Свобода. Главы из книги

Сорока Юлия
Глава 7. Свобода.
    Всегда мне хотелось все в жизни делать самой, все попробовать своими руками, до всего додуматься своим умом. Мама говорила: «Юля, давай помогу!» В ответ: « Я сама». Сама. Сама. Сама.  Мама сердилась даже: « Да, что же это за САМЕЦ у меня такой». Я с раннего детства ловила удовольствие от результата, который получаю своими трудами.
    В 5 лет научила меня бабушка читать. Это был просто прорыв! Мир мог со мной разговаривать! Все вокруг ожило. Буквы раньше были загадочными каляками, теперь мне несли информацию. Мне показалось тогда, что я мгновенно стала в курсе всех дел .  Счастье от этого помню и сейчас.
    Читала в запой. Но книг у бабушки детских было мало, все что было, я мигом перечитала. Я жаждала новой информации. Пробовала читать газеты — не то. Взрослые книги — занудно и без картинок. Самостоятельно, пока бабушка была на работе пришла в библиотеку. Уверенно попросила : «Дайте мне пожалуйста книгу....» Мне говорят, ты еще маленькая, не ходишь в школу. Пусть придёт мама. « Девочки без мамы ходят и берут книги. Дайте мне пожалуйста книгу, я умею читать. Я покажу ...» И вы знаете, меня записали в эту библиотеку и дали мне книгу « Детство Володи» про Ленина, я эту книгу помню как сейчас. Счастливая, гордая пришла домой с книгой и получила от бабушки тогда нагоняя, за свою инициативу. Бабушка была строгая, её совершенно не устраивала моя свобода-любовь. Она у нас Глава Клана — должно быть всё под контролем.
    В тот момент родился уже  братик Миша. Он часто болел тогда и всё внимание мамы было подарено ему, а мне  дарована полная свобода от родителей. С Мишей мы подружились сразу. Мама приехала из роддома, привезла Мишу и мне пупсика в кроватке. Сказала у меня куколка и у тебя куколка. Я конечно была вдвойне счастлива от двух малышей. Помогала маме с Мишей нянчится. Пятилетней девочке мама доверяла побыть одной с братом, когда уходила на молочную кухню. Это были очень торжественные и любимые мной часы. Мама всегда приходила мне с подарочком маленьким. Видимо тогда в своей свободе я себя отлично зарекомендовала и родители укрепили эту позицию доверия ко мне, к моим действиям на всю жизнь. Сейчас я понимаю, как это ценно доверять своим детям.
    А бабушка была моим постоянным учителем, она научила меня узнавать время на циферблате. Тогда я испытала еще один момент счастья, я могу управлять своим  временем. Я наблюдала во сколько светает, во сколько темнеет. Как прибывает и как убывает день. Сопоставляла время и солнце. Следила по часам, когда бабушка и дедушка приходили с работы. Наблюдала графики жизни людей. Измеряла сколько времени ехать от бабушки до нашего дома на автобусе, а сколько ехать на такси. Уже тогда понимала, что время ценно. Даже это можно измерить в рублях. Тогда это было открытие.
    Бабушка меня учила мыть пол, прибирать в доме, готовить еду, полоть бесчисленные  гряды на даче. Дача была огромной, там росло все и в невероятных количествах. Вся семья на даче трудилась, без отдыха. Я тогда не понимала, зачем столько всего выращивать не покладая рук. Зачем столько варенья и зачем бабушка солит по 100 банок огурцов и по 100 помидор. Это все съесть невозможно, или надо есть одни огурцы и помидоры. Спорить с ней было нельзя. Дачу я любила, любила одна идти от парома вдоль реки к нашему участку. По пути я разговаривала с птичками, с вековыми тополями, с улитками, с лодками. Заглядывала в каждую дачу и пыталась прочитать, какой жизнью живут там люди. Были на пути и любимые дачи, отметки, за которыми я наблюдала много лет. Любила, когда меняются сезоны и дача дарит нам плоды. Любила на пароме рассматривать на обратном пути, кто сколько набрал урожая. Какие помидоры и яблоки выросли у людей, сравнивала с нашими.
    Хоть бабушка была и строгая, я всё равно делала так как мне надо по-тихонечку. Училась в школе. Легко и с удовольствием.  Бабушка меня хвалила очень редко, я даже не помню, её похвалы. Хвалила перед чужими людьми, мне всё равно было приятно.
   Зато мама всегда говорила, что у неё самая лучшая дочка на свете. Ребенку очень ценны эти родительские слова любви и поддержки. Вырастают крылья. Хочется делать всё еще лучше, когда понимаешь, что все можешь и тебя любят.
   Мне всегда нравилось затевать разные дела, сейчас это называют проектами. Лет в 11  во дворе у бабушки, мы с девочками решили около подъезда высадить кусты сирени и посадить цветы. Руководила нашей инициативой женщина с первого этажа Лидия Сергеевна, взрослые её считали сумасшедшей, а мы очень любили её и она любила нас , дарила нам много своего времени. На электричке мы съездили за дикой сиренью, выкопали саженцы и появилась у нас сиреневая аллея и полисадник с цветами. Удивительно но сразу последовали нашему примеру другие подъезды и двор преобразился.
   Создали общество «Данко», с девизом: « Возьми своё сердце, зажги его смело, отдай его людям, чтоб ясно горело». Всё было очень серьезно, уставы, участники, протоколы собраний. Откуда мне это было известно не ясно. Руководителем выбрали меня, как  автора идеи наверное.
   Летом мы решили делать праздники во дворе. Готовили концерты, конкурсы. Люди с удовольствием собирались на эти вечера и от души нам дарили аплодисменты. Лето подходило к концу, а эту деятельность хотелось продолжать. И мы территориально освоили подвал, там проводились собрания кооператива домовладения. В подвале тепло, даже уютно, как нам тогда казалось и много, много скамеек для зрителей. Провели там один концерт с огромным успехом и нам запретили дальше заниматься.  Я была возмущена и написала тогда письмо в «Пионерскую правду» писала о том,какой у нас успех, и что нам негде заниматься, при этом пустуют  оборудованные комнаты школьника, например «Глобус» и «Орленок».  Последовал официальный ответ — письмо на фирменном бланке газеты «Пионерская правда», с обещанием помочь. К бабушке приехали на черной «Волге» из обкома комсомола начальники с расспросами, что за девочка, что за деятельность, мы хотим помочь. Бабушка наотрез сказала, никакой девочки тут не живет, вы ошиблись.
Как же мне влетело тогда. Я вообще не понимала за что. Бабушка говорила: «Ты суешь свой длинный нос сама не понимая куда. Прекрати немедленно!» Она меня любила и очень боялась за меня, я сейчас понимаю. Да и тогда я не обижалась, принимала всё как есть, и дальше творила свои замыслы. Но уже тогда, я почувствовала силу своего слова и дела.
    Подрастая, я стала понимать, что деньги в жизни многое значат. Понимала, что наша семья живет в достатке и нам многое доступно. Понимала, что деньги дают свободу выбора. Мама часто уезжала в санатории с Мишей, мы с папой  оставались одни. Я хозяйничала. Стряпала неуклюже пироги для него, они пригорали и не прожаривались. Папа говорил: « Вкусно, доча! Только я не понимаю, почему ты жаришь по одному пирожку на сковородке » Я тоже не понимала, и очень старалась, чтобы ему угодить и не ударить в грязь лицом.   
   Деньги мне доверяли. Папа тогда получил очень много денег,  сказал бери сколько надо. Я взяла заветную фиолетовую бумажку 25руб.  положила в сумочку с «Микки Маусом» и пошла в магазин. Было доступно все-все-все что я хотела. Но я не посмела распорядиться тогда в своих личных интересах деньгами, понимала что папа разрешил, но это деньги семьи и нужно их хранить, до приезда мамы.
   В 14 лет я захотела собаку. В ответ родительское нет. Я ныла. Мама говорит: «Заработаешь деньги  и купишь». Конечно заработаю! Начались летние каникулы. Попросила у мамы 5 руб. на размножение.  Я присматривалась, как бы мне заработать.
      С раннего детства я видела как бабушка продаёт цветы с дачи, крутит букетики в шуршащий целофан, красиво, добавляет зелень и продает. Наши цветы были сортовые, отборные  тюльпаны -  рано зацветали и долго стояли. Я часто ходила с бабушкой на дачу и на рынок, потому что всегда  мне какая-то новая радость перепадала.  Однажды мы продавали свои цветы и у нас быстро раскупали свежие букетики. Соседняя продавец сказала  со злостью  : «Спекулянты, перекупили южные тюльпаны». Я возмутилась, говорю: «Бабушка! Это мы сами вырастили!» Бабушка в ответ: «Молчи». Но мысль тогда у меня засела, что цветы можно перекупать. Прошло несколько лет с тех пор.
     У подруги в июне было день рождения, и я любила ей дарить розы. Пошла в магазин «Цветы Зауралья» купила за копейки охапку роз и пошла поздравлять именинницу. И озарение пришло! Я могу покупать розы в местной оранжерее, откуда их привозят в магазин,  пусть она далеко, но зато там дешевле.
   Ура! Поехала следующим утром в оранжерею , купила охапку роз. Они были туго-туго стаянуты, выглядели очень неприглядно. Но дело я  уже знала! Приехала домой, выкупала розы в ванной, подрезала, накрутила букетиков, как бабушка - 10 шт.
    Одела свой лучший костюм, чтобы выглядеть повзрослее и пошла на местный рыночек, рядом с клиникой Илизарова, там все подороже продается. 
    Разложила красиво все на прилавочке. Жду покупателей. Подошел молодой  парень на костылях с друзьями у всей компании что-то было покалечено, у кого рука, у кого нога. Парень сказал, что у девушки которую он полюбил День Рождения, они вместе лежат в больнице. Спросил цену. Я ответила. Он спросил, сколько стоят все цветы.
    Я прикинула и ответила. Он говорит: «Беру все ваши розы, юная леди!»  Это был триумф! Он был счастлив! Я была счастлива! Такое везение! Мой капитал увеличился в 10 раз за один день.
    Пришла домой, сообщила что очень скоро смогу купить собаку. Родители удивились очень. Накопила я за то лето 350 руб. из полученных 5 руб., еще и делала покупочки мелкие, подарки. Поделилась с девчонками одноклассницами опытом, научила их, они последовали моему примеру и тоже заработали  на этой модели продажи цветов.
   Собаку мне не разрешили купить. Мама говорит, что даже и не думала, что я кинусь зарабатывать деньги.  Я была всё равно очень довольна, я почувствовала энергию денег. И вместе с тем, поняла, не всё можно купить за деньги, собака так и осталась моей мечтой.
   Потом моё предпринимательство продолжалось. Мама изготавливала шапки из разного  меха и продавала их. Я с ней стала просится продавать. Присматривалась, изучала рынок. Потом мама стала брать меня с собой закупать мех. Я присматривалась к вещам в разных городах. Находила модные вещи, покупала и продавала их по более высокой цене в нашем городе. В свои 15-16 лет я очень хорошо знала рынок. Была знатоком товара, всегда знала, когда и что надо купить. Мама сначала не доверяла, но глядя как прирастает мой личный капитал, стала спрашивать моего совета. Смеясь, говорила: «Не родит свинья бобра, я родит поросёночка»
   В 17 лет я была одета, в самые модные и дорогие вещи, которые заработала сама.  В школу я ездила на такси, я упивалась своей финансовой  свободой. И понимала, что скоро захочу заниматься совсем другим делом, вся эта мишура материальная не главное. После школы интерес к купи-продай угас, я продала свою дорогую шубу и поехала учиться в Москву.
    Свобода — это  возможность делать, то что ты хочешь.
    Свобода — это воля делать свой выбор.
    Деньги как инструмент, помогают конечно, быть свободным. Только деньги могут стать ловушкой на пути к свободе. Главное знать, то что ты хочешь, то что приносит радость тебе и людям. Идти по этому пути с Богом и  каждый раз делать правильный выбор.
      Свобода — одна из фундаментальных ценностей в жизни. Без свободы нет счастья для людей. Бог это  знал, когда создавал человека.
      Бог допустил присутствие зла на земле, позволил злу искушать и испытывать человека. Многие люди  поддались искушению  злых сил и человечество пожинает плоды своих злых деяний.
    Но Бог также знал, что без свободы человечество не будет расти и развиваться. Бог нам дал свободу, свободу выбора, только от нас зависит выбор. Быть счастливыми или не быть.
     Всегда можно остановиться и сделать выбор, быть счастливым.
Каждый человек свободен выбирать себе любую судьбу.
Единственная свобода, которой мы располагаем – это свобода выбора.
Каждый может выбирать все, что захочет.

Моё послание миру : «Будьте  свободными и счастливыми, делая  свой выбор!»