Про неё

Ирина Куксинская
     Где-то глубоко во мне живёт комочек. Невесомый, трепетный и боязливый. Из тела не выходит, дрожит перед диким окружающим миром. Запрятался в меня и выглядывает украдкой. Ёжится от непонимания, замирает. А у меня "под ложечкой" сосёт, что-то мучает, изводит. Что он хочет? Перевоспитать или понять? Или помочь советом и наставить на путь истинный?

     Я люблю разговаривать с ним, спрашивать о наболевшим, интересоваться его мнением о насущном. Как с близким и дорогим, я делюсь своими секретами. Он радуется или горюет вместе со мной. Успокаивает или, наоборот, будоражит.

     Мне кажется, эта невидимая субстанция связывает меня с покойной бабушкой. Я любила её как никого. Она была мне самым родным человеком. Красивая в молодости и статная в пожилом возрасте. По-житейски опытная и по-настоящему добрая. Девочкой я доверяла ей свои маленькие тайны, плакала в накрахмаленный фартук, заглядывала в лицо в поисках поддержки. Она сочувствовала и успокаивала ласковыми словами. Когда я выросла, она путешествовала вместе с моей семьёй, помогая вырастить и воспитать дочь, младшую правнучку. Я прожила с ней с рождения до её смерти. Никогда надолго не расставались, так, на месяц моих каникул или отпуска. Она всегда ждала, и я неизменно возвращалась, крепко обнимала бабулю, целовала в щёки и любовалась своим отражением в светящихся глазах.

     В памяти родных и близких мне людей сохранился милый образ бабушки. В жизни она была спокойная, но требовательная женщина, к которой многие обращались за советом. Однажды родственница рассказала о своей благодарности моей бабушке, которая не поддержала ни одну из конфликтующих сторон, но мягко высказав своё мнение, разрешила их жилищный конфликт. "Мудрая", — назвала её родственница.

     Она не любила "выносить сор из избы", предупреждая любые ссоры в доме выражением: «Тише, соседи услышат». Никогда не кричала, но твёрдость её слов я запомнила навсегда. Внешне суровая и неулыбчивая, она была необыкновенным доктором. Лечила словом и прикосновением. Нет, совсем не знахарка, не искусная травница, просто сердобольный человек с чувством глубокого и искреннего участия. Обнимет, пошепчет, убаюкает. Вот и боль прошла, и сон разморил. А как сладко было засыпать в её объятьях.

     Бабушка была мастерица «на все руки», знатная кулинарка, прилежная швея и опытный садовод. В доме всегда было уютно, сытно и душевно. Гости восторгались величиной вкуснейших пирогов, не помещавшихся в рот, предвкушали изобилие кушаний и запасались сумками для гостинцев.

     Бабуля вырастила три поколения: двоих детей, троих внуков и двух правнуков. Все помнят теплоту её рук и сердечную любовь. Ко всем она была добра и снисходительна.

     Как мы любили её блины, драники и картофельные котлеты с капустой под грибным соусом. Она пекла торты и делала мороженое. Между делами, воспитывала нас. Качественно, на твёрдую пятёрку.

     Я училась у неё всему. Терпению, сочувствию, пониманию. Кулинарии и умению полоть грядки. Мне нравилось, как тактично и мягко она передавала свои знания и умения. Как она радовалась моим успехам и маленьким победам. Я хотела походить на неё во всём. Старалась достичь бабулиных высот, а она старела. Спешила передать мне свои знания и умения и насладиться победами. Я — не она, мне было трудно, я пропускала занятия и получала от неё двойки. Сердитая бабушка нравилась мне особенно. Я любя дразнила её, она нарочито сердилась.

     Нам было хорошо вместе, но годы отобрали у меня бабушку. Внешне здоровая и крепкая, она умерла на восемьдесят четвёртом году жизни.

     Считается, что тело покойного не могут омывать родственники. Ближе бабушки у меня не было никого... Я совершила все необходимые приготовления и ощутила чувство полного успокоения.

     Мы расстались. Навсегда. Но я не забыла её. Вижу сны, где мы вместе и мне становится хорошо. Восхищаюсь ею, задаю вопросы и получаю ответы. Без неё я — не я.

     Как-то раз спросили моё мнение о критической ситуации. Не задумываясь, ответила: «Всё будет хорошо», — и поняла, что это бабушкины слова, переданные мне. Это было её любимым выражением, которым она успокаивала меня в трудные времена. От этих слов становилось спокойно и надёжно. Бабушка никогда не обманывала, и всё действительно становилось хорошо. Я знала, что бабуля — моя поддержка и опора, а она чувствовала, что нет для меня никого дороже неё.

     Я поняла, что наша связь не прервалась. Она говорит со мной и живёт во мне, я её слышу, впитываю её мудрость, прислушиваясь к каждому слову.
Не смотря ни на что, мы вместе. Я и она. Она и я.

     Спасибо, комочек...

Фотографии 1927 года и 1950 годов из семейного архива

Автор Ирина Куксинская
г. Новосибирск
2014 год