Исповедь дилетанта или зачем я пишу музыку

Нихоле
Это моя последняя вещь

http://youtu.be/YqhGy1UpLsM

В среднем, думаю, где-то раз в месяц из меня "выходит" небольшая вещица. По образованию я физик, по профессии инженер компьютерных сетей. Полный технарь ). Но каждый день пианино тянет к себе. Это съедает довольно много времени. Это время можно было бы обратить в деньги, но я пишу музыку, которая никогда не принесет мне ни денег, ни известности. Если даже такую глыбу, как И.С. Бах, забыли почти на 100 лет, то что уж говорить о таких, как я. Я даже не делаю никаких усилий в этом направлении.

Может я пишу ради уважения, ради определенной ауры, статуса? Но и это не так. Я ведь уже в том возрасте, когда от меня ждут действий, дающих вполне ощутимый результат, а иначе можно просто сойти за чудочка.

Нет, дело не в деньгах, не в славе и не в стремлении выглядеть необычным, креативным в глазах других. Это все было бы приятно), но дело не в этом. Если что-то из вышеперечисленного было бы в основе, то, конечно, форма была бы другой. Это был бы не угол комнаты с куском двери вместо фона, не футболка с джинсами, была бы более качественная запись и, конечно, была бы правильная обработка звука, которая сгладила бы те ритмические неточности и ошибки в воспроизведении звука, которые я, будучи дилетантом, конечно же допускаю.

Так зачем же?

У меня есть вполне философский ответ на этот вопрос, хотя, я не до конца уверен, что все действительно обстоит именно так. Как и во всяком, на мой взгляд, честном философском подходе начнем с начала, а именно с вопроса о смысле жизни ).

Вопрос о смысле бытия начал мучать меня довольно рано - насколько я помню, лет с пяти.
В какой-то момент, где-то в старших классах, я подумал, что, если была бы какая-то сила или какое-то чувство, которое позволяло бы понимать, что ты должен делать в каждый момент времени, то это, хотя, и не явилось бы ответом на вопрос, сняло бы саму проблему, из которой этот вопрос рождался.

В моей жизни был достаточно длительный послеинститутский период, когда я мог позволить себе заниматься поиском. Сначала это были различные йоги, потом довольно долго я тренировался в рамках традиции одной из внутренних школ ушу. Это были ежедневные тренировки - полтора часа утром и полтора часа вечером. И как-то, году на пятом-шестом тренировок, выполняя круговую форму, я ощутил гармонию этой формы. Да, в рамках этой формы, все было предопределено, была какая-то сила, которая ставила руки и ноги на правильные позиции и делала все упражнение гармоничным и точным. В рамках этой формы не было этого страдания, связанного с выбором и, соответственно, смыслом. Одно дело, когда ты об этом слышишь и другое дело, когда ты это чувствуешь. Но это непросто описать.

Уловив это в одном, я искал это ощущение во всем остальном. В жизни такого явного эффекта я так и не смог ощутить, но я нашел его в музыке.

Раньше я пытался сочинять, но у меня не получалось.
Около 10 лет я почти не подходил к клавишным, но как-то я был в гостях, и там было пианино, я сел за него, и из нескольких почти случайно взятых звуков родилась небольшая вещица, и это было то же самое чувство - что-то подсказывало как это должно звучать, какая гармония, какая нота. Казалось, что в первых 4-х - 5-ти звуках уже была заложена вся музыка, и ее нужно было аккуратно извлечь. Я назвал эту вещицу «Прелюдия номер 1».

После этого музыка писалась и продолжает писаться легко. Бывают периоды пустоты, но, наверно, это значит, что мы с пианино должны отдохнуть друг от друга.
Вот это чувство, которое я испытываю, чувство закономерности и гармонии - это и есть, как мне кажется, основная причина, почему я пишу. В момент творчества смысл есть. Поэтому когда слушаете, попытайтесь почувствовать, что все это рождается из нескольких первых звуков. Есть, конечно, развилки, но их не так уж много.
Я даже не могу сказать, что я ПИШУ музыку - скорее СЛУШАЮ и передаю услышанное.

Как-то человек, который вел у нас занятия по ушу сказал, что тренировка становится правильной, когда вы тренируетесь просто так, не преследуя никаких целей. Вот очень похоже и с музыкой. Просто, иногда мне хочется сесть и начать играть, и иногда в эти моменты я слышу что-то новое. )