Первый экстрасенс

Василий Овчинников
                ПЕРВЫЙ ЭКСТРАСЕНС


Фото из интернета.
Вольф Мессинг (в центре)
на фоне подаренного им
фронту самолёта.





   В начале семидесятых к нам в город приехал Вольф Мессинг. Всего одно выступление. Билеты не дешёвые, как на знаменитого солиста. В немаленький зал дома офицеров набилось под завязку. Стулья в проходах. Интересно всем. Публика самая пёстрая. Ждут маэстро.
   Ровно семнадцать. Сидят тихо, даже не хлопают. Ещё пара минут и на сцене, как-то вдруг, появляется старик в чёрном фраке. Аплодисменты. На сцену выходит и раскланивается маленькая незаметная женщина - ассистент. Она то, в основном, и будет вести сегодняшний вечер. Пока не знаю, как его назвать, концерт, выступление, представление. Но скоро всё проясняется. Это, как говорит нам ассистент, что-то вроде научно-популярной  познавательной программы.
   Зрителям предлагают выбрать президиум, или жюри. Становится понятным, зачем на сцене поставлен стол со стульями, как на торжественном вечере, только сдвинут в сторону от центра.
   Поскольку дело происходит в доме офицеров, начали с офицера. На сцену вышел какой то чернопогонный капитан. Одного врача, одного учителя. Вышли две женщины. И одного инженера.
   С инженером заминка. Никто не хочет подниматься на сцену. Кузя подтолкнул меня. 
- Володя. Иди.  -   Я ещё не инженер. Студент - заочник. Пятый курс. Но, по должности на заводе инженер, конструкторский стаж аж пять лет. Да и интересно. Встал, поднялся на сцену, благо, желающих, кроме меня, не нашлось.
    Ассистент объяснила нашу роль. Мы на сцене для того, чтобы всё было «по-честному». Если кто-то из нас, по ходу программы, захочет что-нибудь сообщить залу, - пожалуйста.

    Представление началось. Два часа старый еврей держал зал в напряжении. Мы на сцене, как ни старались, не смогли ни разу поймать его, ни на  дешёвом фокусничестве, ни на мошенничестве. Он  отгадывал записанные десятизначные числа. Находил запрятанные в зале предметы. Точно доставал бумажники и кошельки у заранее намеченных залом зрителей и отсчитывал загаданную зрителями сумму. Люди говорили на незнакомых им иностранных языках. Не умеющие танцевать, показывали изысканные «па», застывали в столбнячном мосте, опираясь только затылком и пятками на спинки двух стульев. Слабые поднимали не мелкие веса. И всё это творил один, старый, обсыпанный перхотью человек с трясущимися руками…

   После сеанса, когда все разошлись, маэстро поблагодарил нас, членов жюри, за участие, а ассистентка  пригласила за кулисы в гримёрную, на чашечку чая.  Никто не отказался.
   Простой электрический самовар, вафли, печенье. За столом начали делиться впечатлениями.
-     Это непостижимо! – молвила с придыханием экзальтированная учительница.
-     Это чудеса! - воскликнула женщина - врач.
-     Здесь действуют ещё неоткрытые силы и законы природы, - сказал артиллерист.
   Захотелось поумничать и мне. Я, в то время атеист, материалист и молодой скептик, выдал «экспромтом» тщательно проработанную фразу.
-   Чудес не бывает. Но, большинству людей так хочется верить в чудесное. Скорее всего, талант и природные задатки, огромным желанием,  постоянным трудом и тренировкой доведённые до уровня сверх совершенства.  Плюс упаковка артистизма и загадочности. В целом всё воспринимается как непостижимое и чудесное. Загадочное и тайное до тех пор сложно и непонятно, пока не становится простым и ясным.
      Усталый маэстро, который молча сидел до этого, и как бы дремал, не прикоснувшись к чаю, вдруг поднял тяжёлые веки.
-    Я и сам до конца не знаю, как это всё у меня получается. Но, молодой человек, похоже, ближе всех к истине.

 
  Почти через двадцать лет, в начале девяностых, в смутные времена, когда Вольфа Мессинга давно уже не было в живых, «Советская Россия» опубликовала откровения одного из его первых ассистентов. Старый гешефтмахер с добрым еврейским юмором рассказывал историю мальчика из бедной семьи, который с детства мечтал о сытой обеспеченной жизни. 
    Однажды мальчик ехал в поезде. Без билета. Контролёр приближался. Так не хотелось быть пойманным. Так не хотелось. Маленький Вольф протянул кондуктору пустой кусочек картона. Получилось…
    Быть цирковым артистом, как родители? Нет уж, лучше быть равви - учителем. А потом, если получится - и повелителем. Мальчик старался, у мальчика получалось. И, чем дальше, тем больше.
    В Польше он стал патриотом. Даже отслужил срочную в армии. Он стал популярным и в Германии. Но, у власти  Гитлер. Режиму нужны деньги. Деньги у евреев…
    Еврейский уникал стал не ко двору арийским мистикам.
    Германия, Австрия, Польша. Вольф через Брест попал в Союз. С началом отечественной войны Вольфа Мессинга, даже не имеющего ещё советского гражданства, как артиста эвакуировали в Ташкент. И вот там-то мечта о вожделенном миллионе, казалось бы, претворилась в жизнь. Но власти и соратники по цеху стали намекать, что неплохо бы внести свою лепту в фонд победы над проклятым фашизмом. Артист, в сущности, далёкий от политики, дал. Аж пять тысяч. Приняли с благодарностью. Но, что такое пять тысяч от миллиона?

   Через несколько месяцев Мессингу устроили гастроли в Новосибирске. После успешных выступлений с хорошим сбором артиста пригласили в определённый дом. Ещё через три дня маэстро подписал всё, что от него требовали.
    Там же в Новосибирске на свалке нашли старый самолёт. На его борту содеяли надпись, что-то вроде: «Красным лётчикам от гражданина Вольфа Мессинга», - неважно, что советского гражданства у артиста тогда ещё не было. Обрядили в кожаный реглан какого то военного. Через пару дней в центральных газетах появился снимок, на котором Вольф Мессинг жал руку кожаному герою - лётчику на фоне подаренного самолёта.  Небольшая  заметка, повествовала о гражданском подвиге артиста.
    В Ташкент газета попала раньше артиста. Вольф Мессинг вернулся в лучах славы. Неудавшийся миллионер, понял, что в этой стране героем становится любой,  и уже не мечтал о личном миллионе.
    До конца войны он собрал деньги и на второй самолёт.
    Артист не распространял мифов о себе, но и не опровергал то, что о нём придумывали и распространяли другие. Создалась легенда, биография. Родители погибли в варшавском гетто. Это уже не легенда – действительность. Артист стал убеждённым антифашистом.

     Ещё через десять лет в библиотеке мне попалась небольшая книжка «Кто вы, доктор Мессинг?» Из книжки я много не почерпнул. В основном, перепевы известного. Влезая в мистические дебри, уже русский автор решил подзаработать на известном имени.
   Смутные времена. Как много желающих нас «поиметь», купить по дешёвке. Так трудно отличить тёмное, но недальновидное, наглое и нахрапистое от «разумного, доброго, вечного».
   И, каждый раз, сталкиваясь с очередным святым, «гуру», предсказателем, «целителем» или экстрасенсом, я, почему-то с благодарностью, вспоминаю встречу со старым маэстро в обсыпанном перхотью фраке с трясущимися руками и таким молодым и цепким взглядом грустных, всё понимающих глаз.

                Василий Овчинников. Псков, 2003
                (первая версия рассказа опубликована
                в газете «Вечерний Псков» в 1998 г.)

     Женился Вольф Мессинг в 45 лет, познакомился в Новосибирске в 1944 году, прожили вместе 16 лет, потом один.
    Ушёл из жизни 8 ноября 1974 года.

      Ноябрь 2009. На первом канале многосерийное «мыло» «Кто Вы, доктор Мессинг?». Посмотрел пару серий. Опять набор легенд для легковерных. Видно народ не поумнел. Утешили отзывы - статьи в комсомолке, взвешенные и реальные. Каждому - своё.
     Январь 2010. Прочитал очередную книжку Владимира Резуна – Виктора Суворова «Выбор». Написана в конце девяностых. Сталин предвоенный, кремлёвские страсти. Чародей Рудольф Мессер – Вольф Мессинг. Хорошо замешано. Завлекательное и быстрое чтиво. Но, опять для пипла легковерного.


И продолжение истории.
http://www.proza.ru/2016/12/11/1446