Гармонист

Иван Татаренко
Гармонист

(рассказ)

Еще вчера вечером после вкусного ужина супа-лапши на молоке, жена спросила:
-Завтра днем пойдем на день рождения нашего соседа-гармониста Семена Григорьевича?
-Как с работой быть? Мне надо быть в цехе у станка?
-Какая работа, муженёк, завтра выходной день!
-Я забыл. Все думаю, как выточить на станке важный валик к машине.
-В понедельник выточишь. Так пойдем к Сеньке на день рождения?
-Надо идти. Только что мы ему подарим, чтобы долго помнил наш подарок.
-Завтра пойдем мимо магазина. Посоветуемся с продавцом, что купить. Утро вечера мудренее.
Моя жена Зоя среднего роста, аккуратная в телосложении, круглолицая с аккуратно причесанными волосами на голове под беленьким ситцевым платочком. Сняла этот платочек с головы, промолвила:
-Я ложусь спать. Завтра рано вставать. Ты про именины не забыл?
-Не беспокойся.
-Тогда тоже ложись.
-В "Российской газете" просмотрю события, что творятся на Украине.
-Что там читать, если сегодня по телевизору утром сказали, что всю ночь стреляли по Донецку и Луганску. Много разрушений, есть убитые среди мирных жителей.
-Как-то странно получается - у нас будут именины, а на Украине война.
-Хватит говорить. Бросай свою газету - ложись спать!
В самом деле. Посмотрел в окно. Наступил вечер. На небе зажглись яркие звезды. Луна еще не всходила. Ночь, есть ночь. Одинокая звезда пролетела по темному небосводу, вспыхнула и снова темнота. Говорят, звезда пролетела, кто-то должен умереть.
Утром я даже не слышал, как с постели поднялась моя Зоя, которая в кухне гремела посудой, приготовляя завтрак - картошку на яичках. Посмотрел в окно. Увидел над горизонтом тихий полет солнца на еще слабой синеве утреннего неба. Может быть еще можно было сладко поспать на мягких пуховых подушках и перине, но пришла соседка Женя - красивая, стройная женщина с приятным звонким голосом. Спросила Зою:
-Вы собираетесь, идти на именины моего мужа Сени?
-Собираемся, но сейчас надо все дела в нашем домашнем хозяйстве сделать, чтобы быть свободными до самого вечера.
-Ладно, иду в магазин. Возьму пару бутылочек шампанского для угощения гостей.
-Конечно и для угощения гармониста, - вмешался я своим дополнением, зайдя на кухню.
-Нет, мой Сеня, сегодня не будет пить белую водку. Я его буду угощать шампанским, чтобы лучше нам играл на гармошке. Простите, иду. А то гости скоро начнут подходить, а мне еще в магазин надо бежать.
-А ты, муж, думаешь идти в магазин? – промолвила мне жена.
-Думаю, но сначала надо позавтракать. Смотри, какой чудный ароматный запах жареной картошки, лука с яичками разносится по комнате.
-Много не разговаривай. Садись кушать, - строго промолвила Зоя.
Время не стоит на месте. Я и Зиночка собираемся. У меня с одеждой не было никакой суеты. Одел, новенький черный костюм, белую рубашку под галстук - все готово. Но вот Зоя металась из стороны в сторону, рылась в шифоньере, снимала различные платья, примеряла, снова бросала, одевала. Потом начала подкрашивать ресницы, примерять на ушах сережки. Какими-то духами обрызгала меня, а потом себя. Посмотрела в зеркало.
-Выглядишь, как английская королева, - промолвил ей.
-Как я выгляжу?
-Как Наташа на балу "Война и мир" Толстого.
-Хватит подбирать наряды. Пора идти к соседям, а мы еще в магазин не сходили.
-Сходим, - сказала Зоя. - Я готова.
Сколько мы пробыли в магазине - сказать не могу. Там была очередь. Раз очередь - стой и жди. Короче, мы пришли в дом Семена Григорьевича к самому началу.
-Проходите, дорогие соседи, садитесь за стол, - приветствовала Женя.
-По такому торжественному случаю, Семен Григорьевич, от меня и моей жены Зои преподносим подарок для памяти.
-Прошу садитесь за стол в нашу общую компанию, - сказал Сеня.
За столом уже все места заняты. Гости тихо между собой переговаривались, пока хозяин наливал шампанское в бокалы.
-Что ж, дорогие гости, - поднявшись с места с бокалом вина, предлагаю поздравить нашего дорогого хозяина Семена Григорьевича, с прекрасным днем рождения.
Тонко зазвенели из хрусталя бокалы, соприкасаясь с бокалами Семена и Жени. Выпили. Пошли разговорчики. Но, после первого бокала последовал второй. Разговоры пошли громче. А, после третьего бокала, уже раздались веселые женские голоса:
-Сеня, заиграй нам нашу любимую "Катюшу"!
Моя жена Зоя веселым приятным голосом запела:
Расцветали яблони и груши,
Проплыли туманы над рекой.
Выходила на берег Катюша
На высокий берег на крутой...
Прекрасно спели любимую песню. Но, вот поднялась с места Катя Бублик, предложила: "Давайте споем мою любимую песню "Дорогой мой человек"".
-Нет, сказал Вася Попов, - я люблю петь про целину. Тут же запел:
Идет парнишка с девушкой любимой,
Из-под кубанки вьется черный чуб
Поет гармонь на улице Целинной,
Зовет девчат на вечер в новый клуб…
Тут неожиданно поднялся с места Семен, взял в руки гармонь, растянул меха и заиграл под голос Васи Попова:
Поет гармонь про ласковее лето,
Про ширь полей и красоту берез,
И про любовь, про золото рассвета
Над целиной, где встал родной колхоз...
Песню целинника подхватили все гости под гармонь:
Зимою здесь построили поселок,
Ловили в письмах строки новостей.
На первых свадьбах первых новоселов
Стаканов не хватило для гостей…
Все гости пели стоя, как самую дорогую для них песню о комсомольцах-целинниках под гармонь Семена:
Мы шли сюда дорогой очень длинной,
По необжитой мёрзлой целине.
И вот сейчас на улице Целинной
Поет гармонь о милой стороне…
Катя Бублик под гармошку спела свою любимую песню "Дорогой мой человек". Но там где песни, обязательно присутствуют танцы.
-Сеня, играй вальс! - кричали веселые женщины. Сеня играл.
Все просьбы женщин Семен Григорьевич исполнял. Когда уже к вечеру все натанцевались в вальсах, Катя Бублик предложила:
-Сеня, подыграй под частушки, и запела:
Через речку быструю
Я мосточек выстрою
Ходи, милый, ходи мой,
Ходи летом и зимой…
Как мило пела Катя, а как прекрасно играл Сеня на гармошке. За Катей пели другие. Сколько было спето веселых смешных частушек я даже не могу все вспомнить.
Но всегда вспоминаю, что день рождения соседа Семена Григорьевича прошел очень весело. Жена моя даже сказала:
-День рождения отпраздновали, как надо на торжествах артистов из компании "Играй, гармонь, певучая!".
Не могу сказать что-то определенное о присутствовавших гостях на именинах Семена Григорьевича.
Первоначально Семен прекрасно играл на своей гармошке, когда женщины пели любимые песни. Прекрасно играл музыку вальсов - конечно отдыхая от напряженной игры. Даже его жена Женя как бы придерживала играть, чтобы отдыхал.
Прекрасно играл Семен на гармошке при исполнении девушками частушек. Но тут я обратил внимание на небольшие перерывы или просто моменты. Семен проигрывая в частушке две первые строки, третью и четвертую строчки девушки пели без сопровождения музыки. При исполнение следующей частушки Семен так же играл две строки частушки, третью и четвертую строчки не играл.
Что я заметил, так все движения руками были как-то замедленными, а строки третью и четвертую, он просто не сопровождал музыкой и новую частушку он вообще не подыгрывал. Жена Женя тоже что-то заметила, тихо промолвила:
-Муженёк, ты устал, поди, немного полежи и отдохни.
Мне ничего не оставалось, как всем объявить:
-Уже наступил вечер. Давайте расходиться по домам. Утром соседка Женя прибежала расстроенная к нам, объявила:
-Семен умер так неожиданно. Что же делать?
-Прекрасный был гармонист, - промолвила Зоя. - Царство ему небесное. Предсказание пролетевшей по небу сбылось. Осталась только память о гармонисте. Людям отдал весь свой талант музыканта.