К новому месту службы

Николай Алексеев 2
    Июнь 1947 года, прошло два года после окончания ВОВ, мы оканчиваем школу авиационных механиков в г. Серпухове, получаем назначения в разные авиационные части. Большая группа, получает назначение на Дальний Восток. В ней оказался и я с Володей Герасимовым и Юрой Синельниковым. Нам было объявлено, что поедем поездом Москва-Владивосток №510. Был в то время такой поезд, получивший в народе название “Пятьсот весёлый”. Это товарные вагоны, с двух ярусными нарами для пассажиров. Пассажирами были и взрослые, и дети. О режиме движения этого поезда мы получили инструктаж при отправлении из училища. Для нашей команды были выделено три вагона. Когда мы прибыли на вокзал, посадка заканчивалась. Поезд отправился вечером, ночь проспали под стук колёс, а утром стали приспосабливаться к режиму движения нашего “весёлого” поезда. А режим его был следующим - остановкам на станциях на 10-20 мин. предшествовали остановки за 1-3 км до станции в поле ещё на 15-20 минут. На больших станциях остановки могли быть до часу и более. О таких остановках, как правило, объявляли, и сроки стоянки чаще всего выдерживались.

    Питание для военнослужащих в то время было организовано через сухой паёк и талоны, которые можно было отоварить на продпунктах на крупных станциях, а также можно было даже принять горячую пищу. На один талон получали шестьсот граммов хлеба и колбаса или сельдь, консервы. На одном из продпунктов, кажется в Омске, опытные воины рекомендовали отоварить талоны на ст. Татарск, так как там отоваривали вкусной колбасой. Потерпели, но покушали вкусную колбасу. Позже я проезжая эту станцию, всегда старался купить там колбасу. Станция Татарск запомнилась еще тем, что это была родина одного из нашей команды и его встречала юная девушка, с его слов, жена, которую он забрал с собой. В нашем вагоне ему было выделено еще одно место на общих нарах нижнего яруса. Как он планировал организовать семейную жизнь, находясь на срочной службе, для нас было непонятно. Коллектив её назвал “Декабристской”.

    На следующую ст. Новосибирск прибыли в конце дня. Поезд поставили  на запасной путь и объявили, что стоянка будет четыре часа. Большинство пассажиров пошли решать свои дела. Не удержались и мы. Втроём (В.Герасимов, Ю.Синельников и я) пошли посмотреть вокзал, который славился своей архитектурой. Осмотрев вокзал, решили съездить  посмотреть город и оперный театр, в котором находилась труппа эвакуированного Большой театр. Полюбовались зданием театра, прошлись по центральным улицам ночной столицы Сибири. Времени оставалось достаточно, не торопились. Возвратившись, решили перейти к своему поезду,  который стоял на дальних путях, через мост. Взошли на мост и стали рассматривать сверху поезда, находящихся на путях, их было много и казалось, что они все находятся в движении. Одни прибывают, другие отходят. Мы с Володей впервые видели такую картину, интересно было смотреть, не торопились уходить. Вдруг и наш поезд начинает двигаться. Подумали, что маневрирует перед отходом, так как до назначенного времени было около часа. Быстро спустились с моста, но буквально перед нами прошла последняя платформа. Посмотрели в след  набиравшего скорость поезда и поняли, что отстали. Надо было принимать меры по продолжению поездки.

    Обратились к дежурному по станции, который подтвердил, 510 убыл по какой то причине до назначенного времени. А нам сказал, что с 3-го пути через 5-10 минут отойдёт поезд до ст. Болотная, который обойдет ваш 510. Быстро нашли этот поезд, машинист подтвердил, что готов и не возражает взять нас. В то послевоенное время каждый солдат был уважаемой личностью. Время идёт, а светофор горит красным цветом, начинаем терять надежду. Отправились через 45 минут. Машинист считал, что и в этой ситуации должны его застать на станции Болотная. На одной из станций спросил о времени прохода 510-го и сказал, что идём по пятам, должны застать. Но не повезло, не застали. Видимо он нарушил свой график, перед станцией остановку не делал, поскольку была уже ночь. Распрощались с машинистом и пошли снова к дежурному по станции, который нас огорчил тем, что в ближайшее время ничего не будет. Посоветовал пойти в вокзал и лечь спать, пообещал известить, если что-то появится.

     Спали до утра. Утром возникла проблема питания. Денег мало, всё дорого, талоны израсходовали на колбасу в Татарске. Вышли к пассажирскому  поезду из Владивостока и стали просить матросов продать талон. Несколько купили, а пару талонов нам просто подарили. Володя, воспитавшийся в детском доме, тут же сообразил, что на такой операции можно заработать. Встретили еще один поезд и купили еще талоны. Отоварив несколько талонов, хлеб продали тут же на привокзальном рынке, консервы съели сами. В это время в стране существовала карточная система, хлеб был дефицитом. Таких операций  мы потом в пути провели несколько. Были сыты и при деньгах. Но я отвлёкся.

    Продолжить следовать за своим поездом смогли, устроившись на скорый пассажирский поезд. Сумели пробраться в тамбур одного из вагонов, где провели всю ночь. Утром прибыли на ст. Иркутск через несколько минут после нашего эшелона и  перешли в свой “мягкий” вагон. Он действительно был мягким, на нарах были матрацы, наполненные соломой.  При встрече со своими, узнали, что в наше отсутствие произошли потери. Сняли с поезда четверых. На какой-то станции был вскрыт вагон и похищен ящик чая. Подозрение пало на нашу команду. Среди этих четверых оказался Ваня Мухин, тихий скромный паренёк из г.Серпухова.
В Иркутске стояли около шести часов. Большой компанией побывали в городе и даже на рынке, где Володя, сняв погоны, на спор, сумел обыграть в карты опытных картёжников, после чего его культурно попросили оставить рынок.

    По берегу озера Байкала ехали днём со всеми остановками. Сумели даже выкупаться (окунуться), купить и попробовать байкальский омуль. Все проезжали впервые, как не полюбоваться красотой знаменитого озера. Впервые проезжали и через тоннели, всё было интересно. Запомнилось, что  на территории Бурятии к поездам выходили местные жители и спрашивали, не продаётся ли хлеб. А дети обращались к военным с просьбой дать хлеба. Жители роптали на засуху 1946 года. Более практичный в жизни воспитанник детского дома Володя Герасимов взял булку хлеба, вышел к ребятишкам, стал угощать их, разламывая руками на куски. При отходе нашего поезда девочка лет 10-12-ти держала в руках этот кусочек хлеба и говорила: "Какой добрый дядя".

    Через семнадцать суток поезд прибыл на станцию Хабаровск, где из команды сходил только я. Все остальные продолжили путь до Владивостока и Уссурийска. С Володей Герасимовым больше не встретились. Юра прослужил в Порт-Артуре до 1951 года, вернулся в г. Куйбышев. Наша дружба продолжалась до конца его жизни.
Я в этот же день в штабе военного округа, получив  назначение в часть, пассажирским поездом Хабаровск-Благовещенск с комфортом доехал до ст. Средне-Белая. Всю последующую жизнь жалел, что не познакомился с дальневосточным городом Хабаровском. В Средне-Белой я прослужил механиком по спецоборудованию самолётов до 1949 года и откуда уехал в Челябинск поступать в штурманское училище