Повесть о танкисте. Часть 1. Предисловие

Александр Васильевич Стародубцев
 Ромащенко Александр Иванович
 Стародубцев Александр Васильевич


 Судьбе было угодно встретить нас в одной палате кардиологического отделения. Среди её обитателей Александр Иванович оказался самым старшим по возрасту. Ему шёл восемьдесят четвёртый год.

  А я в палате был самым младшим. В то время, когда он воевал на фронтах Великой Отечественной войны, громил фашистских захватчиков мощью танковой брони, сам горел и был несколько раз тяжело ранен, я только появился на свет. Благодаря тому, что отцу разрешили на неделю заехать домой по пути из госпиталя на военный завод.

 Но несмотря на столь большую разницу в возрасте, у нас сразу сложились хорошие отношения. Обитатели палаты, а сюда все попадали через "чистилище" -- так больные в шутку называют палату интенсивной терапии, относились друг к другу с должным вниманием, а к Александру Ивановичу с особым уважением.

 Однажды вечером, когда спать ложиться было ещё рано, а слоняться по коридору уже поздно, он рассказал нам несколько эпизодов из фронтовой жизни. Палата слушала его рассказ с редким в больницах вниманием, где каждый старается рассказать своё, самое интересное.

 Тишина в палате во время рассказа стояла абсолютная. А потом все единодушно решили, что всё рассказанное старым солдатом, должны узнать не только  узники нашей палаты. С тем и заночевали.

 На другой день Александр Иванович предложил мне положить его рассказ на бумагу. Не буду скрывать, что это предложение меня озадачило. Всё, что приходилось писать раньше, ни в какие сравнения с серьёзностью и сложностью предстоящей работы нельзя было сравнить.

  Но его добрая улыбка и пытливый взгляд, прошедшего через многие испытания человека, помогли одолеть сомнения. И мы стали собирать это повествование. Он неторопливо рассказывал, а я записывал.

 Потом из этого  материала собирался текст. Уточнялся, дополнялся. Работа продолжалась. Что из этого получилось -- Вам, уважаемый читатель, расскажут последующие строки. Вам и судить их и миловать...

 Повесть о танкисте

 Вступление
                "Моим детям и внукам посвящаю."

                А. И. Ромащенко.

      Я надеюсь, что в свободное от житейских забот время, следующие за нами поколения моих родных вспомнят о своем прародителе и захотят узнать о том, как я жил, учился и трудился; какие были в моей жизни ошибки и на моем примере обдумают свою судьбу. Я жил в годы существования социалистического государства.

 На фоне описания своего жизненного пути я хочу рассказать, насколько мне это удастся -- какие изменения происходили в отсталой, аграрной, лапотной России. Как она смогла превратиться в индустриальную сверхдержаву.

 Социалистический способ хозяйствования отличается от капиталистического тем, что в социалистическом способе хозяйствования все проблемы общественного развития страны решаются сообща.

 А каждому человеку гарантировано социальное обеспечение Стратегические задачи жизни общества обсуждаются всенародно а решения принимаются при большом стечении представителей всех слоёв общества.

 При капиталистическом способе хозяйствования -- каждый человек остаётся со всеми своими проблемами один на один.

 За копоткий исторический срок Россия, в союзе с национальными республиками, входящими раньше в состав Российской империи на правах губерний, смогла образовать Союз Советских Социалистических республик -- СССР.

 Результат этой титанической работы всех народов ярко сформулировал премьер министр Великобритании -- Уинстон Черчилль: " Надо быть гением, чтобы за такой короткий срок поднять Россию от лаптей до космоса."

 Это позволило нашей Родине не только устоять перед  фашистским нашествием, с его экономическим потенциалом четырнадцати государств Европы, но и разгромить его.

 В начале Великой Отечественной войны стран Европы выплавляли 14 миллионов тонн стали, а СССР -- 7 мл. тонн. Не все люди на земле относились к молодому социалистическому государству однозначно.

  Угнетатели людей и народов паразитирующие на чужом труде -- были настроены к нашей стране враждебно. Они видели в ней угрозу своим прибылям, своей политике, своему положению, своему господству   над другими народами.

 Народы испытывающие колониальную зависимость, угнетаемые и порабощенные -- видели в нашей стране надежду на освобождение из под этого гнета. Мечтали о свободе и всё настойчивее требовали раскрепощения.

 Рабочий класс многих капиталистических стран обязан революции России тем, что фабриканты и банкиры, опасаясь революций в своих странах, вынуждены были сократить часть своих прибылей и направить их на повышение благосостояния своих рабочих.

 Своё повествование я начну со дня своего рождения.
  Родился я в жаркую пору уборки урожая, в обеденный перерыв, 10 августа 1918 года, под копной.

 В тот день убирали пшеницу. Мужики косили косами, а женщины вязали снопы. Меня с мамой отвезли в село Чистополье, Кокчетавской области. Село большое, Красивое, богатое. В селе была школа и церковь.

 Через два дня меня в церкви окрестили, а на третий день мама снова пошла вязать снопы. Я остался с бабушкой и марлевой соской из хлеба и молока. Ни о каком декрете и о детском садике тогда и речи не было.

 Отца, Ромащенко Ивана Яковлевича, тогда дома не было, он воевал. Россия с 1914 по 1917 годы участвовала в Первой мировой войне. В феврале 1917 года царь Николай второй отрекся от престола. В конце 1917 года солдаты бросали фронт и отец приехал домой. Седьмого ноября совершилась Великая Октябрьская социалистическая революция.

 Вскоре началась гражданская война, которая длилась до двадцать первого года. Весной 1918 года отца призвали в белую армию Колчака. Поэтому в момент моего рождения отца дома не оказалось.

  В конце 1918 года отец и 35 мужиков из нашего села перешли от Колчака в Красную армию. Их зачислили в кавалерийский эскадрон армии Михаила Фрунзе. Дивизия наступала от Кустаная на Атбасар и далее на Ташкент.

 Отец мой был человеком грамотным, окончил четыре класса церковно-приходской школы. Командир назначил его писарем эскадрона.

 Маршрут наступления дивизии проходил недалеко от нашего дома, через село Старобельское, что в пятидесяти километрах западнее. Отец попросил у командира отпуск на три дня, заехать домой проведать сына и семью, сшить новый полушубок и заменить сапоги. Командир его просьбу удовлетворил и дал увольнительную записку. Это происходило в конце января 1919 года.

 Когда папа приехал домой, мне было уже полгода. Он пробыл дома с семьей три дня. За это время ему сшили полушубок и теплые кожаные сапоги с войлочным окладом.

 Вечером последнего дня отпуска мама и бабушка просили папу ехать в часть, но он их не послушал, решив, что догонит своих на следующий день.

 Но к великому нашему несчастью уехать ему не удалось. Эта ночь оказалась последней в его жизни...

 В то время были сформированы войска: ЧОН -- части особого назначения. Ни ликвидировали банды, ловили дезертиров, заготовляли продукты питания для армии. Один из таких отрядов прибыл вечером в наше село.

 В селе было много дезертиров, какие уже не раз прятались от облавы. Верхом на коне скакали в аул к казахам. А к в аул военные не входили.

 Услышав о том, что в село прибыл отряд, мама и бабушка просили отца уехать. А он говорит: "Что мне бояться, у меня увольнительная". Вскоре к нам в двери постучали. Посыльный сказал деду, что его вызывают в волость.

 Вскоре дедушка вернулся и сообщил, что вызывают отца. Женщины снова просят отца уехать, но он пошел в волость. И... не вернулся. За ночь там собрали семнадцать человек. Священник был восемнадцатым.

 Утром всех задержанных переправили за реку, раздели до нижнего белья и расстреляли. Отцу пуля попала в живот , он был еще жив. Командир отряда пошел проверять расстрелянных и увидев недобитого, разрубил ему шашкой голову. Я три дня прожил с отцом и стал сиротой.

 Село наполнилось криками и стонами. Плакали родные и близкие убитых. Продотряд уехал, но хоронить убитых разрешили только на следующий день в общей могиле.

 Через два дня умерла, не пережив смерти сына, бабушка. А еще через три дня пал папин конь. И с той поры начались наши с мамой страдания.

 Старшая сестра отца -- Канигина Оксинья Яковлевна -- алчная и властолюбивая женщина, не смотря на то, что она была замужем и жила в своем доме, перешла жить с мужем и четырьмя детьми в наш дом. В нашем доме она стала распоряжаться как в собственном, а нас с мамой выгонять.

 Заступиться за нас было некому. Мы с ней вынуждены были перейти жить в дом маминого отца. Дом у дедушки был маленький пятистенок, а семья -- восемь человек. В таких условиях и на дедушкиных хлебах мы и жили девятнадцатый и двадцатый год.

 Летом 1921 года маму посватал бывший папин знакомый, Ельшин Николай Федорович. Они вместе с отцом воевали в армии Фрунзе. У него умерла жена, оставив ему дочь, мне ровесницу. Дом его был в деревне Образцовка ( по казахски -- Тайсара ), что в десяти километрах от села Чистополье.

  Нас стало четыре человека, да при нём жила сестра старшего брата -- семь человек. За столом собиралось одиннадцать едоков.

 Отчим мой был добрейшей души человек. Благородный, честный, уважительный  и простой. Все это я старался перенимать у него и учился всему хорошему. Он не  умед нецензурно выражаться, а если припечет -- выпаливал: "Ух ты, анафема-душа."

 Меня учил:" Сынок, если ударят по щеке -- подставь другую, оторвут полу -- отдай последнюю." Меня он никогда не обижал.

 Самым первым моим в в жизни воспоминанием было, когда мама с отчимом ездили венчаться в Чистополье, меня взяли с собой, посадили на передок повозки. подъехав к церкви, ушли в храм, а меня оставили на передке.

 Было лето. Мухи донимали коня и он мотал головой. Я натянул вожжи. Конь снова мотнул головой и сдернул меня с сиденки.

  Хорошо, что лошадь была спокойная. Папа с мамой вернулись из церкви и вытащили меня из-под копыт. С тог самого момента я помню все события в моей жизни.