Первый православный храм в Вильне

Валерий Иванов-Виленский
Иллюстрированный материал данной статьи смотри здесь:


Задумав тему статьи о первом православном храме в Вильнюсе, не предполагал, сколь много различного рода мифов и всевозможных лживых измышлений, пришедших из глубины веков, может окутывать казалось бы столь простой сюжет для повествования. Ну, вот же пишут различные признанные литовские, польские и русские источники, что первый православный храм в Вильне церковь Представления (смерти) святителя и чудотворца Святого Николая, архиепископа Мир Ликийских (местность на полуострове Малая Азия, где жил святитель) был построен при великом князе литовском Ольгерде, получившем при православном крещении имя Александр. Его, как и многие другие православные церкви Вильны разобрали с приходом католицизма на территорию Великого княжества Литовского.
 Он стоял в районе нынешней улицы Латаку, раньше называвшейся Лоточной, ибо здесь стояли торговцы с лотками продуктов. Остатки разобранной церкви можно увидеть во дворе нынешнего общежития Академии художеств. Там на углу улиц Лоточной и Бокшто расположена Галерея "Академия", войдя через ворота во двор, прямо перед взглядом видны старые арки из красного кирпича, на которых поздняя постройка стен жилого дома.
Не надо путать этот храм Св. Николая, архиепископа Мир Ликейских с тем, что стоит нынче на улице Диджёи - Большой в Старом городе, в самом начале с северной стороны старинной Рыночной площади. Ныне существующий храм посвящен перенесению мощей Св.Николая из Мир Ликийских в итальянский город Бари (итальянцы мощи Святого Николая просто выкрали). Нынешний храм Св. Николая основан позже, в XIV веке. Каменное здание на месте деревянного заложено было литовским православным князем Константином Острожским в 1514 году.
Один из источников пишет: «Ольгерд способствовал развитию строительства в городе православных церквей. Старейшей в Вильне являлась церковь Св. Николая; в первой половине 1340-х годов в городе был монастырь, в котором жила сестра Гедимина. Датой основания Пятницкой церкви считают 1345 год, а Пречистенской — 1346 год; Свято-Троицкая церковь построена после совещания православных с Ольгердом».
Казалось бы, всё ясно, однако – как быть с тем фактом, что митрополия константинопольского патриархата в Вильне была учреждена в 1303 году, ещё при великом князе литовском Гедимине! Значит, были здесь уже православные церкви. А польский историк проф. К.Ходыницкий сообщает, что Литовская митрополия константинопольского патриархата возникала ещё раньше, во времена правления великого князя литовского Витяниса (1230-1315). Документально точно известно, что под Актами деяний Константинопольского патриаршего собора 1317 года имеется подпись действующего митрополита Литовского Феофила.
По археологическим данным, христианство восточного обряда в XII веке было распространено в бассейнах Двины, Припяти, и большей части бассейна Немана, включая бассейн реки Вилии (нынче Нерис), до её слияния с Неманом. Полоцк, утверждённый в конце X – начале XI века епархиальным центром русской митрополии константинопольского патриархата, управлял службой православных христианских пастырей и церковным хозяйством на территории полоцких и турово-пинских земель.  Именно из Полоцка в Кривой город – город славян кривичей (нынешний Вильнюс), прибыли около 1129 года князья Давид и Мовкольд, сыновья православного князя полоцкого Ростислава Рогволодовича Рюриковича, чтобы управлять здесь всеми делами.
Православное христианство на земли современной Литвы пришло в XI веке вместе с великим киевским князем из рода Рюриковичей Ярославом Мудрым в 1038-44 годах, когда он ходил сюда со своею дружиною. Здесь в 1044 г. он заложил крепость и город Новогрудок. Шел он и дальше на Запад, видимо отыскивая путь к Неману и Вилии, тогда многоводным рекам, по которым шла дорога к Венедскому-Варяжскому (Балтийскому) морю и далее. Искал альтернативу уже существующему, но рано замерзавшему зимой и длинному пути «Из варяг в греки». 
Бесспорно, дошли его люди до слияния названных рек Немана и Вилии, где проживало славянское племя лютичей. Здесь поставлена была крепость Кавна (от латинского слова cauve – крепость из частокола, нынче Каунас. Подробнее см. здесь: http://dokumentika.org/lt/slav/grad-kavna-kovno-kovna-kaunas). Далее на Запад путь шёл по реке Неман к Балтике, на Кёнигсберг. Крепость Медники (нынче Мядининкай) также была поставлена у древнего сухопутного тракта ведущего с Востока на Запад. На расстоянии одного дневного перехода до Вильны и далее на запад, аналогично - в дне хода до Трок. Здесь между больших озёр, была заложена крепость Троки (тракт – сухопутная дорога). Всюду, вместе с крепостями ставились православные храмы. Позади на Востоке, под рукой Ярослава Мудрого остались славянские земли, где местное население крестили по православному чину. Деревянные церкви только начинали строить. Поэтому алтарями часто служили освещённые православными священниками прежние языческие капища – ритуальные камни. Один из них т.н. Айренский камень, с выбитыми на нём греческими литерами, означающими  фразу «краеугольный камень» и византийским крестом, лежит и сегодня на берегу озерка в Швенчёнском районе. (Подробнее см. здесь: Православным стал в то время и Кривой город – укреплённое деревянной стеной поселение кривичей, нынешний Вильнюс. Место было весьма удобное, поскольку отсюда по реке Вилии можно было вести местные товары через Кавну и далее в Западную Европу. Очень важным свидетельством последнего времени, подтверждающим православное начало Вильны стали результаты раскопок, проведённых в Старом городе Вильнюса, в районе нынешней улицы Латако (Латочной), в конце 30-х годов прошлого столетия польскими археологами. Тогда они нашли на месте бывшего здесь в XIII веке погоста 120 захоронений, в которых были обнаружены православные крестики. Кстати, здесь же рядом находиться одна из старейших православных церквей Вильны – Пятницкая церковь, которая приобрела свой современный вид во второй половине XIX века. Захоронения XII века по христианскому, православному обряду археологи обнаружили и в Кернаве, других местах нынешней юго-восточной Литвы.      
С середины XIII века местные князья периодически вступали в союзы с правителями Северо-Восточной и Юго-Западной Руси: дочь Брячеслава Полоцкого Параскева была женой Александра Ярославича Невского, а племянница Мендога – Мендольфа – женой Даниила Галицкого; князем Новогрудка Литовского во второй половине 1250-х годов был Роман Данилович. Православными были литовский князь Мендольф (в крещении – Василий), его сын литовский князь Войшелк, основавший Лавришевский монастырь, а также его зять и преемник Шварн Данилович.
Есть масса вопросов и к тем историкам, по большинству литовским, которые нисколько не смущаясь утверждают - именно Мендольф (с немецкого - «рука-кинжал», Мендог, Миндовг, или на современном литовском языке - Миндаугас), кроме того что «был основателем литовского государства» и первым его «коронованным в 1253 г. по распоряжению Римского папы королём», заложил первый католический собор в Вильне. Ни по одному из названных здесь «фактов» нигде нет никаких документальных или археологических подтверждений! Более того, как и где именно, в каком католическом соборе, мог Папа римский наделить своей короной православного князя Василия, коим Миндовг-Мендольф «засветился» в летописях в 1246 году, став в православном Новогрудке защитником от папских крестоносцев: “Миндовг принял веру христианскую от Востока со многими своими бояре... сын его Войшелк пострижеся во иночество” - в монахи, сообщает Густынская летопись. Никто не только короны той никогда не видел, но и папской буллы на его коронацию. История упорно умалчивает и имя папского легата, высокопоставленного иерарха католической церкви, который должен был в соответствующем католическом храме надеть корону священной Римской империи немецкого народа на голову верного слуги Папы Римского, могущественного повелителя подвластных ему христиан, уже делом доказавшего свою приверженность и верность католической церкви. Ничем подобным, увы, изменчивый  Мендольф не обладал.
Великий литовский князь Гедимин (Эдимантий, как в «Задонщине», или просто Эдмунд - по имени своего небесного покровителя христианского святого короля восточной Англии Эдмунда, 840-870 гг., замученного язычниками), был потомком в четвёртом поколении того самого Давида Рогволодовича, сына князя Полоцкого, который сел на посад в Вильне полтора века до рождения своего дальнего правнука. Литовские и польские историки по политическим причинам всячески подчёркивают язычество великого литовского князя Эдмунда-Гедимина. Не удивительно – после нашествия католицизма, в лице таких монашеских орденов как иезуиты и доминиканцы, на Великое княжество Литовское во второй половине XVI века, начале XVII века, после Люблинской (1569) и Брестской (1596) уний, мало осталось документальных свидетельств православного генезиса этого государства, поскольку они повсеместно уничтожались или фальсифицировались, а просвещённые православные деятели – преследовались. Как до этого немецкий Тевтонский орден, с благословления Папы римского Гонория III в 1217 году начал поход на восток на территорию Пруссии «против неверных язычников», так и теперь православные в Великом княжестве Литовском также объявлялись язычниками.
Уничтожить все свидетельства православного генезиса Великого княжества Литовского и оболгать его православных князей ревнители авторитета Папы римского не смогли, хотя и проделали колоссальную работу в этом направлении. Некоторая часть документов и материальные свидетельства этому дошли до наших дней. На сохранившей печати, как утверждают польские католические «хроникёры», язычника Эдмунда-Гедимина хорошо видна держава в правой руке князя с крестом на ней.
Сам Гедимин был дважды женат на русских православных княжнах, детей своих крестил в православную веру, и дочь свою Анастасию выдал замуж за сына Ивана Калиты, московского князя. Отдавать своих дочерей за язычников русские князья не могли.
Более того, после раскола христианства в 1054 году на восточное и западное, т.н. восточная схизма, когда тогдашний Римский папа Лев IX предал анафеме патриарха Константинопольского Михаила Керулария, вражда между католиками и православными христианами приобрела острые формы. В середине XIV века, при великом князе Ольгерде-Александре в Вильне произошло избиение католических францисканских монахов, прибывших сюда с миссией назидания католицизма – часть монахов была убита, часть спущена по реке Вилии.
В конце XIV века из окружения митрополита Киевского и Литовского св. Киприана вышел весьма показательный документ - “Список русских городов дальних и ближних”. В “Списке” автор особенно отметил те из них, которые имели каменные стены. Среди русских городов, расположенных по бассейну реки Неман, читаем названия: Вильна, Ковна, Троки Старые и Новые. Во всех них имелись православные церкви. Иностранные купцы, путешествовавшие по территории Великого княжества Литовского в начале XVI века констатировали, что православных церквей в Вильне было в два раза больше, чем католических. И это несмотря на то, что во второй половине XV века польский король и Великий князь литовский Казимир Ягелончик запретил православным строить новые и возобновлять старые церкви.
До крещения в католичество коренного населения Самогитии (Жямайтии, как бы мы теперь сказали), а также и Вильны, в связи с отходом от православия Великих литовских князей, со времён Мендольфа-Василия оставалось ещё около двух веков и более. Сначала на этом пути Великого княжества Литовского из православия в католицизм была Кревская уния, подписанная 14 августа 1385 года в замке Крево (территория Сморгонского района современной Беларуси). Вследствие чего литовский князь Ягайло взял на себя ряд обязательств, среди которых: перевести записи государевых документов в Великом княжестве Литовском на латинский алфавит; перейти в католицизм и обратить к нему всех своих братьев, бояр, народ; присоединить к Польскому Королевству русские земли. Подписание Кревской унии вызвало волну недовольства части литовско-русской знати, продолжавшей, как и прежде, фиксировать свои письма для внутреннего пользования при помощи кириллицы на старорусском языке, который был абсолютно понятен тогдашним литовцам, поскольку, как пишет В.Н.Татищев, ссылаясь даже на историка Плиния младшего, - их язык был славянским.
Как сообщают литовские историки король польский и великий князь литовский из рода Гедиминовичей Ягайло прибыл в 1387 году из Кракова со всей своей тамошней свитой в Вильну, где «разрушил языческий храм и заложил на его остатках христианский храм Святого Станислава». По поводу данных утверждений возникают закономерные сомнения – откуда в стольном городе Великого княжества Литовского Вильне в конце XIV века языческий храм и как вообще понимать это выражение? Язычники храмов не строили, а ставили идолы и капища в виде камней для огненного жертвоприношения этим идолам. Храм мог стоять лишь православный – и стоял, со времён Мендольфа! Его-то и разрушил ново крещённый по католическому римскому чину 15 февраля 1386 года бывший православный литовский князь Ягайло (1362-1434), перед тем как стать супругом 18 февраля 1386 г. польской католической королевы Ядвиги (1373-1399). Причём, как сказано выше, потребовал также перейти в католицизм и всем православных боярам из дома князей Гедиминовичей. 
Бесспорно, первым храмом в Кривом городе, в Вильне, должен был стать православный храм. Первый христианский храм в Вильне - городе славянского племени кривичей, как сообщают различные публикации литовских историков был построен по распоряжению литовского князя Мендольфа. Источники не сообщают нам ни даты постройки этого храма, ни имени небесного покровителя, во славу которого была заложена эта православная церковь и, естественно, тех, кто строил это культовое строение у подножья Замковой горы Вильны, на «детинце» нижнего замка. Конечно, это не была упомянутая выше церковь Св. Николая на Латочной улице. Нам ничего не известно о том, был ли этот храм каменный, с элементами конструкции из дерева, или полностью деревянный, и какой он имел вид. Мы можем только предполагать, что он мог быть выдержан в позднероманском стиле или - готическом, характерном для христианских храмовых построек того периода на землях этого региона. На территории современной Литвы сохранились ранние сакральные строения, остатки православных церквей, которым как раз присущ позднеготический стиль.
Возвращаясь к поставленной в заглавии теме о первом православном храме в Вильне и месте его расположения, лишь один логический довод превалирует над любыми другими. Местом для него мог стать только «детинец» нижнего замка, где была резиденция великих литовских князей, рядом с которой первый православный храм Вильны только и мог расположиться. И таким местом могло быть то самое место, где сегодня расположен католический Кафедральный собор Св. Станислава и Св. Владислава. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что два святых мужа славяне по происхождению. Св. Станислав (1030-1079) - епископ краковский, убит королём Польши Болеславом II Смелым. Второй - Св. Владислав (1200-1281?) – благодетельный князь сербский, оказывавший сопротивление татаро-монгольскому нашествию на Балканы.
Здесь мы имеем дело с весьма примечательным фактом - храмом воздвигнутым во славу славянских святых, причём Св. Станислав мученически погиб спустя всего лишь 25 лет после схизмы восточной, когда церковные страсти после неё ещё не улеглись. Думается, изначально такой православный храм мог появиться во времена Мендольфа в Вильне, который затем, уже в конце XVIII века, перестроил в стиле классицизма архитектор, профессор Виленского университета Л.Стока-Гуцевич (на современном литовском – Лауринас Стуока-Гуцявичюс).
Но возможно православные храмы появились ещё в Кривом городе при православных наместниках из Полоцка Давиде и Мовкольде. Они могли стоять в другом месте «детинца» нижнего замка. Может с северной стороны от Нагорного замка, со стороны реки Вилии, как тогда было принято строить сакральные сооружения. Здесь археологи обнаружили фундамент, как это видно по очертаниям на ниже представленном снимке, сакральной постройки. Внутри него имеется ещё более ранний и меньший по размерам фундамент, характерный для аналогичной сакральной постройки, но развёрнутой в противоположную сторону - на восток алтарной частью.
Заканчивая данную статью о месте расположения первого христианского православного храма в Вильне, должен констатировать, что таковым было место на «детинце» нижнего замка. Думаю, что дальнейшие документальные архивные изыскания коллег историков полностью подтвердят данную гипотезу и, может быть, мы узнаем, во славу какого православного святого этот храм был построен.