Как научиться управлять нервной системой?

Николай Дик
     Бог может простить нам грехи наши, но нервная система - никогда.
     У. Джеймс

    От здоровой нервной системы зависит во многом долгая и здоровая жизнь человека. Умение управлять своими нервами – залог долголетия.

    Ученые подсчитали, что общая протяженность центральной и периферийной нервных систем человека приблизительно равна 768,000 км, - расстояние от Земли до Луны и обратно.

   При этом длина нервов в периферийной нервной системе равна приблизительно 400,000 км, а длина нервов в центральной нервной системе равна 368,000 км.

   Так что же это такое – нервная система?

    Это целостная морфологическая и функциональная совокупность различных взаимосвязанных нервных структур, которая совместно с гуморальной системой обеспечивает взаимосвязанную регуляцию деятельности всех систем организма и реакцию на изменение условий внутренней и внешней среды.
    Нервная система действует как интегративная система, связывая в одно целое чувствительность, двигательную активность и работу эндокринной и иммунной регуляторных систем. Она состоит из нейронов (нервных клеток) и нейроглии (нейроглиальных клеток).
    Нейроны — возбудимые клетки, имеющие способность генерировать и передавать электрические импульсы, основные структурные и функциональные элементы как в центральной, так и периферической нервной системе.
   Глиальные клетки более многочисленны, чем нейроны и составляют половину объёма всей нервной системы, но в отличие от нейронов они не могут генерировать потенциалов действия. Нейроглиальные клетки различны по строению и происхождению, они выполняют вспомогательные функции в нервной системе.

   Нервная система работает по принципу «приказ – исполнение»: концевые участки нейрона, воспринимая раздражение, передают полученный импульс в головной мозг, а оттуда после анализа поступает приказ исполнителю, например, мышце – согнуть, взять, отдернуть, ударить и т. д. Таким же образом работает и вегетативная нервная система. Например, поступила пища в желудок, анализаторы определили ее качество, сообщили в мозг, тот дал команду выделить желудочный сок и желчь.
Нервная система – это саморегулирующаяся система управления процессами организма, имеющая связь с окружающей средой и обладающая свойством мгновенной передачи информации по нервным путям. Основные условия её нормальной работы – ритмичность и сохранение энергетического тонуса. Оптимальные же условия работы всех систем человека, его жизненного тонуса, в целом зависят от энергетического тонуса тела и сознания, синтезирующие все процессы в организме.
    В. Эткин

   Известный врач В.Д. Эткин утверждает, что для нормальной жизни и устойчивого здоровья организм человека использует систему связи Мозг-Тело. Вы - физическое, эмоциональное, интеллектуальное и духовное единое целое. Каждое состояние влияет и зависит от других.
    Профилактика нервных заболеваний – это профилактика переутомления всего организма человека, тренировка или закаливание всех составляющих этого механизма – сердца, мозга, мышц и т.д. У каждого человека своя индивидуальная нервная система.

    Четыре основных типа человека по И.П. Павлову:

    Холерик — сильный, неуравновешенный тип. Процессы торможения и возбуждения в коре большого мозга у таких людей характеризуются силой, подвижностью и неуравновешенностью, преобладает возбуждение. Это очень энергичные люди, но легковозбудимые и вспыльчивые.
    Меланхолик — слабый тип. Нервные процессы неуравновешенные, малоподвижные, преобладает процесс торможения. Меланхолик во всем видит и ожидает только плохое, опасное.
    Сангвиник — сильный, уравновешенный и подвижный тип. Нервные процессы в коре большого мозга характеризуются большой силой, уравновешенностью и подвижностью. Такие люди жизнерадостны и работоспособны.
    Флегматик — сильный и уравновешенный, инертный тип. Нервные процессы сильные, уравновешенные, но малоподвижные. Такие люди ровные, спокойные, настойчивые и упорные труженики.

    Известный физиолог М. М. Хананашвили доказал,
    что появлению неврозов способствуют три обстоятельства: важность (значимость) для организма возникшей задачи или ситуации, степень ее сложности и дефицит времени, в течение которого предстоит решить эту задачу. Если степень сложности задачи уменьшается по мере приобретения опыта и навыков в решении подобных задач, уменьшается и дефицит времени, так как привычные задачи решаются более быстро.
Физиолог И. П. Павлов подтвердил,
    что если увеличивать сложность задач не сразу, а постепенно, то даже трудная обстановка не вызывает срыва, а ведет к еще большей тренировке. Именно поэтому, по его мнению, можно разумно совершенствовать нервную систему до бесконечности.
В ряде случаев даже сложная задача, вызвавшая срыв, невроз, способствует тренировке. Поэтому целесообразно после психического перенапряжения и разрешения сложной конфликтной ситуации рекомендовать физическую разрядку: переключение на другую деятельность, прием препаратов, успокаивающих нервную систему, удлиненный сон в течение нескольких ночей с помощью снотворных или профилактический отдых. Можно воспользоваться медицинскими препаратами, снимающими состояние напряжения, так называемыми транквилизаторами: настойка валерианы, корвалол, валокордин и т.д.

     Важнейшим профилактическим средством, по мнению большинства ученых, является тренировка или закаливание своей нервной системы, которую надо начинать с самого раннего возраста. Важно научиться не «реагировать на пустяки», не кричать при возбуждении, уметь проводить релаксацию.

    Немецкий врач Вильгельм Гуфеланд отмечал,
    что «чаще всего вредят детям не тем, что слишком мало, но тем, что слишком много делают для них. Редко доживают до глубокой старости дети единственные, возлюбленные и окружаемые в воспитании чрезмерными заботами. Напротив… простота и суровость воспитания… суть обстоятельств, на которых основывается в юношестве долговременная жизнь. Очень вредно… тщательное удаление всего, что кажется суровым, угнетающим, обременительным для жизни и телесной и духовной, того, что вызывает напряжение сил к преодолению препятствия или неприятности. Таким образом воспитываются натуры слабые, потому что нет силы без упражнения».

   Вдумайтесь в афоризмы великих людей. Может быть, они вселят в вас уверенность, что только вы сами можете закалить свою нервную систему:
• Есть люди, которые обладают в высшей степени искусством создавать себе мнимые горести за недостатком настоящих; все представляют они себе в черном виде, никому не верят и находят тысячу предлогов к беспокойству в обстоятельствах самых незначительных…
    В. Гуфеланд
• Многие опасаются того, что большие умственные перегрузки, в частности, у ученых, легко приводят ко всякого рода расстройствам. Но когда ученый занимается страстно любимым делом, предел нагрузки бывает необычайно высоким, без всяких вредных последствий. Наоборот, при занятии делом, которое не приносит удовлетворения, такой предел очень низок. Это — поразительное свойство организма.
   Н. Семенов

            ****