Беседы День рождения Б. Франклина

Елена Пацкина
Сегодня, 17 января, день рождения выдающегося американского ученого и политика Бенджамина Франклина, и, чтобы отметить это событие, независимый журналист М. Михайлов мысленно вступил с ним в диалог, желая задать вопросы, волнующие нас в ХХI веке.
Вот запись их беседы:

 ФРАНКЛИН БЕНДЖАМИН Franklin (17.01.1706, Бостон – 17.04.1790, Филадельфия) американский мыслитель, представитель американского Просвещения,
 учёный, экономист, публицист и политический деятель.


М. – Уважаемый сэр, Вы прожили долгую и удивительную жизнь. Будучи самоучкой, Вы сумели стать не только крупнейшим общественным и политическим деятелем США, но и выдающимся ученым XVIII века: за полвека до А. Смита сформулировали трудовую теорию стоимости; как естествоиспытатель объяснили происхождение штормовых ветров, сделали ряд фундаментальных открытий  в области электричества, изобрели громоотвод и многое другое.
Ваш знаменитый соотечественник Марк Твен написал о Вас так:
«Личность эта из тех, кого величают философами. С коварством, равного которому не знает история, он весь день работал, а ночью при свете фитилька изучал алгебру, – и все ради того, чтобы стать образцом для других мальчиков, которым теперь, чуть что не так, сразу указывают на Бенджамина Франклина. Но ему этого было мало, и он завел привычку питаться только хлебом с водой и за трапезой изучать астрономию, чем уже успел исковеркать жизнь миллионам мальчиков, отцы которых начитались вредной биографии Франклина». Что бы Вы ответили этому насмешнику?

Б.Ф. – Труд – отец счастья.

М. – Возможно. Но как сделать так, чтобы работа приносила удовольствие, а не была каторгой ради куска хлеба?

Б.Ф. – Понуждай сам свою работу; не жди, чтобы она тебя понуждала.

М. – Это понятно, но ведь не каждый сразу может найти свое призвание, а потом необходимость зарабатывать на жизнь не позволяет искать чего-то другого. Человек, таким образом, попадает в трудное положение.

Б.Ф. – В каком бы положении люди ни находились, они всегда могут найти удобства и неудобства.

 М. – Значит, всегда надо стремиться найти в любой ситуации плюсы и постараться игнорировать минусы? Это мудро, но такое умение приходит не сразу – нужен жизненный опыт, причем довольно горестный.

Б.Ф. – Опытность – это школа, в которой уроки стоят дорого, но это – единственная школа, в которой можно научиться.

М. – Да, и уроки недешевы, и сколько ни учись, а все равно меня, например, обманывают на каждом шагу.

Б.Ф. – Кто так часто обманывал тебя, как ты сам?

М. – С этим не поспоришь. Как писал наш великий поэт: «Ах, обмануть меня нетрудно. Я сам обманываться рад». Но он говорил об иллюзии влюбленности, а я о более прозаических вещах. Политика нашего государства такова, что у большинства людей стремительно пустеет кошелек.

Б.Ф. – Если высыпать содержимое кошелька себе в голову, его уже никто у вас не отнимет.

М. – Вы имеете в виду оплату хорошего образования? Его, конечно, не отнимут, но и оно не всегда помогает человеку добиться материального достатка, да и работу иногда можно потерять. Как избежать бедности?

Б.Ф. – Прежде чем советоваться с прихотью, посоветуйся со своим кошельком.

М. – А если кошелек – всегда против?

Б.Ф. – Если хотите быть богатым, научитесь не только зарабатывать, но и быть экономным.

М. – Я хочу быть не богатым, а просто не совсем уж нищим.

Б.Ф. – Тратьте меньше, чем зарабатываете, – вот вам и философский камень.

М. – Но многие люди не в силах удержаться от соблазнов, особенно когда начинаются праздничные распродажи, а торговля сулит большие скидки.

Б.Ф. – Остерегайтесь и мелких расходов, ибо маленькая течь может потопить большой корабль.

М. – Вы считаете, что лучше всегда экономить и копить на черный день?

Б.Ф. – Помните, что деньги обладают способностью размножаться.

М. – Не только размножаться, но и обесцениваться, как мы это часто наблюдаем. Бывает, что и граждане, и даже государства объявляют себя банкротами. Что делать, когда теряешь все, что имел?

Б.Ф. – То, что нельзя исправить, не следует и оплакивать.

М. – Может, следует все бросить и куда-то уехать?

Б.Ф. – Один переезд равняется трем пожарам.

М. – Для меня это именно так. Значит, надо продолжать жить как живешь, и будь что будет.

Б.Ф. – Никогда не ожидай беды и не беспокойся о том, чего, может быть, никогда и не будет. Держись поближе к солнечному свету.

М. – Разумеется, оптимистам легче жить, особенно если не подводит здоровье.

Б.Ф. – Если хочешь продлить свою жизнь, укороти свои трапезы.

М. – Вы считаете, что следует ограничивать себя в питании, сидеть на диете?

Б.Ф. – С тех пор как люди научились варить пищу, они едят вдвое больше, чем требует природа.

М. – А как бороться с бессонницей?

Б.Ф. – Усталость – лучшая подушка.

М. – Не всегда. Иногда именно переутомление не дает заснуть. Приходится принимать какие-то лекарства.

Б.Ф. – Из всех лекарств лучшие – отдых и воздержание.

М. – Это, конечно, неплохие вещи, но медицина сегодня знает тысячи лекарств от разных болезней.

Б.Ф. – Лучший врач тот, кто знает бесполезность большинства лекарств.

М. – Наверняка он знает и несколько необходимых. Но не будем больше о врачах и болезнях. Здоровые или больные, мы живем среди людей – как правильно себя вести, чтобы не наживать врагов и привлекать друзей?

Б.Ф. – Будь вежлив со всеми, общителен со многими, фамильярен с некоторыми.

М. – Фамильярность можно позволить себе только с друзьями. Но как их найти?

Б.Ф. – Выбирай друга не спеша, еще меньше торопись променять его.

М. – Какого человека Вы могли бы назвать другом?

Б.Ф. – Брат может не быть другом, но друг – всегда брат.

М. – Согласитесь, что не так часто мы видим примеры искренней и бескорыстной дружбы. Наверное, на такие отношения способны совершенно безупречные люди?


Б.Ф. – Великодушный человек должен иметь несколько недостатков, чтобы не расстраивать своих друзей.

М. – Ну, за этим дело не станет – мы все далеко не ангелы. Но кроме друзей человеку нужна еще подруга жизни – от одиночества многие спасаются в браке. Причем далеко не всегда брак заключается по любви.

Б.Ф. – Брак без любви чреват любовью без брака.

М. – Это весьма распространенное явление. Ведь даже влюбленные после медового месяца могут открыть в супруге такие неприятные черты и даже изъяны, которые сильно охлаждают нежные чувства и заставляют искать любовь на стороне. Молодым людям очень трудно не ошибиться.

Б.Ф. – Если хотите узнать недостатки девушки, похвалите ее перед подругами.

М. – Да, так можно узнать много интересного. Но можно ли верить таким подругам – ведь их устами часто говорит зависть. Какой еще совет Вы дали бы человеку, собирающемуся жениться?

Б.Ф. – Держи глаза пошире до свадьбы и зажмуривай после.

М. – Замечательный совет. Так обычно поступает хороший муж.

Б.Ф. – Один хороший муж стоит двух хороших жен: чем реже товар, тем он дороже.

М. – Это верно. А как следует воспитывать детей?

Б.Ф. – Пусть первым уроком ребенка будет повиновение. Тогда вторым может стать то, что ты считаешь необходимым.

М. – Интересная мысль. Что еще Вы посоветовали бы молодым родителям?

Б.Ф. – Учи своих детей молчать. Говорить они научатся сами.

М. – А какое главное правило  жизни следует выучить людям с детства?

Б.Ф. – Поскольку ты не уверен даже в одной минуте, не трать попусту ни одного часа.

М. – Конечно, я ни в чем не уверен, но что из этого следует?

Б.Ф. – Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня.

М. – Да, судя по Вашим выдающимся достижениям, Вы умели ценить время.

Б.Ф. – Время – ткань, из которой состоит жизнь.

М. – Вы говорите как философ – Марк Твен не зря Вас так назвал.

Б.Ф. – Все философы –  мудрецы в своих сентенциях и глупцы в своем поведении.

М. – А вот это не про Вас. Что Вы, собственно, имеете в виду?

Б.Ф. – Каким образом образовалась Земля, на которой я живу? Является ли она единственной населенной планетой? Откуда я происхожу? Где я нахожусь? Какова природа того, что я вижу? Какова природа всех этих блестящих фантомов, зрелище которых меня прельщает? Был ли я прежде, чем начал свое существование? Буду ли, когда меня больше не будет на свете? Какое состояние предшествовало ощущению моего существования? Какое состояние наступит вслед за исчезновением этого ощущения? Всего этого никогда не будут знать величайшие гении; они будут с философским видом молоть вздор, как это делал и я.

М. – Судя по этому высказыванию, церковные догматы по этим вопросам Вас не удовлетворяют. Но ведь религия нужна людям, как Вы считаете?

Б.Ф. – Если люди настолько плохи, обладая религией, кем бы они были без нее?

М. – Могу себе представить! Таким образом, для обычных людей, не философов, лучше быть верующими. Вы сами так считаете?

Б.Ф. – Колокол созывает в церковь, но сам никогда не слушает проповеди.

М. – Но верующим людям легче жить на свете: всегда есть кому пожаловаться на невзгоды и попросить всего-всего хорошего. Ведь это просто спасение от несправедливостей и тягот жизни.

Б.Ф. – В делах этого мира люди спасаются не благодаря вере, а благодаря ее недостатку.

М. – Ну, да. Религия ставит какие-то запреты, а люди хитрые и недобрые всегда их обходят, а потом щедрыми пожертвованиями церкви надеются прикупить теплое местечко в раю. Видимо, этот наш мир так устроен, что чем лучше человек, тем труднее ему жить.

Б.Ф. – Кто лучше понимает мир, меньше его любит.

М. – Вот как! Это довольно пессимистическое высказывание, хотя лично Вам можно сказать, что жизнь удалась.

Б.Ф. – Я, Бенджамин Франклин, добился богатства, почета и славы только потому, что старался быть нравственным и доброжелательным и по мере своих сил старался следовать принципам, которые выработал в ранней молодости и следовал им всю жизнь.

М. – Вами, безусловно, можно только восхищаться, но нередко именно нравственные и доброжелательные люди добиваются в жизни очень немногого. Успешными бывают обычно совсем другие.Тем не менее, надо как-то жить и не падать духом. Что Вы им посоветуете?

Б.Ф. – Чтобы быть довольным своим положением, необходимо сравнивать его с положением худшим.

М. – Да, вот и Демокрит то же самое говорил:
«Те души, которые совершают колебания между большими противоположностями, ни спокойны, ни радостно настроены. Поэтому должно направлять свои помыслы на возможное и довольствоваться тем, что есть, не думая о тех, кому люди завидуют и удивляются, и не обращать на них внимания. Напротив, обращать внимание должно на тех, кто ведет бедственную жизнь, и должно ярко представлять себе те бедствия, которые они претерпевают, для того, чтобы твое нынешнее положение и состояние казалось тебе значительным и достойным зависти, и чтобы более душе не приходилось страдать из-за желания иметь большее».

Как приятно сознавать, что мудрые люди, разделенные многими веками, вполне согласны в главных вопросах бытия. Однако есть и немало различий.
Например, великий немецкий философ А. Шопенгауэр, будучи убежденным пессимистом, считал человеческую жизнь столь тяжелым испытанием, что ни в коем случае не хотел бы прожить ее еще раз. Он писал: «Оптимизм изображает нам жизнь  в виде какого-то подарка, между тем как до очевидности ясно, что если бы раньше нам показали и дали попробовать этот подарок, то всякий с благодарностью отказался бы от него». А что сказали бы Вы, если бы Вам предложили еще одну жизнь?

Б.Ф. – Я не откажусь снова прожить свою жизнь от начала до конца. Я только попрошу права, которым пользуются авторы, исправить во втором издании ошибки первого.

На этой мажорной ноте наша беседа подошла к концу. Поблагодарив великого человека за его мудрые ответы, наш друг Михайлов пошел обдумывать услышанное.