2. Ядерный миф. черновик

Антон Болдаков 2
 
Они посмотрят с вышки,
Они составят план
И люди словно фишки
Уйдут в густой туман

Они в слепом азарте
Нажмут на пуск ракет
И вычертят на карте
Значки своих побед

Война им кажется игрою,
Она приводит их в экстаз
Но заявляем мы с тобою:
"Все эти игры не для нас"
Не для нас

Когда бушует пламя,
Сжигая хлеб и кров,
Они следят за нами
Из крепких бункеров

В дыму завес планета
И солнца диск померк.
Оно для них монета,
А взрывы - фейерверк

Игры не для вас!!!

начало:
http://www.proza.ru/2014/12/18/1630

В 1955 году в СССР, с очень большой помпой, было объявлено, что силами ВВС решена задача по перехвату бомбардировщиков условного противника в ночное время суток. Маршал ВВСС СССР К.А. Вершинин объявил, что при проведении ряда учений, истребители СССР, в ночное время, без помощи локаторных станций и прожекторов, сумели провести очень результативный перехват бомбардировщиков условного противника, что доставлял на территорию СССР ядерные заряды.

Во время учений истребители СССР, используя свободный поиск и «прочёсывание», сумели обнаружить и «ликвидировать» 96% от общего числа условного противника. Это было немало, поскольку в своё время США и НАТО признавали, что при потерях в 50% их военно-воздушные силы уже будут не в состоянии совершать результативных вылетов и будут вынуждены отказаться от выполнения поставленных перед ними боевых задач. (как выяснилось потом, это были совершенно ложные сведения, которые были использованы некоторыми сохранившими разум американскими политиками как средство для ограничения своих обезумевших военных, мечтающих о ядерном Армагеддоне).

В армии СССР к этому известию отнеслись с небывалым облегчением – казалось, что призрак Хиросимы и Нагасаки в условиях СССР растаял навсегда.
ВВС СССР подтвердили свою высокую квалификацию.

Однако затем грянул чудовищный скандал, который остался в глубокой тайне от населения СССР.  Выяснилось, что во время учений пилотам бомбардировщиков «условного противника» было строжайше ЗАПРЕЩЕННО ГАСИТЬ БОРТОВЫЕ ОГНИ!

Светящийся всеми бортовыми огнями самолёт зрелище очень приметное – неудивительно, что советские истребители без малейшего труда находили бомбардировщики «условного противника» в небе.

Ярость Хрущева, когда он узнал, что из него пытаются сделать гриб – (держать в темноте и кормить конским навозом) была неописуема. По непроверенным источникам, правитель СССР не ограничился простыми ругательствами, а дошёл даже до небольшого рукоприкладства в отношении некоторых военных. Повторюсь, что это непроверенная информация, но зная Хрущева,  можно было ожидать от него такой дикой и импульсивной реакции.

Эти учения, если так можно назвать эту попытку дешёвого обмана, укрепили Хрущева в мнении, что будущее авиации за ракетами и зенитными установками высотного перехвата.

И что самое глупое – импульсивный, недалёкий и слегка трусоватый Хрущев оказался гораздо прозорливее своих генералов и маршалов, что категорически было подтверждено событиями 1960 года.

Об этих событиях надо рассказать чуть-чуть подробнее.

Однако для полного понимая глубины кризиса, что разразился в СССР в рядах военной авиации, следует погрузиться в глубины прошлого.

Дело в том, что с самого окончания Второй Мировой Войны, воздушная граница СССР не раз и не два нарушалась американскими военными лётчиками. Причём простыми полётами над территорией СССР американские асы не ограничивались – 8 апреля 1950 года в Литву залетел В-29 американских военно-воздушных сил.
Учитывая, что в те годы в Литве Красная Армия как раз пинала под зад останки «лесных братьев», наши пограничники логично решили, что американцы решили подбросить литовским националистам оружия и патронов (умение США снабжать любую военную часть в любой точке мира всем необходимым было известно уже тогда).

В итоге вслед нарушителю помчалось военное звено Ла-11, которое без малейшего труда сбило В-29, после чего тот печально рухнул в море (дело проходило южнее Лиепаи) и утонул.

Эпизод интересен тем, что из экипажа В-29 выжил один-единственный пилот, которого немедленно сгребли и заточили в советский концентрационный лагерь. Однако по недоразумению, этого вояку, как потом выяснилось, прошедшего Тихоокеанский Конфликт и Арденны, загнали в Сибирь в самый обычный Особый Лагерь (!!!). Как потом выяснилось, произошла путаница в документах и американского пилота, одного из солдат легендарных «Мародёров Мерилла», закатали в обычный лагерь.

Там он долго рассиживаться не стал и сделал ноги, причём в лучших традициях американских боевиков о Рембо – напал на надзирателя, отобрал его личное оружие и удрал. В отличие от большинства беглецов пилот имел боевой опыт и отлично разбирался в науке выживания – а сравнивать летнюю тайгу Сибири и тропические леса глупо. Тот, кто выжил в тропиках Индонезии, Африки, Южной Америки пройдёт через тайгу Сибири как через курортную зону.  Причём отловить его так и не сумели – спецназовец без труда добрался до Владивостока, откуда и ушёл в США на каком-то японском сухогрузе.

И такие перестрелки в воздухе были не редкостью – и как показало время, американцы были вовсе не такими трусами, как их любят представлять – уже в 1951 году в воздушном бою над мысом Гамов американский В-29 сумел сбить Миг-15. А в 1952 произошло более 34 столкновений в небе, причём американцы опять сумели уничтожить один истребитель СССР.

Впрочем, не исключено, что потери советских ВВС были гораздо больше, чем два истре-бителя. Все мы знаем, что в СССР секретили всё что можно и что нельзя.
Даже эти два известных случая уничтожения советских истребителей много чего говорят о том, насколько серьёзным врагом были американцы – их самолёты залетали за «железный занавес» в одиночку, и сражались с целыми звеньями истребителей СССР – и ухитрялись наносить потери истребителям.

Можно представить, что бы было с советскими эскадрильями, столкнись они с настоящим «крылом» американской авиации, а не с одиноким бортом.

Всё это не могло радовать военных СССР. Дело в том, что все эти полёты держали военных в жутком напряжении – ведь ЛЮБОЙ такой нарушитель мог нести на борту ядерный заряд!

Но и это было не самым страшным – подумаешь ядерный взрыв на территории СССР! Это русских совершенно не пугало – поскольку СССР ни разу не применял атомное оружие против противника, а проводил свои испытания в далёких ядерных полигонах, то военные СССР просто НЕ МОГЛИ ЗНАТЬ о том, насколько чудовищно и ужасно это оружие.

Наиболее ярким доказательством этого утверждения служат строго засекреченные и почти неизвестные не только российским читателям, но и даже военным специалистам Тоцкие Учения 1954 года, прошедшие в Оренбурге.

Во время этих учений, которые были, в общем-то, проведены на «5», 39 бомбардировщиков Ил-28 и шесть Миг-17 прошли ЧЕРЕЗ ножку ядерного «гриба». Причём сделано это было по приказу (!!!) чтобы не нарушать общий строй. Прошло уже много лет, но до сих пор неизвестно, что стало с пилотами этих самолётов.

Так же секретом остается, сколько погибло от радиации пехотинцев и танкистов, что выполняли поставленные перед ними задачи уже на земле.
Для тех времён характерно то, что многие военные просто не понимали саму причину радиационного излучения.

Долгое время радиация в сознании военных увязывалась не с проникающим излучением, а с самой обычной пылью. Считалось, что для защиты экипажа танка от радиации достаточно только встроить в него особые пиропатроны, что уловив «вспышку» ядерного взрыва автоматически перекроют все воздуховоды и тем самым обезопасят экипаж танка от воздействия проникающей радиации.

Гораздо более интересным было предложение прятать танки в момент ядерного удара под водой, на дне первых попавшихся рек.

Учения показали, что доставка ядерных зарядов самолётами дело, в общем-то, несложное и простое. Однако побочный эффект, в виде радиации, сильно охладил пыл любителей швыряться ядерными зарядами – стало понятно, что ядерное оружие невозможно использовать в условиях Европы - даже пара взорванных там зарядов превратят Европу в могильник. Не следует забывать, что СССР и США уже имели на вооружении более мощные бомбы, чем те, что использовались в Хиросиме и Нагасаки.

Однако Европа не очень волновала СССР. Гораздо больше волновал тот факт, что американские самолёты совершенно спокойно шастают в небе СССР, а их пилоты зевают, глядя на то, как их пытаются, причём безрезультатно, настигнуть силы Советского ПВО.

Особенно в этом деле отличились печально известные U-2. В конце 50 годов эти высотные разведчики крутились в небесах над СССР, где хотели и фотографировали что желали – от ядерных полигонов Семипалатинска, до центральных районов Москвы.

Несмотря на все попытки, ни один советский истребитель не был в состоянии не только догнать американского разведчика, но даже подняться на высоту 20 километров.

Поначалу с U-2 боролись обычными для России (отмечу, не только для СССР, но и для России, в общем) средствами – делали вид, что всё это враки и такого самолёта быть не может. Нет такого самолёта – и точка!

При этом доходило до абсурда – лётчик 9-го гвардейского истребительного полка Туркестанского корпуса ПВО доложил, о замеченном им неопознанном самолёте, что летел на высоте 20000 метров, в штаб базы, что располагался в Андижане.

Результат – из Москвы примчалась комиссия во главе с командующим истребительной авиацией ПВО – генералом Е.Я. Савицким, что сделала категорический вывод – такого самолёта (способного летать на высоте до 20000 метров) – нет и быть не может.

Лётчика, что посмел заметить американский самолёт и доложить об этом – перевели в другой полк, дабы тот не трепал языком о том, насколько сильна авиация у янки.

Слухи о силе авиации США подтверждались весьма печальными примерами – 9 апреля 1960 года, сразу же после истории с лётчиком, что увидел непонятный самолёт, локаторные станции СНОВА засекли неопознанный самолёт. Этот самолёт, вопреки категорическим утверждениям генерала Савицкого летел на высоте 19456 метров.

Командование всё того же 9-ого гвардейского полка справедливо заподозрило, что это самолёт-шпион и, пошли на нарушение приказа начальства – отправили на перехват самолёта, которого не могло существовать четыре Миг-19.

Увы – американская техника оказалась на высоте, во всех смыслах этого слова. U-2 - совершенно спокойно прошёл над полигонами в районе озера Балахаш, фотографируя там всё, что шевелится и, помахав на прощание Миг-19 крыльями, улетел в Иран.

При попытке перехватить U-2 – разбился один из Миг-19. Обстоятельства аварии до сих пор неизвестны, но скорее всего истребитель СССР просто попытался набрать недоступную высоту, и в итоге у него что-то случилось с системой подачи топлива.

Вслед U-2 были направлены два перехватчика Миг-17, (по утверждениям СССР – лучшие самолёты того времени), с наказом поймать и уничтожить американского шпиона любыми путями (летчикам даже разрешили нарушить воздушное пространство Ирана и пойти на таран). Ответственность за операцию взял на себя главнокомандующий ВВС маршал С.С. Бирюзов.

Но всё было бесполезно. U-2 – спокойно и неторопливо ушёл, от преследующих его истребителей, держась на приличной высоте.

Однако на этом театр абсурда не заканчивался – когда до Политбюро всё же дошли слухи о том, что над территориями СССР, как у себя дома, шастают разведывательные самолёты США (а ведь КАЖДЫЙ из них мог нести вместо разведывательной техники – ядерный заряд), то в апреле 1960 года срочно вызвали специалистов по авиатехнике.

Авиаконструктор А.И. Микоян и председатель Госкомитета по авиационной технике Деменьтев, единогласно, уверили, что в мире не существует самолётов, способных летать на ТАКИХ высотах, по нескольку часов.

К этому времени ГРУ и внешняя разведка КГБ досконально ЗНАЛИ, что у США есть истребители, которые способны подниматься на ТАКИЕ высоты. Однако это была совершенно секретная информация, к которой имели доступ только немногие.
Следуя до конца не понятной логике, в СССР засекретили сам факт существования таких самолётов, предпочитая делать вид, что их не существует, чем реально с ними бороться.

Однако заткнуть рты операторам локаторных станций ПВО было невозможно – только 1959-1960 годы U-2 – совершили более тридцати разведывательных рейдов над территорией СССР, чувствуя себя как дома. Истребители, несмотря на всю высоту своего полёта, фиксировались радарами, сведения о них отправлялись в штабы и слухи о невиданных самолётах расползались повсюду.

Отмечу, что в те годы термин «НЛО» широкой публике был, не очень известен и выдать, как это делалось после развала СССР, полёты самолётов-шпионов за рейды «братьев по разуму», было трудно. В СССР в те годы народ жил образованный, не такой легковерный, как в современное время.
 
Точку в этом абсурде поставили советские ракетчики.

1 мая 1960 года очередной U-2 влетел на территорию СССР. Им управлял небезызвестный Фрэнсис Пауэр. События развивались по привычной и отработанной логике - U-2 летел на недоступной высоте, за ним плелись Миг-19, то тщётно пытались сбить «янки».

Однако затем в бой вступил дивизион 57-зенитно-ракетной бригады.
Первая ракета класса С-75 точно поразила Миг-19 365-ого истребительного авиаполка – пилот Миг-19 – Сафронов погиб.

Вторая ракета по какому-то недоразумению поразила U-2, причём в отличие от Миг-19 американская техника не взорвалась сразу после попадания – Пауэрс сумел катапультироваться, благополучно приземлился и спокойно сдался советской безопасности.

К чести СССР – американского лётчика, в отличие от того неизвестного спецназовца из «Мародёров Меррила» не закатали сразу в Сибирь, а отвезли в Москву, судили и дали большой срок.

Впрочем, уже в 1962 году Пауэрса обменяли на советского резидента – Рудольфа Абеля.

Этакие события, как правило, в российской литературе подаются очень сжато и неразборчиво – мол «залетел какой-то шпион в воздушное пространство СССР - тут ему и кранты пришли». И тут же начинают речь о том, что Хрущев отказался встречаться с Эйзенхауэром, что началось охлаждение советско-американских отношений и прочее, прочее, прочее.

Мало кто знает, что сбитый U-2 – существование, которого отрицалось, наводил на очень мрачные мысли не только Политбюро, но и военных, особенно тех, кто был знаком со строго засекреченными данными о том, насколько наглыми и вездесущими были U-2 в те времена.

Дело в том, что U-2 – это был ИДЕАЛЬНЫЙ прототип тактического бомбардировщика, способный нести и доставлять ядерные заряды на территорию СССР и поражать ими, с высочайшей точностью, любые стратегические и тактические цели.
Но самое ужасное было то, что ни США, ни НАТО – этого НЕ ДЕЛАЛИ.

Факт, что США, имея средства для доставки на территорию СССР ядерных зарядов, не ПОЛЬЗОВАЛИСЬ этим, пугал Политбюро больше всего. Ибо одним своим существованием этот факт разрушал бытовавшее в те годы в СССР мнение о том, что США – это Империя Зла, жаждущая возможности обрушить на СССР ливень ядерных зарядов и превратить русскую землю в радиоактивный могильник.

В рамках этого мифа, усиленно насаждавшегося в СССР среди простого гражданского населения, было и превозношение до неба сил ВВВС СССР, что неусыпно стоят на страже границ, не позволяя «капиталистическим ястребам» залететь на территорию СССР и уничтожить всё и вся.

Именно армии и воздушным силам отводилась роль щита СССР. И конечно тот факт, что на самом деле никакого щита не существовало, был далеко не самым приятным сюрпризом для советского Политбюро.

Однако наиболее жутким был тот факт, что США, имея все силы и возможности для ядерного удара, не пользовались этими возможностями!

Над этим стоило подумать. СССР долгое время раздувало антиамериканскую истерию, рассказывая о злобных замыслах «американских» империалистов об уничтожении советского народа. Так же рассказывалось о силе советского «атомного щита», что удерживает США от нападения на СССР.

На первый взгляд всё было логично – злые империалисты и капиталисты хотят уничтожить СССР, но атомное оружие и страх ответного удара удерживает их от этого. Всё просто и понятно – в США живут трусы, которые боятся ответного удара.

Сказать, что бы подумали советские люди, узнай они о том, что уже с 1946 года США имела возможность нанести, причём безо всякого страха, атомный удар по любой точке СССР – сказать трудно. Но страшнее всего было, если бы советский народ задумался ПОЧЕМУ «злобные капиталисты» НЕ применяют это оружие против СССР.

Вывод был прост – Партия говорит неправду. Не такие уж американцы звери, какими их считают.
 
Такое отношение к делу сильно пугало СССР.

Однако силу и мощь ядерного оружия в СССР осознали только во время операции «Мушкетёр».

продолжение:
http://www.proza.ru/2014/12/25/1937