и два ящика копченой горбуши. А уж  консервами нас  затарили  до отказа.
Портовики  с важным видом сошли с парадного трапа на катер  и убыли. Капитан с мостика  их приветствовал, приложив руку к козырьку  замызганной белой, в цветочек, кепки, прихваченной им второпях с вешалки. Штурмана  давились хохотом, глядя на важного кэпа, облаченного в белый парадный  китель, отлично гармонировавший с видавшей виды  кепчонкой.
Танкер малым ходом двинулся к входу в Канал, по пути приняв  на борт две шлюпки  с живописными оборванцами-швартовщиками. В их функцию входила швартовка  потерявшего ход судна к  борту Канала. Такое часто случалось раньше, но в современности  являлось в большей степени традицией и очередным  законным способом отъема валюты  с каждого судна. Арабы  чинно расселись на палубе возле своих шлюпок  и стали копаться в своих мешках. Их надлежало кормить, ну и преподнести скромный бакшиш, что и было сделано.
Надо сказать, что  мы уже были предупреждены о некоторых особенностях поведения арабов-швартовщиков на судах: хлопцы любили тырить  изделия из цветного металла (особенно латунные заглушки на танках)  и не гнушались  прихватить какую-либо мелкую вещицу из кают. Поэтому , во избежание инцидентов,  часть дверей была в надстройки задраена, на проходах встали вахтенные. Меня поставили на левом шкафуте у открытой двери  к трапу, ведущему на мостик.
Судно вошло в Канал и потянулись оживленные кварталы  портового Суэца, склады и причалы. На главной площади  был виден подбитый израильский  танк «Центурион», ворвавшийся туда еще в 1973году, и оставленный на память о лихом рейде еврейских танкистов.
И тут от группы  швартовщиков отделилась  солидная фигура  в  некогда белой чалме, относительно чистой майке и рваных  джинсах. Судя по повадкам-«старшой», а несколько босоногих  арабов пошли по палубе легкой, фланирующей походкой ,изображая откровенную скуку. Старшой подошел ко мне и знаками показал, что ему надо  на мостик. Мучительно напрягаясь ( учил немецкий) ,я извлек из памяти несколько английских  слов и  выдавил фразу:
-Ноу бридж. Гоу ту чиф мэйт- и провел к каюте старпома.
Не хватало такое чмо еще на мостик вести, там  только капитан с лоцманом и ходовая вахта должны находиться. Вернулся на место и стал прислушиваться к  диалогу из каюты старпома. Наш  «чиф» Иван Коляда ,старый каботажник, строил английские фразы интуитивно, перемежая с матом.
-Вэри литтл презент !- борзо заявил старшой.
-Ни х..себе литтл!. Я, б…,  ред фиш  сам не каждый день ем-  удивленно ответствовал  чиф.
-Ай гоу ту мастер-настаивал старшой.
-Гоу ту зе на х…-невозмутимо ответил чиф. Больше капитану делать нехрен, как со всякой шушерой общаться!
После чего последовал смачный звук пинка,  и по трапу, раздувая усы, резво скатился старшой и опрометью кинулся к шлюпке, придерживая чалму. За ним  невозмутимо вышел старпом, подошел к шлюпкам и мелом по палубе провел черту, знаком пояснив, чтоб за нее  арабы не ходили. Тут же на место вернулись  озадаченные остальные  швартовщики и до самой Исмаилии больше не высовывались. Как позднее оказалось, хлопцы безуспешно пытались  голыми пятками вывинтить латунные  заглушки, ранее  предусмотрительно затянутые двумя дюжими матросами. За спектаклем исподтишка , давясь хохотом, наблюдали  из баталерки  донкерманы с боцманом,
Египетский лоцман, наблюдавший эту картину с мостика, сказал капитану ,что давно надо было так сделать,ибо наглости  швартовщикам не занимать. А лоцманы Суэцкого канала - это очень  уважаемые в Египте люди, настоящие профессионалы своего дела, пользующиеся большим авторитетом среди моряков всего мира.Зря  не скажут…
За  Суэцем потянулись  пустынные берега Канала, на которых еще не были убраны  следы  прошедшей войны - разрушенные, начинающие затягиваться песком окопы и бункеры «Линии Барлева» , кое-где  ,на левой стороне ,  огневые позиции  египетской зенитной артиллерии.
С мостика хорошо были видны  подбитые  при штурме египетские танки  Т-55 и Т-62, американские М-60 и английские  «Центурионы,» разбросанные до самого горизонта, постепенно заносимые песками Синайской пустыни.
После недолгой стоянки в Горьких озерах ,переждав встречный караван судов, танкер снова двинулся в путь, снова потянулись пустынные берега  с редкими  оазисами  и машинами, идущими по параллельному шоссе, встречались и отары блеющих баранов  с непременными пастухами-антураж, не менявшийся, наверное, со времен фараонов. 
В Исмаилии , на середине Канала ,сменился лоцман и швартовщики . Стало уже изрядно надоедать  созерцание берегов, изредка оживляемое  маленькими городишками. На самом берегу канала, в оазисе, виднелись здания городка Эль-Кунейтра, изрядно подпорченные израильской артиллерией, с  наспех залатанными  дырами в стенах. Но городок жил!
Еще немного и пошли пригороды  Порт-Саида, бесчисленные склады, заводы, колонны машин. Закатное солнце было закрыто городским смогом, стало уже  холодать - чувствовалось дыхание Средиземного моря. Наконец   долгое, шестнадцатичасовое  путешествие по Каналу  закончилось.
Распрощались с лоцманом, подцепили к буксиру шлюпки швартовщиков , и танкер, наконец, дал полный ход, вырвавшись  из  узости  Канала. К нашей всеобщей радости. Правда, у выхода в море  еще торчали мачты  затопленных  в войну кораблей, нужно было маневрировать в темноте . Но это уже  было делом привычным…
Утром  на собрании  комсостава в кают-компании капитан сообщил, что  пока не решен вопрос с тем, куда пойдем на ремонт, Москвой приказано идти на якорную стоянку в залив Сидра и  ждать приказа. Делать нечего, взяли курс на Ливию, держась в пределах видимости берегов Киренаики.
Климат здесь уже другой, не было  ставшей привычной  влажной духоты  тропиков, по карте  видно было, что проходим вблизи  мест боев , знакомых по истории второй мировой –Тобрук, Бардия, Эль-Аламейн, Бизерта. Возле Бизерты   я испытал странное чувство - вглядываясь в берег, в песчаном мареве  чудились мачты кораблей  русской  врангелевской эскадры. Как оказалось -это чувствовал не я один.
В заливе Сидра встали на якорь, открыли  горловины танков - началось проветривание. Над судном повисло марево  от испарений , впрочем быстро развеиваемое  береговым бризом. Залив был пустынен, только  возле нас  кружил  ливийский ракетный катер-вроде  как охранял. Народ, не занятый на вахтах загорал на верхней палубе надстройки.
На второй день  безмятежное стояние было нарушено - радисты  перехватили сообщение  о том, что  американские «Томкэты» с авианосца 6-го флота  сбили несколько ливийских  самолетов Су-20,направлявшихся в район их патрулирования. Видимо полковник Каддафи опрометчиво решил
проверить  бдительность американцев. Но не учел, что «Томкэты»  могут сбить цель дальнобойными ракетами, не вступая в ближний воздушный бой. Дело запахло керосином-могла начаться заварушка, в которой  нам перепало бы тоже. Одинокий танкер без хода  в пустынном заливе и рядом ракетный катер с жалкой  пушчонкой-очень лакомая цель.
Так, в тревожном ожидании, прошел еще день. На следующее утро пришла шифровка из штаба 5-й оперативной эскадры - танкеру надлежало прибыть в   точку якорной стоянки  «52»,где и ожидать  распоряжений из Москвы. Точка находилась  на банке вблизи территориальных вод Туниса.
На банке стояло на якорях соединение  наших кораблей и вспомогательных судов  Черноморского флота во главе с крейсером «Жданов» - кораблем управления, на котором и находился штаб эскадры. Танкер встал на якорь  вблизи крейсера, капитан  и первый помощник  с контрразведчиком отправились  на катере за инструкциями.  Вернулись на двух катерах с небольшой компании офицеров   крейсер и флагманских специалистов -для проверки  готовности служб.
Принесли и радостную весть - нам приказано на ремонт следовать во Францию, в Марсель! Ждали в Москве некоторое время, пока наш «Судоимпорт» определится с фирмой ,сроками и заключит контракт. По пароходу  радостно загудели-во Францию наши дальневосточники еще не заходили , ожидалось нешуточное приключение. Офицеры прошли в каюту капитана совещаться, народ разбрелся по каютам – обсуждать перспективы и строить планы.
Я вышел на палубу, чтобы посмотреть на корабли эскадры. Тут были и БПК и тральщики, два эсминца  56-го проекта, плавмастерская, танкер «Иман» и  небольшой рефрижератор.
Удивило то, что посреди эскадры на якоре стоял  морской буксир под флагом итальянского ВМФ, в большой рубке виднелись  белые чехлы офицерских фуражек. Утыканная антеннами  надстройка свидетельствовала о том, что  это явно разведчик!
Спросил у мичмана, старшины  крейсерского катера , как это они терпят под носом шпиона, ведь он прослушивают и просматривают все!
Мичман только ухмыльнулся:
-А чего они услышат-то? Наши, в основном, на палубах матом разговаривают. А если чего надо- флажками или « ратьером» .Да и корабли, считай, рядом стоят. Так что это мы скорее макаронников материться научим, чем они у нас чего – нибудь выведают. Корабли у нас не шибко новые, без секретов.
Тут меня позвали, на борт прибыли еще несколько офицеров, среди них и начмед эскадры. Посмотрел мою амбулаторию, рекомендовал пополнить  инструментами и медикаментами аптеку .Тут же заполнили заявку, подписали у капитана. Расстались почти друзьями…
Следующий день начался с суматохи. На судно прибыл контр-адмирал ,начальник политотдела  эскадры  с офицерами, нас собрали в столовой команды и начали инструктаж- уже третий по счету. Слушали «в пол-уха» надоевшие страшилки про козни и происки иностранных разведок, правила поведения в капиталистической Франции. Короче, «звериный лик мирового империализма» расписали в цветах и красках! До того убедительно, что один из наших матросиков, по-школярски поднял руку и откашлявшись, попросил его не спускать на берег, во избежание провокаций и похищений, так как он у мамы один!
 Адмирал, поняв что перегнул палку со страшилками, поспешил пацана утешить, что такие вещи  случаются редко. Но, мол, бдительность  все равно терять не надо!
Вечером  танкер снялся с якоря и взял  курс на Марсель. Через два дня в утренней дымке показались  белые скалы  гор Марсейвер и громадный город, раскинувшийся в долине .
Якорь бросили на внешнем рейде, формальности заняли не более получаса - на  удивление быстро. Таможенник  шлепнул печать, портовики подписали документы, представители фирмы ASMP проверили загазованность танков.
Затем танкер  средним ходом тронулся в порт, к заводским причалам. Проходили мимо супертанкера «Батиллус»,бывшего в отстое в одном из портовых бассейнов .Наш пароход казался жалкой щепкой ,на фоне  этой громадины, длиной с футбольное поле. Буксир быстро подтолкнул танкер к причальной стенке, рабочие приняли швартовые концы.На  причал подали трап, стих шум натруженного главного двигателя .Все, пришли…Здравствуй, Франция! (следующие события в рассказах серии "Ma belle France")