Возвращение из небытия

Алексей Кожевников 3
        Уже многие заводчане наверняка прочитали в двух последних номерах журнала «Урал» минувшего года автобиографическую повесть нашего земляка С. Ф. Стародуба (21.09.1915-10.01.1979) - «Во имя памяти». Она была подготовлена к печати дочерью автора — инженером-конструктором центральной заводской лаборатории автоматизации и механизации нашего Северского трубного завода - Н. С. Стародуб.
        Недавно Надежда Сергеевна получила письмо от главного редактора этого издания с присланным на его имя первым откликом на эту повесть. Вот некоторые строки из его содержания: «Многоуважаемый тов. Валентин Лукьянин! В № 11 (1989 г.) редактируемого Вами журнала «Урал» я прочитал колымские воспоминания Сергея Стародуба «Во имя памяти» и очень обрадовался встрече (увы, посмертно) с ним. Сергей Федорович Стародуб мой товарищ, по работе на Колыме. Окончив свои лагерные сроки (я тоже имел 5 лет), мы очутились в 1942 году на одном и том же прииске имени Водопьянова, который состоял из бывших заключенных. Здесь мы проработали вместе до окончания войны, а после ее окончания — еще два года, так как свободного выезда «на материк» не было.   Сергей Федорович уехал с Колымы немного раньше меня (я помог ему деньгами), некоторое время жил у моих родственников в Москве (без прописки, конечно), к которым вскоре приехал и я. Побыв немного вместе,мы вынуждены были уехать из Москвы. С. Стародуб уехал на Урал, а я в Казань. С тех пор мы потеряли друг друга и даже не переписывались.
        И вот теперь, благодаря Вашей публикации я узнал о его печальной судьбе. Узнав, что у С. Стародуба есть дочь, которая и осуществила публикацию отцовских воспоминаний, я хочу связаться с ней и переслать ей то, что у меня имеется памятного о ее отце. Поэтому убедительно прошу Вас сообщить мне адрес дочери Сергея Стародуба — Надежды Сергеевны, проживающей, судя по публикации, где-то на Дальнем Востоке. Я буду очень признателен Вам за это доброе дело.
        С уважением Георгий Карлович Вагнер доктор искусствоведения, лауреат Государственной премии.
        В журнале «Слово» №10, 1989 г. я начал публиковать свои воспоминания о Колыме...».
        В конце письма Г. К Вагнер сообщал свой адрес и номер домашнего телефона.
        Не успев успокоиться от нахлынувших слез, не откладывая, Надежда Сергеевна заказала переговоры. Неожиданный абонент с Урала сильно разволновал и 82-летнего москвича. Оба не сразу могли заговорить, и первое, после приветствия, что смог вымолвить ученый, была просьба, произнесенная срывающимся голосом: «Надежда Сергеевна, скажите скорее ваш адрес».
        Многое ли узнаешь из короткого телефонного диалога? И Н.С. Стародуб с благодарностью приняла приглашение приехать в гости. А пока ей стало известно, что Георгий Карлович — потомок немецкого композитора Вильгельма Рихарда Вагнера (1813 — 1883), автора всемирно известных опер «Фея», «Запрет любви», «Тристан и Изольда», «Летучий голландец» и других. Ученый поведал ей, что когда ее отцу, тайно от властей проживающему в столице, оставаться в ней стало опасно, тетки Г. К. Вагнера незаметно, без огласки переправили его в Донбасс к своим родным, а через год добились легального распределения как профессионального художника в Мраморскую школу ФЗО, готовившую специалистов по камнерезанию. О своем житье в Донбассе отец никогда детям не рассказывал.
        В ближайшие же дни Надежда Сергеевна разыскала указанный в письме номер журнала «Слово» (продолжение публикации печаталось также в последующих номерах), и ей еще яснее стала жизнь отца в сталинских застенках. Перечитала она и рукопись отца, а именно те места, где он описывал знакомство и дружбу с Г. К. Вагнером.
        «...В первый же месяц своего пребывания на Хаттынгахе я познакомился с художником приискового клуба Георгием Карловичем Вагнером. Это был очень высокий, худой и тихий брюнет с большими умными и печальными глазами. Я благодарен судьбе, что повстречал и тесно соприкасался с человеком всесторонне одаренным.
        Диву даешься, как он, пройдя адское горнило тюремного, лагерного произвола, испытав гнуснейшие мерзости, жестокости, остался, цельным, сохранил доброту сердца, душевную чистоту и верность идеалам. Этот скромный человек пользовался большим авторитетом у простых людей. Даже начальники относились к нему доброжелательно, с уважением... Благодаря усилиям Георгия Карловича, я стал, жить вместе с художником в отдельной комнате...»
Далее отец писал, что Вагнер был на восемь лет старше его и что в минуты откровения кое-что рассказывал о себе. Окончил Рязанский художественный техникум, потом работал художником - экспозитором Рязанского музея. Отец погиб на Соловках, мать — способная ученица композитора Сергея Рахманинова — умерла в молодости. До тюрьмы Вагнер работал над серьезным искусствоведческим исследованием по древнерусской архитектуре. При аресте рукописи изъяли. Теперь Вагнер по крупицам восстанавливал утраченное. В 60 лет, - в 1968 г., он защитил диссертацию — сразу докторскую,   без   кандидатской.
        Все эти сведения из биографии Г. К. Вагнера будут опубликованы в № 12 журнала «Урал», но когда ученый писал на Урал свое письмо, журнал этот только печатался в типографии, и старый москвич о них не знал.
             г. Полевской. Газета "Северский рабочий", 31 января 1990г.