Счастье

Арефьев Вадим
Счастье

    Давным-давно, в курсантскую ещё пору, один мой товарищ попросил меня помочь ему в сборе материалов для курсовой работы. Попросил не случайно. Мы вместе с ним занимались в философском кружке. И вот там этот мой друг и товарищ взял тему, ни больше ни меньше, как о человеческом счастье. В общем, он решил максимально полно изучить разные представления людей о том, что такое счастье в жизни человека, как быть счастливым и что для этого нужно. В итоге, он начал собирать разного рода высказывания известных людей по этому поводу. Были среди них хорошо известные выражения, такие, например, как: «Счастье – это борьба!» или «Счастье - это, когда тебя понимают!» Короче говоря, много было собрано им разных учёных и обычных представлений об этом предмете жизни. Все их он записывал на карточки, группировал, систематизировал, раскладывал у себя в тумбочке, словно колоды карт. Вот и меня он попросил для пополнения этих "запасов" – мол, будешь в отпуске – спроси кого-нибудь из окружающих, из друзей, близких, родственников – что же такое в их представлении счастье.
    Честно сказать, в том зимнем коротком отпуске я благополучно забыл о его просьбе. Да и до того ли мне было? И когда? Понятно же - встречи с одноклассниками, с роднёй, разговоры, застолья. Отпуск пролетел в один миг. И уж когда он почти совсем истёк, я вдруг, неожиданно, вспомнил о той самой просьбе. Я как раз тогда вышел в коридор покурить, подумал, что завтра мне надо отъезжать обратно на учёбу в военное училище, и вспомнил...
    В это самое время по лестнице поднимался наш сосед сверху - дядя Дима. Он был плотником, человеком очень смирным, тихо попивавшим почти ежедневно и, который спокойно, как мне казалось, сносил многие невзгоды семейной жизни. Ему крепко доставалось от жены. Она умело снимала с него стружку. При этом вид у дяди Димы был почти всегда жизнерадостный. Он никогда не огрызался.
    Мы покурили, постояли с ним, поговорили о погоде, о моём скором отъезде и…
    - Дядя Дима, - обратился я к нему, - а вот что такое, в вашем представлении, счастье?
    Что? - удивлённо переспросил дядя Дима. – Счастье? Серьёзно? Хм-м… М-да-а, - выдержал он некоторую паузу. - Ну вообще-то счастье – это такая штука - тут у кого как! Кому как повезёт, какая карта выпадет. Тут – что на роду написано. Понимаешь? У одного – так, а у другого – эдак! Можешь и стараться чего-то там для счастья приобресть себе. А всё равно не получится. А можешь и просто так жить, ну как есть – и хорошо! Работай, трудись, дело делай. Ну и… я вот, лично, к примеру, если выпью маленько – так вот оно и счастье.
    С тех пор прошло много лет. Более тридцати. Почти сорок. В позапрошлом году я вновь встретил в подъезде дядю Диму. Мы, как и прежде, постояли на лестничной клетке, немного поговорили о жизни. Дядя Дима сильно сдал. Ему было за восемьдесят. Он недавно овдовел, жил под приглядом дочери.
    - Как здоровье? – спросил я его.
    - Да-а, - махнул он рукой. – Плохо.
    - Может, чем помочь?
    - Нет, - ответил дядя Дима. – Ничего не надо. И деньги есть, а выпить не могу.
    - А что случилось?
    - Не идёт!
    Вскоре я узнал, что он, вслед за женой, мирно отошёл ко Господу.