Неправильная загадка

Соколов Сергей
На опушке большого леса жил маленький Зайчишка. Жил он не один – жил с мамой Зайчихой, папой Зайцем и бабушкой Старой Зайчихой.

Любил Зайчишка вопросы задавать. Так донимал ими папу с мамой, что те от него прятались. Папа на дальний огород уходил, якобы морковку с капустой выращивать. А что их выращивать, если они сами растут? Мама на кухню сбегала, ей, видите ли, обед готовить надо. А что там щи варить, если они сами варятся? Одна бабушка никуда от Зайчишки не пряталась: с её шитьём далеко не убежишь.

В очередной раз, когда бабушка разложила свои тряпочки-лоскутки на крыльце, достала нитки с иголками, прибежал к ней Зайчишка. Прибежал и давай задавать вопросы. Почему небо синее? Почему деревья большие? Почему вода мокрая? Бабушка только руками разводила, слушая его. Ничего не говорила бабушка в ответ, пусть, мол, маленький выговорится.

В довершение всего Зайчишка спрашивает:
- А почему папа с мамой от меня прячутся? Почему со мной говорить не хотят?

Ничего не нашла ответить Старая Зайчиха, только предложила:
- Чтобы ты понял это, давай поменяемся: я вопросы задавать буду, а ты мне – отвечать на них будешь.

 Заартачился Зайчишка, стал сопротивляться:
- НЕ-е-е… Я маленький… Я ничего не знаю… Что я тебе скажу? И, вообще, так не честно: взрослые отвечать должны!

Бабушка лукаво улыбнулась:
- А откуда ты знаешь, что ничего не знаешь?

Призадумался Зайчишка. А, действительно, откуда он знает, что ничего не знает? И почему это он ничего не знает? Что-то ему папа с мамой рассказывали, а что-то он сам узнал.
- Ну, ладно… Спрашивай, - не без огорчения согласился Зайчишка.

Ещё раз улыбнулась Старая Зайчиха:
- Раз ты согласен, я буду загадывать тебе загадки, а ты должен будешь отгадывать их. Договорились?

- Договорились, - подтвердил Зайчишка.

- Но только одно условие, - добавила Старая Зайчиха, - пока не отгадаешь мои загадки, ко мне с вопросами не возвращайся.

- Ладно, - согласился Зайчишка, а потом печально добавил, - ... хоть это и несправедливо.

Старая Зайчиха пропустила мимо длинных ушей его замечание и начала:
- Итак, слушай первую загадку: зимой белый, а летом серый. Кто это?

Уж кто это, Зайчишка точно знал.
– Это папа, - радостно прокричал он.
- Правильно, - подтвердила Старая Зайчиха.

Первый успех приободрил Зайчишку.
- Давай, говори следующую загадку, - уже сам предложил он бабушке.

- Что ж… Слушай. Зимой и летом одним цветом.

Зайчишка призадумался. Наверное, это воробьи, которые сидят на ветках по опушке. Они, не то, что зайцы… Они зимой и летом одним цветом! А может быть, это синички? Они тоже одинаковые и зимой, и летом. Подумал-подумал Зайчишка и остановился на воробьях.
- Это воробьи, - ответил он бабушке.

- Что ж, может быть, ты и прав. Ответ принимается, хотя я думала, что это ёлка. Раз ты такой сообразительный, слушай следующую загадку: висит груша - нельзя скушать.

Посмотрел Зайчишка по сторонам. Почесал затылок. Неправильная какая-то загадка: в их саду все груши можно кушать, и не только груши, но и яблоки, и сливы, и, вообще всё, что висит на деревьях.
- Неправильная загадка, - подтвердил Зайчишка свои сомнения.

- А ты подумай, посмотри по сторонам, - предложила Старая Зайчиха.

Покрутил Зайчишка головой, ещё раз почесал в затылке, поднял голову… На старой высокой ели золотились на солнце шишки…
- Знаю… знаю, - закричал Зайчишка, - это шишки на ёлке: висят себе да висят, а скушать их нельзя… Неприятные больно… Я пробовал – смолянистые и жёсткие.

- Что ж… Молодец: сообразил. Вот только шишки есть не надо было: морковка вкуснее и полезнее. Спросить надо, когда не знаешь…

- Не у кого тогда спросить было, - уныло заметил Зайчишка.

Старая Зайчиха не обратила внимания на замечание Зайчишки. Она решала, о чём бы ещё спросить его. Зайчишка же к тому времени приободрился своими успехами и стал веселиться, прыгая вокруг бабушки.

- Раз ты такой умный, ответь мне, что это такое: два кольца, два конца, а посередине гвоздик, - наконец произнесла Старая Зайчиха.

Тут задумался Зайчишка. Ничего в голову не приходило. Нет у него отгадки.

- Ну, что ж… Раз нет отгадки, иди и подумай, а отгадаешь – приходи ко мне, - предложила Старая Зайчиха, - а я пока тебе новы штанишки сошью.

Огорчился Зайчишка, но делать нечего: уговор есть уговор, данное слово держать надо. Повернулся он и пошёл в лес. Может быть, подвернётся на глаза что-нибудь такое, что отгадкой окажется.


Недолго бродил Зайчишка по лесу. Скоро ему надоело это занятие. Решил схитрить: решил отгадку у Совы спросить.
«Сова – умная. Она толстые книжки читает, а папа говорил, что толстые книжки глупыми не бывают. Вдруг в её книжках написано, что такое два кольца, два конца…», - подумал Зайчишка и побежал к Сове.

Сова встретила Зайчишку неприветливо: не любила, когда ей мешают.
- Ну, что тебе нужно? Говори, с чем пожаловал? – проворчала Сова.

Зайчишка не стал тянуть время, не стал ломаться, зная, что Сова уговаривать не станет.
- Загадка у меня есть, а отгадки нет, - скороговоркой прокричал Зайчишка.

- Говори… Говори скорее свою загадку, - торопила Зайчишку Сова.

- Два кольца, два конца, а посередине гвоздик, - выпалил Зайчишка.

Сова поправила очки, задумалась. Подумав, важно сказала:
- Неправильная загадка. Правильно будет: два кольца, два конца, а посередине хвостик. И ответ на такую правильную загадку есть правильный – это мои очки.

Поблагодарив Сову, Зайчишка побежал домой. Навстречу ему Ежик. Везёт Ёжик тачку с грибами. Увидал Зайчишку, остановился.
- Куда это ты так припустил, - окликнул Ёжик Зайчишку.

- К бабушке бегу, отгадку несу, - отозвался Зайчишка и рассказал Ёжику об уговоре с бабушкой.

- Загадку-то расскажи, - улыбнулся Ёжик, выслушав Зайчишку. Уж он-то, Ёжик, знал, что для ежей в лесу никаких загадок нет.
 
Зайчишка открыл рот, чтобы загадать Ёжику загадку, да и так и остался стоять с открытым ртом.

- Что ты завис, как капля на паутине? Загадку забыл? - поторопил его Ёжик.

- НЕ-е… Не забыл, - встрепенулся Зайчишка. - Вот не знаю, какую тебе загадку загадать: правильную, которую Сова придумала, или неправильную, которую бабушка загадала.

- А ты обе загадывай… Я обе отгадаю, - предложил Ёжик.

- Два кольца, два конца, а посередине хвостик. Это загадка Совы. Бабушка же говорит, что посередине гвоздик - покричал Зайчишка, обрадованный таким поворотом событий.

- Чего кричишь? Оглушил совсем. Я хорошо слышу, мог бы потише сказать, - проворчал Ёжик и призадумался.

Забыл Ёжик и про тачку, и про грибы, и про свою усталость забыл, всё загадки отгадать пытается.
- Неправильные у тебя загадки, - наконец сказал Ежик. – Обе неправильные. Правильная загадка звучит так: два кольца, два конца, а посередине ящик. Это моя тачка. Понял? Раскричался… а сам правильных загадок не знаешь!

- Понял, - тихо ответил пристыженный Зайчишка. Про себя же подумал: «Понял, что ничего не понял».

Попрощавшись с Зайчишкой, Ежик продолжил готовить запасы на зиму, а озадаченный Зайчишка поплёлся домой.


На пороге дома его встретила Старая Зайчиха.
- Ты что такой смурной? – спросила она Зайчишку. – Смотри, какие я тебе штанишки сшила. Примерь…

- Не до штанишек мне, - угрюмо ответил Зайчишка. – Заморочила ты меня своей загадкой, а теперь подлизываешься…

- Да, что случилось-то? Расскажи мне – тебе легче станет, - забеспокоилась Старая Зайчиха.

- Ты мне какую загадку загадала? Неправильную! Я сам из-за неё голову сломал, да и Сову с Ёжиком зря побеспокоил... Зато они мне правильные загадки рассказали. Вот!

- Случилось-то что? - настаивала Старая Зайчиха.

Рассказал Зайчишка бабушке всё, что с ним в лесу приключилось. Рассказал и правильные загадки, которые ему Сова и Ёжик сказали.

- Только и всего-то? – улыбнулась Старая Зайчиха. - Ну, это не беда. Ты лучше помоги мне нитку в иголку вставить, а то без твоей помощи все шитьё встало.

Обрадовался Зайчишка.
«Нитку в иголку вставить – дело полезное», - подумал он. - «За него даже похвалить могут, а то сегодня меня все только ругают».

Вставил Зайчишка нитку в иголку, а за иголкой весь клубок тянется, того и гляди в нитках запутаешься.

- А ты ниточку-то ножничками обрежь, - посоветовала Старая Зайчиха.

- А что такое - ножнички? – спросил Зайчишка.

- Да, вон из корзинки два колечка торчат, потяни за них и увидишь…

Ухватился Зайчишка за колечки, потянул... Вытащил ножницы из корзины. Покрутил в руках. Смотрит, а к колечкам два острых кончика приделаны, посередине гвоздик, вокруг которого колечки и кончики вращаются.

- Знаю… Знаю отгадку на твою загадку, - вскричал обрадованный Зайчишка, - два кольца, два конца… это – ножницы.

- Вот видишь, нашёл-таки отгадку, а говорил – загадка неправильная. Всякая загадка неправильной кажется, пока на неё отгадку не узнаешь, - с улыбкой проговорила Старая Зайчиха и ласково обняла Зайчишку.

Тут папа Заяц с огорода вернулся, и мама Зайчиха позвала их обедать. За обедом Зайчишка рассказал о том, что с ним за день приключилось. Рассказал он и о том, как ловко нашёл отгадку на бабушкину загадку.