Почем Путин доллар баррель в Новом году?

Александр Анатольевич Звягин
Печальный анекдот про баррель, доллар и Путина знают, должно быть, все. Но есть опасность, по крайней мере для некоторых его персонажей в Новом году, из этого анекдота исчезнуть. Нефть может «помолодеть» до сорока. Доллар «постареть» до 80-ти… А ВВП, при неблагоприятном нефтедолларе, и вовсе отправиться на саммит с Каддафи и Хусейном…

Прогноз, конечно, нерадостный, и, дай Бог, чтобы он не осуществился, чтобы доллар «помолодел» до сорока, нефть «состарилась» до ста, а Владимир Владимирович еще два срока подряд исполнял бы функции галерного раба. Все в его руках. Пока…

О том, что страна находится в состоянии войны, пока холодной, с крупнейшими западными «партнерами» не пишет только ленивый. Пока идет война экономическая, но события в Донбассе и Чечне показывают, что и горячий фронт в этой войне имеется. И даже не один. Но поговорим об экономике.

Валютный курс – это один из фундаментальных, базовых показателей стабильности экономики. Подрыв валюты – это основная цель любого недоброжелателя. Из истории мы знаем, что Наполеон не брезговал печатать российские рубли (фальшивые, конечно) ради того, чтобы подорвать платежеспособность Российской империи. Гитлер, если не изменяет память, тоже этим грешил. Оба кончили неважно. Но если первому удалось хотя бы отчасти достичь поставленной цели и ослабить рубль, то усилия второго успехом не увенчались. Видимо, сыграло свою роль различие экономических моделей в Императорской и Советской России.

Обамка идет по проторенному пути не сильно задумываясь о последствиях. Для ослабления курса рубля ему нет необходимости выпускать фальшивые ассигнации, открытость экономики России позволяет достичь тех же целей не тратя на них ценную гербовую бумагу.

На курс рубля при рыночном ценообразовании влияют факторы, как фундаментальные, так и спекулятивные. К фундаментальным можно отнести сальдо страны по внешнеторговым операциям, включив сюда и банковские кредиты и иностранные инвестиции. Если этот показатель отрицательный и идет отток капитала из страны, а сейчас именно такая ситуация, то фундаментальная причина для падения курса рубля налицо. Добавим сюда еще желание многих агентов рынка ( и наших и не наших) на этом заработать (т.е. спекулятивная составляющая) и падение курса не избежать.

Как бороться с этой напастью? Нужно сразу сказать, что либеральное правительство и руководство ЦБ и комбанков ничего с этим поделать не смогут. А значит Путин рискует проиграть этот раунд холодной (экономической) войны и пойти по следам своих менее удачливых (пока) предшественников.

ЦБ не может повлиять на международную конъюнктуру, он может лишь попытаться исполнить свои функции кредитора последней инстанции и заместить своими кредитами выпадающий капитал, но не в условиях открытости экономических границ. При открытых границах валютные кредиты ЦБ будут направлены на погашение долгов перед заграничными кредиторами, а рублевые попадут на валютный рынок, будут конвертированы в доллеры по практически любому курсу и отправлены туда же. И у ЦБ просто нет таких средств, чтобы предотвратить отток капитала или полностью его удовлетворить. Капитал уйдет весь до последнего доллара из резервов ЦБ.
Приток валюты осуществляют экспортеры, с последующей реализацией части валютной выручки на валютной бирже. Но этот приток не в состоянии скомпенсировать отток, как по причине падения экспортных цен, так и потому, что экспортеры сами в долгах как в шелках и нуждаются в валютных средствах для облуживания своих кредитов.

Так что круг замкнулся. Россия вынуждена будет объявить дефолт по своим международным обязательствам, не смотря на все свои валютные резервы, иначе она их просто лишиться. Глупо, подобно Украине дожидаться пока в казне останется последние 10 млрд., нам, в отличии от Украины, в долг давать никто не будет. Даже Китай… Либо дадут на кабальных условиях, еще худших чем украинские.

Раз мы находимся в условиях экономического эмбарго, т.е. в условиях войны, пусть пока финансовой, то и меры должны предприниматься тоже военные: мораторий на обслуживание внешнего долга, монополия ЦБ на переговоры с иностранными кредиторами, монополия ЦБ на иностранные заимствования и на любые платежи за рубеж.

Тут должно действовать простое правило: сколько валюты поступило в страну – столько же и идет на облуживание внешнего долга (за вычетом импортных операций, разумеется).

Заодно и посмотрим на то, во что превратятся западные финансовые рынки после объявления Россией моратория на облуживание внешнего долга своих резидентов. Но они сами хотели войны…

Для стабилизации курса рубля вышеуказанных мер будет, скорее всего достаточно, особенно если ЦБ проведет профилактические беседы с комбанками, объяснив всем, что при попадании рублевых кредитов ЦБ на валютный рынок банк автоматически перестает быть коммерческим и становится государственным. То же относится и к любым коммерческим предприятиям, желающим заработать легкие деньги на валютном курсе.

 Но поскольку доверие к рублю серьезно подорвано, а хранить деньги населению, банкам и предприятиям где-то надо, то самое разумное ввести в действие инвестиционный рубль. Он может быть золотым и привязанным к золоту. Может нефтегазовым или еще каким, главное он должен быть обеспечен реальными активами.

В ходе переговоров после введения золотого рубля ЦБ может предложить кредиторам перевести наши долларовые долги в золото-рублевые по выгодному курсу, либо дожидаться снятия моратория на обслуживание внешнего долга.

Впрочем, можно и не доводить дело до финансового ответного удара, а просто намекнуть кому следует на последствия сворачивания кредитования России. Думаю, что для умного будет достаточно, а дурака только могила излечит.