Остановился на остановке троллейбус, все ожидавшие его вошли, только в задних дверях замедлила старушка — наполнила сумки не по силам — и с великим трудом силится подняться на ступени…
Доводилось ли кому из вас, братие и сестры, видеть такое? Мне доводилось — взирать, стоя внутри, чувствовать воззвания внутреннего голоса о помощи и промедлять с нею из-за чувства… стыда. И видеть, как окружающие тоже смотрят и не могут двинуться, — неужели и они чувствовали так же? Как, спросите вы, возможно стыдиться доброго дела? Увы, возможно — «ныне же душа наша изсохла, ничтоже точию манна предъ очима нашима» [1] — ложный стыд окостеневшей души злого за собою не замечает, а видя возможность доброго — отвращается. И не проходит и минуты, как несотворенное доброе дело «растаяваше» [2], — либо Божиею помощью поднялась старушка сама, либо нашелся рядом добрый человек и помог старичку, — не един раз видел и ощущал подобное…
Теперь же смею говорить, что Божией помощию хотя бы частью исцелён от подобного стыда, имея для себя подтверждение на деле. Но, надеясь называться христианином, и каждодневно стараясь произнести молитву Господню пред вкушением пищи, говоря «хлебъ нашъ насущный даждь намъ днесь» [3], — так же ли тщусь не упустить дела доброго, которое Господь дает в пищу душе моей соответственно тому, сколько имеет сил исполнить [4]? Всегда ли ищу субботствования — покоя от попечений о неизбывных мирских заботах ради дел добрых Господу и ближним [5], как заповедывал Учитель — «достоитъ въ субботы добро творити» [6]? — Бог знает…
Братие и сестры, возможем же слушать Бога в гласе совести нашей, подсказывающей о хлебе насущном, подаваемым для нас Господом на каждый день, и не постыдимся принимать его, стараясь исполнить доброе. На деле же, кажущемся трудным, потщимся не стать народом непокорным, возводя ропот о «хлебе семъ тщемъ» [7], но пребыть в терпении — как народ Божий, дабы достичь нам земли обетованной, где уже никому не будет доброе казаться трудным…
[1] Чис. 11, 6: «а ныне душа наша изнывает; ничего нет, только манна в глазах наших.»
[2] Исх. 16, 21: «И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло.»
[3] Мф. 6, 11: «хлеб наш насущный дай нам на сей день;»
[4] Исх. 16, 15-16: «И увидели сыны Израилевы и говорили друг другу: что это? Ибо не знали, что это. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; … вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть; по гомору на человека, по числу душ, сколько у кого в шатре, собирайте.»
[5] Исх. 16, 23. Исх. 16, 30: «И [Моисей] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра. … И покоился народ в седьмой день.»
[6] Мф. 12, 12: «… Итак можно в субботы делать добро.»
[7] Чис. 21, 5: «и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть [нам] в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища.»