Люблю и помню! Кравченко Галина Григорьевна

София Никитина
  – Достаньте чистый лист. И напишите ответ всего на один вопрос:
 «За что я люблю или не люблю Маяковского»
     Так началось знакомство первокурсников педагогического института с новым преподавателем Галиной Григорьевной Кравченко.
      Пройдёт четыре года. Закончится наше освоение премудростей профессии учителя русского языка и литературы. И на последней институтской встрече с уже горячо любимой Галиной Григорьевной мы вновь услышим:   
 - Достаньте чистый лист. И напишите ответ всего на один вопрос: «За что я люблю или не люблю Маяковского»   
   А когда мы закончим, Галина Григорьевна достанет неровную стопочку тетрадных листочков, и каждый получит возможность вспомнить, каким он был четыре года назад и сравнить – каким стал.   
  Так уж совпало, что ещё до поступления в институт, я по какой-то странной выдумке определяла своё отношение к новому человеку по его ответу на вопрос – «кто ему больше нравится – Маяковский или Есенин”. И если человек называл Маяковского, я исключала возможность того, что мы с ним можем быть друзьями. Мне казалось, что люди, которые любят такую поэзию, мне ничем не могут быть интересны. Так и делила людей на любителей Есенина и любителей Маяковского.    
 И в том листочке новоиспечённая студентка филфака смело, с неким эпатажем, так об этом и написала.   
  Галина Григорьевна вела у нашей группы спец.курс по Маяковскому. Но каждая встреча с ней была  ещё и спецкурсом по честному отношению к жизни, к людям, к самому себе. Она учила всматриваться в поступки людей, вслушиваться в их слова, ценить в человеке то главное, которое ни за какие деньги не продаётся – чистую совесть, достоинство, мужество,  благородство и  милосердие.   
 Когда я увидела в её квартире иконы, удивилась:
- Вы что стали верующей?
- Я всегда была верующей! – ответила она с каким-то внутренним удовлетворением. И помолчав добавила:
 – Вот бы на том свете с Гитлером встретиться. Убила бы гада. Всех могу простить. За всё. Так и на исповеди говорю… Гитлера простить… не могу!.
А потом вдруг задумчиво:
- Интересно… а на том свете… я буду опять с двумя ногами.. или на протезе?
 И засмеялась… так, как могла смеяться только она…
 Недополучившая внимания властей (как инвалид войны и блокадница)…признания коллег (как великолепный литератор и прекрасный педагог) заботы, поддержки… от друзей и родных…там… на том свете… «в месте светлее, в месте злачнее, отнюдуже убеже всякая болезнь, печаль и воздыхания…» от Бога… которого она любила всей своей распахнутой душой, всем исстрадавшимся сердцем, думается мне, она получила не только ногу.. оторванную гитлеровским снарядом… но и самое ценное, самое дорогое – возможность быть рядом с Ним…
 Как она сама говорила: «Хоть в самом углу, хоть за спинами, но хоть краешком глаза увидеть Его…»
 По крайней мере, я молюсь об этом. Да и не я одна. Учеников её – пол Камчатки! И, вероятно, не только у меня жив в памяти её голос :
- Достаньте чистый лист…
Как завещание.
Как вера в то, что глазами сердца открывается самая главная правда о человеке.
И надежда на то, что она помогла нам это уяснить.
---------------
Люблю и помню! Помню и люблю!