Сменщик-Хранитель

Струнин Александр
                Посвящаю Алене
                Эйзнер-Нечаевой. Я ей
                просто обещал сказку на
                Новый 2015-й год. Вот такая
                сказка получилась, Алена.   



    Она жила здесь с детства, всю свою жизнь, с этим странным видом из окна...
    Раньше она часто ловила себя на мысли, сидя часами у своего окошка и, глядя с высоты своего этажа, что думает о том, кто же были все эти люди, лежащие сейчас в вечном безмолвии на этом кладбище? Как они прожили свою жизнь и почему умерли? Правда, порой ей представлялось, что они вовсе не умерли, а до сих пор находятся где-то тут же, может быть общаются друг с другом, рассказывая свои жизненные истории...
    Иногда ей приходила в голову поражающая ее воображение мысль, какое же близкое расстояние между жизнью и смертью - всего лишь перейти дорогу, отделяющую ее дом от кладбищенской ограды, каких-то двести метров. Но тут же эта мысль перебивалась другой - ведь не метрами же измеряется жизненный путь! А чем же тогда? Да и чем, вообще, измеряется ценность человеческой жизни? Делами, поступками, а может чем то совсем другим, например, любовью или состраданием? Ее мысль перескакивала на свою жизнь, и она начинала думать о том, ну что же вот такое - это «Я»? Что, неужели вот этот, мне самой непонятный бурелом из образов, обрывков мыслей и мечтаний, переживаний и высеченных в голове прописных истин, которые порой так мешают жить? «Как это глупо!», - ухмыльнувшись своим размышлениям, заключала она, и в итоге вновь ее мысли, как змеи, уползали на территорию кладбища, к покосившимся крестам, к гранитным плитам и подземельям с покойниками. Боже, как их много! И это только тут. А если объединить все кладбища на одной территории? У нее захватывало дух от непостижимости количества людей, зарытых в землю...
    С каждым годом она становилась старше, и мучительных вопросов возникало все больше и больше. Едва разрешив для себя какой-нибудь из них, тут же, как из-под земли, вылезали два новых, терзающих ее еще сильней. А тут еще и это...
    В ту ночь она ворочалась на своей кровати, сон никак не забирал ее в свои спасительные объятия. Вконец измучившись этим проклятым вопросом «Ну как, как же мне жить дальше?», она встала с постели и подошла к окошку. За окном было по-осеннему сыро. Голые деревья придавали еще более унылый вид привычным очертаниям кладбища. Постояв несколько минут в размышлениях, она, наконец, приказала себе: «Хватит! Надо спать!», развернулась, и пошла обратно к кровати. Сделав три шага, она вдруг остановилась, как вкопанная и, резко развернувшись, вновь подошла к окну. Ей что, это показалось? Нет. Она, вытаращив глаза, пораженная невиданным доселе зрелищем, смотрела на кладбище. Такого она раньше никогда не видела. Там, за оградой, в разных местах вспыхивали и гасли белые огоньки. «Да что же это такое?» - она ошарашенно наблюдала за происходящим. «Там что, кто-то с фонариками бродит? Быть такого не может!» Огоньки мерцали по всей территории кладбища. Их вспышки были похожи на вспышки светлячков, такие же плавные и теплые.  «Пойду посмотрю, все-равно не спится», совершенно неожиданно для себя вдруг подумала она, просто сгорая от любопытства.
    Кладбища она совсем не боялась, чего его бояться, когда живешь с ним бок о бок столько лет! Одевшись, и, чтобы не разбудить домочадцев, она тихо выплыла за входную дверь, бесшумно закрыв ее за собой. Выйдя из дома и перейдя дорогу, она пошла к давно знакомой ей дыре в ограде и проникла внутрь, на территорию кладбища. Не идти же было через ворота, это так далеко! Сверху было все хорошо видно, а здесь внизу, сначала нельзя было различить никаких огней. Она решила пройти немного вглубь от ограды, чтобы глаза привыкли к темноте и там осмотреться. Идти было не просто, проходы между могилами были довольно узкими, но она все же осторожно, чтобы не споткнуться, прошла метров пятьдесят и наконец впереди увидела тот самый огонек. Он был недалеко, метрах в десяти от нее, но пока она к нему подбиралась он потух. Добравшись до места, она стала напряженно ждать, когда же он появится вновь. Было темно, но очертания могил и надгробных памятников можно было разглядеть.
    Она ждала минут пять, и уже собралась двинуться дальше, как вдруг, прямо перед ней, из-под земли, встала белая фигура. От неожиданности она вскрикнула, попятилась назад, споткнулась и упала в проходе. Поражаясь увиденному, она вдруг осознала, когда прошел первый испуг, что не испытывает никакой паники, лишь удивление и жгучее любопытство.
    Еще сидя на холодной земле, она разглядела фигуру. Она была человеческой, даже угадывались черты лица и одежда. Это был пожилой мужчина. У нее промелькнула мысль, что это не было приведением, приведения представлялись ей совсем другими, какими-то светящимися, колеблющимися, полупрозрачными воздушными массами. Эта фигура плотно стояла на бетонной площадке рядом с гранитной плитой и была совсем не прозрачной. Она медленно поднялась с земли и, не сводя глаз с фигуры, стала осторожно отряхиваться. И тут каким-то шестым чувством она поняла, что за ее спиной что-то происходит. Она резко обернулась. Там, со всех сторон, одна за другой из под земли поднимались такие же белые фигуры, отрезая ей путь домой. Тут были совершенно разные люди (если их так можно назвать) - и старики, и мужчины, и женщины, и дети. Все они смотрели на нее, не выражая никаких эмоций и не двигаясь с места. Их становилось все больше и больше, они просто медленно выплывали из могил, занимая все новые и новые территории вокруг. Вдруг они все стали медленно поднимать руки, указывая куда то вглубь кладбища.
    Она, с бешено колотящимся сердцем, медленно развернулась в указанном направлении и обомлела. Там их было еще больше. Все они, так же как и те, что находились сзади нее, указывали ей в одном направлении... Но только здесь светящиеся тела не окружали ее со всех сторон. Прямо перед ней фигуры сформировали длинный коридор, уходящий куда-то вдаль, в темноту. Все смотрели на нее, не двигаясь с места. Так прошло несколько длинных минут... Страх почему то прошел. И вдруг, не отдавая себе отчета, что делает, она медленно двинулась вперед...
    Фигуры провожали ее взглядами, поворачивая головы. Сколько она шла, она не знала. Мыслей в голове не было никаких. Было лишь понятно это странное предчувствие, что так надо. Кому надо, им или ей, тогда такому вопросу просто неоткуда было взяться. Она медленно шла, разглядывая окружавшие ее белые тела в каком то трансе...
    Вдали показался конец коридора и дальше, уже за кладбищем, в черноте ночи, она увидела вполне земной огонь от костра и фигуру старика, сидящего рядом. Она тихо подошла к нему.
    - Ну, здравствуй, Сменщик, - глухим голосом произнес старик.
    - Вы это мне? - спросила она.
    - А кому же еще, - повернув к ней голову, сказал старик. - Проходи, садись вот сюда, - он указал на небольшую скамейку справа от него.
    Она послушно прошла и села в указанном месте. Старик еще долго молча смотрел на огонь. За это время ей удалось разглядеть его получше. На вид ему было лет семьдесят. Одет он был очень странно - в сюртук какого-то старинного покроя, широкие серые штаны и мягкие кожаные сапоги. Вокруг шеи был повязан шерстяной шарф.
    Думая о чем-то своем, он, не мигая, смотрел на огонь. Глаза у него были темные, глубоко посаженные, настолько глубокие, что она сидела молча, не осмеливаясь ни о чем спросить.
    - Как тебя зовут, Сменщик? - вдруг спохватившись, что он не один, поднял на нее взгляд старик.
    - Алёна.
    - Ты очень молода, - произнес он и улыбнулся. - Ты не бойся. Раз уж ты попала сюда, этого не изменить, - загадочно произнес он.
    - А почему Вы называете меня Сменщиком? - осторожно спросила она.
    - Тут все так устроено. Я со вчерашнего дня тебя дожидаюсь.
    - А где я? - задала новый вопрос Алёна и первый раз осмотрелась.
    Кругом стояла кромешная тьма, только в одном направлении был виден едва различимый тусклый свет.
    - Теперь ты - Хранитель. Вот и твоя пора пришла. Удивительно, что ты такая молодая. Что с тобой не так, Алёна?
    - Со мной в последнее время все не так, - выпалила та, и тут же пожалела об этом.
    - Это понятно без слов. Впрочем, это не мое дело. Сюда другие не попадают.
    - Ладно, пойдем, я тебе все покажу и объясню. Они встали, и старик, взяв девушку за руку, повел ее по направлению к тусклому свету.
    Света становилось все больше и, наконец, Алёна увидела длинные ряды полок с книгами. Полок было так много, что, казалось, они уходили в бесконечность.
    - Теперь все это я передаю тебе, - сказал старик и добавил - теперь твоя смена.
    - А что это? - в изумлении спросила Алёна, показывая на полки.
    - Здесь собрано все, что написало человечество. Теперь - ты Хранитель.
    - Да почему я то? - в ее голосе явно угадывался испуг.
    - Не знаю, не я назначаю Сменщиков.
    - А кто?
    - Так устроено. Если бы знал, то ответил бы.
    - А Вы куда же?
    - Я нашел ответ на свой главный вопрос и поэтому я ухожу обратно, домой.
    - Вы что, оставите меня здесь одну?
    - Не совсем. Тебе здесь будет с кем пообщаться. И, поверь мне, тебе это нужно.
    - Но я, я не хочу здесь превратиться в ...старуху! - в ужасе воскликнула Алёна!
    - Успокойся, ты не превратишься. Ты - в безвременье. Как только ты найдешь ответ на свой главный вопрос, тебя сменят, и ты вернешься обратно, в тот миг и в то место, откуда все это началось у тебя.
    - Но я не знаю, какой у меня главный вопрос, у меня их куча! Да и как я буду искать ответ, что, читая все эти книги?
    - Пойдем, я покажу тебе твое жилище, а потом посидим у костра, и я все тебе объясню.
    Старик привел ее в большую комнату. Комната была просто великолепной! В ней стояла самая современная мебель, было много цветов, на полках стояли ее любимые фотографии, на диване нежилась кошка, а на полу, у зажженного камина, развалился огромный лохматый пес. Но в ней не было и ничего лишнего. Средства телекоммуникаций полностью отсутствовали, как заметила Алёна.
    - Как же я тут буду жить? - спросила она, когда прошло первое восторженное впечатление от увиденного, - чем я буду питаться?
    - Об этом не волнуйся, о тебе позаботятся. В определенные часы ты всегда найдешь здесь горячую пищу, уборка и стирка - это тоже не твоя забота. У тебя и так будет полно обязанностей. Об одежде тоже не волнуйся, тут все уже для тебя приготовлено. Вот здесь ты сможешь привести себя в порядок, - и он показал ей ванную комнату, - я правда не знаю, как всем этим пользоваться. В наше время такого не было. Но ты, наверное, знаешь. А здесь - выход в сад, к морю. Тут кругом - море, мы на острове, в скале. Но сейчас осень и глубокая ночь. Пойдем к костру, это в другую сторону.
    Девушка, поразмыслив над услышанным, как загипнотизированная, отправилась следом за стариком. Собака, поднявшись с пола, тоже пошла за ними...
    Подбросив дров в огонь, старик продолжил.
    - Сейчас тут никого нет. Все ждут Сменщика, завтра ты их увидишь.
    - Да кого же, объясните же мне наконец! - в нетерпении, спросила Алёна.
    - Скиф, иди ложись тут, - приказал старик собаке и тот, покорно лег у его ног.
    - Его зовут Скиф? - поинтересовалась Алёна.
    - Да, я его так назвал, - ответил старик и на минуту погрузился в раздумья.
    - Ты будешь тут не одна. Твоя основная цель, как я уже и говорил - найти ответ на твой самый главный вопрос. Если ты его еще не знаешь, то скоро почувствуешь, он живет внутри тебя, пока, может быть, бессознательно. А общение с ними тебе поможет. Понимаешь, здесь не простая библиотека. Здесь есть все, в том числе и то, что пропало бесследно, сгорело, утонуло или просто превратилось в пыль. И Хранителем ты здесь будешь не одна, тебе бы одной не справиться. Их тут много и они такие же люди, как и мы с тобой. Но у каждого свой участок, и очень большой. Запомни, твой - с голубым полом. Вы будете встречаться, но редко. У всех много работы, и у всех - свои неразрешимые вопросы. Не каждый захочет делиться своим самым сокровенным. Да и общий язык вы друг с другом не всегда сможете найти. Они просто из разных эпох и разных стран. Но, если повезет - то пообщаетесь. Говорят, некоторые встречались, и даже выходили вместе, но оказывались разделенными там, снаружи, десятилетиями или даже столетиями, не говоря уж о расстояниях. Так что прежде чем влюбляться - подумай хорошенько. Ведь здесь никто навсегда все-равно не остается. Да и не для этого ты здесь.
    Алёна слушала это, и ей казалось, что все это какой-то сон. Она даже подумала, вот бы запомнить все это мое приключение, когда я завтра проснусь!
    - Кто же тут еще есть?
    - Я их различаю по цветам, - продолжал старик. - Белые - это самодостаточные, они знают, зачем сюда приходят, их тут большинство, и попадают они сюда беспрепятственно, им не нужны никакие входы. И ты им не особенно будешь нужна, скорее - они тебе. Но некоторые с удовольствием с тобой познакомятся и поговорят. Загвоздка в том, что они … не люди. И разговаривать ты с ними сможешь мысленно, а сможешь и вслух, как захочешь.
    - Как это? А кто же они?
    - На этот вопрос ты должна будешь ответить сама... Каждый их понимает по-своему. Я не хочу навязывать тебе свое мнение.
    - Это души умерших?
    - Может быть. Но многие никак не вписываются в эту категорию. Поговоришь с ними - у тебя у самой появятся идеи. Не выпытывай их из меня.
    - Хорошо. Вы сказали, что делите их по цветам. Кто же есть еще?
    - Я их называю серыми. Они никогда сами не проникнут внутрь скалы, если ты им не разрешишь. Но будь с ними поосторожнее. Их цели - очень запутанные, и не всегда добрые. Обычно они имеют отношение к исчезнувшим библиотекам. Некоторые их сами уничтожали, некоторые, наоборот, пытались спасти, но не смогли, кто их разберет! Одни стараются стать белыми, получив внутрь доступ, а другие, проникнув, уносят отсюда несколько полок, которые исчезают вместе с ними уже навсегда. Если есть хоть малейшее сомнение, не пускай из них никого. Да нет, ты не думай, что тебе тут придется от них отбиваться, - увидев немой вопрос в глазах девушки, сказал старик, - тебе достаточно дать только мысленный приказ. Они всегда толпятся вон в том месте - старик указал рукой. - Для них существует только один вход. И только с согласия Хранителя.
    - Так может мне вообще из них никого не впускать? - спросила Алёна.
    - Можешь. Но заметь, у каждого должен быть свой шанс, может быть последний, попасть сюда. Думай сама.
    - Хорошо, кто же еще?
    - Я называю их черными. Они тоже попадают сюда непонятно как, но беспрепятственно. Они - это твоя основная работа. Они практически ничего тут не знают, как себя вести и, вообще, всех сторонятся и пугаются. Но у них есть огромное желание когда-нибудь стать белыми. Хранителей они не боятся, наоборот, тянутся к ним. Твоя задача - всячески им помогать. Кстати, забыл тебе сказать, там первые несколько полок - они с книгами, которые написаны Сменщиками. Тут так заведено, каждый Сменщик должен описать свою историю. Это и к тебе относится. Эти книжки тебе очень помогут. Они все на русском. В этом секторе - практически все на русском. Почти.
    - Я не понимаю, чем же я смогу помочь этим ... людям? Я и сама так мало знаю! - удивленно воскликнула Алёна.
    - Это тебе только так кажется. Во-первых тут полно книг, где что находится - ты поймешь, тут все подписано, да и каталоги есть. А во-вторых, они очень нуждаются в тебе, а ты - в них. Ты когда-нибудь поймешь мои слова. Может быть, как-раз благодаря им и закончится здесь твоя работа.
    - А как я пойму, когда она закончится?
    - Ты просто узнаешь о приходе Сменщика.
    - А как? Вот как Вы узнали о моем приходе? - допытывалась девушка.
    - Я просто увидел, как изменилось мое жилище, мы так не живем, - ответил старик.
    - Так Вы не из нашего времени?
    - Нет, неужели не заметно?
    - Да, заметно. А как Вы сюда попали, тоже через кладбище?
    - Через какое кладбище? - изумился старик.
    Алёна рассказала ему свою историю. Старик был просто поражен услышанным!
    - А как же Вы сюда попали? Расскажите! - взмолилась Алёна.

                ------------ Рассказ старика -----------

    Мы с женой жили тогда в маленьком домике на реке ***, возле моря. Жили вдвоем, и еще с собакой, Скифом. Детей нам бог не дал. Было мне шестьдесят девять лет (впрочем мне и сейчас шестьдесят девять). Городок у нас был маленький, я все еще работал учителем в местной гимназии. Преподавал Латынь и Греческий. Жили мы скромно, да нам уже и не нужно было ничего. Доживали свой век в любви и согласии. Жена моя была моложе меня на пять лет, но сильно болела, ходила с трудом.
    Я ухаживал за ней, как мог. А вечерами мы читали книги. Шекспира, Байрона... Да, какие это были вечера! (Старик погрузился на несколько минут в воспоминания. Алена не перебивала его и молча ждала продолжения рассказа.)
    Но вот однажды случилось... случилось то, из-за чего я попал сюда. Было воскресенье. Мы со Скифом пошли к лекарю за снадобьями для моей жены. Это было довольно далеко от дома. Как и сейчас, была осень. Когда выходили из дома (это было в полдень) - погода была хорошей, хоть и ветреной. А потом стали собираться тучи, но идти было надо (старик снова помолчал).
    На обратном пути поднялся шквальный ветер, и откуда он взялся! Да такой, что сдувало с ног. Мы шли по берегу реки. Волны поднялись просто огромные. Пошел проливной дождь. Он так и хлестал по телу, словно плетью. А у нас весь берег там - в пещерах.  Мы уже совсем подошли к дому, вот он - уже рукой подать, он стоял прямо на берегу! Но я совсем выбился из сил, ноги просто перестали меня слушаться.
    Мы укрылись в одной из пещер. Скиф скулил, пытаясь поднять меня на ноги. Но мне просто необходим был отдых!
    Вдруг ураган просто обезумел! И я увидел, как огромная волна обрушивается на наш дом. А там была моя жена, одна и совсем беззащитная... Дом покосился и начал съезжать в воду. Скиф из последних сил бросился к дому, а я в отчаянии наблюдал, не в состоянии сдвинуться с места... Слезы душили меня от бессилия. Я так и не смог подняться, только молился, чтобы все обошлось!
    Но не обошлось. Следующая волна разнесла дом вдребезги.
    Через несколько минут ветер стал стихать и я смог подняться. Я искал свою жену несколько дней, в надежде, что Скиф успел. На третий день я нашел его на берегу... мертвым. Жену я так и не нашел. Я похоронил Скифа, и в полном безразличии к жизни, побрел в пещеру, чтобы навсегда пропасть из этого мира. Я винил себя за то, что не смог найти в себе силы и подняться тогда. Вот Скиф нашел. А я - нет. Может быть я бы смог успеть. А если и нет, то хотя бы смог попытаться, как это сделал Скиф. Пусть лучше бы было все кончено тогда. Но только не это - оставаться жить, когда ее больше нет.
    Я зашел в пещеру и сел в полном забытье ждать конца. А очнулся здесь.
    «Зачем мне дальше жить?» - это и был мой главный вопрос. Меня, так же как и тебя, здесь дожидался Хранитель. Он и выходил меня...

                ------------ *** -----------

    Оба, старик и девушка, долго молчали.
    Наконец она спросила.
    - Вы нашли ответ?
    - Раз ты здесь, как ты думаешь?
    - И в чем он?
    - Боюсь, я не смогу тебе это объяснить простыми словами. Впрочем, может быть ты и сама поймешь, побыв здесь какое-то время. Нам пора прощаться, - сказал старик, вставая с места...
    - Разве Вы не берете с собой Скифа?
    - Понимаешь, они здесь ведь тоже не просто так. Я не его хозяин. Если бы он и пошел, я бы его не взял. Я же не знаю, как далеко мы окажемся друг от друга там, снаружи... Да он уже привык здесь. Позаботься о нем. - И старик ушел в черноту ночи...

    Костер медленно догорал.  Скиф повернул к Алёне голову и посмотрел на нее вдумчивым, вопросительным взглядом.
    - Пойдем Скиф, - вставая, сказала Алёна.
    Тот встал и послушно пошел следом за ней в комнату...

    Утром Алёна проснулась от того, что кто-то лизал ее в нос. "Значит это не сон..." - пронеслось у нее в голове.
    - Доброе утро, Скиф!
    На столе девушку ждал завтрак, рядом лежал листок с меню на обед и ручка. За окном светило солнце, а вдали плескался океан, которому еще предстояло дать название. Алёна умылась, привела себя в порядок и, позавтракав, открыла дверь в библиотеку. Там уже везде были видны движущиеся существа и слышен шерох страниц.
    Новый Сменщик шагнул навстречу им по голубому полу...