О честных душах

Иван Татаренко
О честных душах

(рассказ)

Сколько различных случаев бывает в жизни каждого человека на его жизненном пути. У одних он короткий. Тут уж много не узнаешь интересного. Все было каким-то обыденным и просто не интересным. Даже любовь с девушками осталась у них давно свершившимся делом, потому что не было детей, потому и вспоминать как бы нечего.
У других этот жизненный путь оказывается настолько длинным и интересным, что задумываешься, как эти все интересные моменты могли свершиться и остались в памяти на всю жизнь. С такими бывалыми людьми интересно разговаривать. Слушать их рассказы про жизнь, и слезы, и любовь. Хотя собственно все интересное начинается с любви. Тут уж с природой не поспоришь.
В один из прекрасных дней воскресенья к дому соседа подъехала новенькая машина легковая такси. Остановилась. Из кабины вышел пожилой человек среднего роста, лицом худощавый с котомкой в руке, рассчитался с таксистом, пошел во двор соседа Ивана Горбатенко. В это самое время на крыльцо вышел хозяин дома, посмотрел на входящего и тут же кинулся к нему, приговаривая:
-Папа, как же ты приехал неожиданно! Я бы за тобой на своей машине приехал на вокзал.
-Не беспокойся, сынок, видишь добрался до тебя в полном здравии, - ответил отец.
На крыльцо вышла жена Ивана Ксеня. Увидев в обнимку мужа с отцом, тоже кинулась к ним:
-Папочка, здравствуй, обнимая свекра. - Как же это ты надумал к нам приехать?
-Ксеня, это долго надо разговаривать. Пошли в дом. Там расскажу, почему приехал.
Я смотрел со своего двора, и в душе почему-то радовался такой серьезной встрече родственников. Вообще-то так должны все встречать своих родных, хотя в жизни оказались со временем на разных путях-дорогах. А они как различны друг от друга.
Я тоже радовался, что теперь с соседом будем вместе ходить на рыбалку, ловить щук, и в беседах проводить время, которого у меня и соседа было достаточно с утра до позднего вечера.
Как-то дня через два или три я шел с хлебом из магазина мимо дома Ивана Горбатенко. На скамейке возле калитки увидел Иванова отца.
-Вижу сосед сам не умеешь хлеб печь дома, так ходишь за ним в магазин, - сказал сидящий.
-Правильно, сосед, угадал, хлеб печь не умею. Поэтому хожу за готовым в магазин. Давай хоть познакомимся, меня Василием зови.
-А меня Петром величают.
-Вот прекрасно. Рыбалку любишь?
-Кто же не любит. Только у меня удочек нет.
-Это не беда. У меня есть.
-Щук много?
-Сколько хочешь, наловишь. Так что завтра утром раненько пойдем на реку. Сам убедишься, что наших щук можно прекрасно ловить удочкой.
Так мы сдружились. Петро оказался разговорчивым человеком. Он рассказал уже несколько рыбацких анекдотов, над которым я просто смеялся. Конечно, я тоже поделился своими интересными случаями из жизни. Коснулись даже международной обстановки в мире и в отдельно взятых государствах. Сделали вывод, что везде народ борется за свои права.
-Слушай, Петр, что мы взялись обсуждать чужие порядки. Вот ты лучше расскажи о себе, как ты приехал к сыну Ивану?
Петр на время замолк, видимо обдумывая, с какого конца начать свой рассказ, так как считал, что в его жизни уже осели в памяти несколько жестких рассказов, но еще четко сохранившиеся в его жизни. Ведь каждый рассказ чем-то отличается от другого, так как в каждом есть свои литературные герои как положительные, так и отрицательные. К каким героям отнес себя Петр, я даже не думал.
-Что так и будем сидеть молча?
-Думаю с чего начать.
-С самого начала.
-Нача интересной жизни начинается с любви.
-Вот с нее и начинай.
-Давно это было. Ещё в школе мне нравилась бойкая, красивая девушка Поля. Вот ей нравился я или нет - не знал. Время шло. Школу закончили. Отец и мать настояли, чтобы я женился на Поле, которая нравилась моей матушке. Отец узнал из разговора с матерью о моей женитьбе, сказал: "Надумал жениться – женись. Но не вздумай разжениваться!".
Прожили мы с женой год. Родилась дочка Маша. Хорошо зажили. В колхозе хорошо платили. Отец помог нам построить дом в четыре комнаты. Провели воду, электрический свет. Настоящие хоромы. Живи и радуйся. Началась ненужная нам война с Германией. Пошел добровольцем в армию. Всю войну был на фронте от звонка до звонка. Сам Командующий фронтом наградил меня тремя боевыми орденами. Был тяжело ранен, но врачи поставили меня на ноги и опять отправили на фронт добивать фашистскую нечисть. Добили. Я расписался на стене Рейхстага. Началась демобилизация. Вернулся домой с офицерскими погонами на плечах. Пришёл домой. Война все разрушила. Половина мужиков не вернулись домой с полей сражения. Надо было все восстанавливать. Работал в колхозе. Жена Поля работала рядом со мной на колхозной ферме, доила коров. Со временем в колхозе ввели денежную оплату. Стало жить еще лучше. Жена Поля родила мне сына Ивана. Настоящий богатырь. Дочка Маша вышла замуж за финансового работника райфо.
Я слушал Петра и невольно в мыслях прикидывал, что его жизнь складывалась не то, что удачно, но хорошо по тем временам. Спросил:
-Что же было дальше?
-А дальше все покатилось кувырком, как колесо с телеги покатилось под гору. Приехал ко мне из города полковник, сказал:
-Ты офицер. Ты нам нужен в воинской части. Срочно требуется майор.
-Где я буду жить с семьей? - спросил его.
-Квартира ждет тебя. Вот бери ключи. Собирай вещи и жену. Завтра за тобой приедет машина.
Так я оказался городским жителем воинской ракетной части. Но вскоре пошли одни неприятности. Умер отец. Через год схоронили мать. Четырехкомнатный дом со всеми удобствами передали сыну Ивану, к которому я приехал. Ты доволен моим рассказом? - спросил меня.
-Рассказом я, конечно, доволен, но ты ничего не сказал жене Полине.
Петро почесал рукой лоб, пригладил ладонью волосы на голове, чуть кашлянул, промолвил:
-Видишь, выше я говорил, что жизнь покатилась колесом под гору. Жена Полина стала часто болеть от переживания замужем за финансистом. У них родилась дочь Люся. На воспитание теперь уже моей внучки у родителей катастрофически не хватало денег. Полина давала по нашей возможности им деньги. Конечно Люся росла, училась. Все дело заключалось в том, что Маша с мужем финансистом жили в моей квартире. Жилплощади хватало на всех. Я поговорил с Полиной отдать молодым три комнаты, а самим перейти в одну комнату. Так и сделали. Жене становилось все хуже и хуже. Через год она умерла. Я овдовел.
-Поэтому ты приехал к сыну Ивану?
-Приехал по другой причине.
-По какой же именно?
-В 90-х годах начались бесконечные перестройки, закончившиеся военным переворотом в Москве. Младодемократы обещали народу все, чтобы остаться у власти. Молодежи дали все права по-грибоедовски или еще какого-то писателя, хочешь, учись, хочешь, женись. Милая Люсенька выскочила замуж. С мужем захотели поехать в Египет по туристической путевке. Муж Люси настроил, чтобы она предложила мне продать квартиру в воинской части. Сказал, что не имею права торговать квартирой воинской части. Дело дошло до споров, оскорблений. Я заболел. Врачи воинской части отправили меня в госпиталь, где пролежал четыре месяца.
-Долго тебя держали на лечении.
-Видишь, Василий, врачам тоже невыгодно раньше выписывать домой, ведь может приключиться повторное заболевание. Поэтому отпускают только при полном излечении больного.
-Как же, ты, Петр, поступил дальше?
-Пришел к своей квартире. А она на замке. Ключей от нее у меня не было. Пошел к соседке, спросил:
-Фрося, скажи, мои жильцы тебе ключи от квартиры не оставили?
-Нет, Петя. Ничего не давали и ничего не говорили.
-Где они сейчас?
-Мельком слышала, что по туристической путевке улетели в Бангладеш,
-А я ведь участник Великой Отечественной войны. А молодежь знает о войне только по бумажным картинкам и телевизору. Видишь, Вася, что-то мы упустили своими перестройками в воспитании детей по отношению к старшим. Вот дорогой мой, я приехал к сыну Ивану. Больше мне ехать не к кому.
-Сложная у тебя, Петя, жизнь. Но не падай духом. Завтра рано утром пойдем на рыбалку. Наловим жирных мясистых щук, и сварит Ксеня нам всем прекрасной ухи.
-Правильно говоришь, только неизвестно куда еще нас жизнь приведет, и по каким дорогам мы пойдем со своими честными душами.

И.П. Татаренко
26 декабря 2014 г