О драгоценностях. Из книги Были

Ирина Шатуновская
        Я росла в  малообеспеченной, неполной семье. Мама-инженер да я.
        Ни дедушек, ни бабушек у меня не было. Мамины родители умерли ещё до моего рождения, война повлияла. А папины, жившие в Миргороде, были настолько бедны, что побывали у нас в Ростове лишь на свадьбе (очень громко сказано) моих родителей. И больше их никто из нашей семьи никогда не видел. Но, ладно, речь не об этом.
       Казалось бы, при  чём здесь драгоценности?
       А вот при чём…
       Были у меня, однако, дедушка и бабушки, но двоюродные. Они являлись братом и сёстрами моей бабушки по матери. Поскольку они были греками по национальности, то в сталинские времена над ними постоянно висела угроза преследования за принадлежность к чуждой нации. И дед не избежал злой участи, попал в лагеря по 58 статье, хотя вполне мог бы «сидеть» за другие свои пороки. После лагерных лишений он вернулся домой, в Таганрог,  приволакивая левую ногу и опираясь на палку. Здесь у него оставались две бывшие жены, двое детей и несколько сестёр. Да, всего у деда Николая было пятнадцать сестёр и братьев, восемь из которых умерли в младенчестве.
       Как можно было зарабатывать на жизнь себе и многочисленным родственникам немолодому инвалиду?
       Видимо, были у него какие-то старые связи и наработки, которые позволили ему заняться тайным бизнесом в нашей советской стране.
      Вскоре он купил маленький частный домик с участком на тихой таганрогской улице, недалеко от центра города, поближе к морю, там, где был спуск на «дикий» пляж, и зажил в нём со своими двумя сёстрами, которые не имели своих собственных семей. С жёнами и детьми отношения у него не складывались, хотя он им материально всегда помогал.
       Теперь представьте, как можно прожить трём пенсионерам, если одна сестра получала в виде пенсии 32 рубля, другая, которая никогда не работала при  советской власти, -  10 рублей, и дед – 20 рублей?
        62 рубля на троих – это слишком! Отгадайте, что за тайный бизнес, позволял очень скромно жить трём старикам и помогать при этом родне?
        Правильно, это – золотая спекуляция.
          У деда Николая  в самой большой комнате дома был старый письменный стол. За ним он работал: писал письма, читал книги, готовил товар к продаже, занимался мелким несложным ремонтом «ювелирки»…         Когда летом я приезжала к бабушкам на отдых, старик без особой охоты позволял мне наблюдать, как он рассматривает  в лупу разные золотые украшения, чистит их спиртовым раствором, заворачивает в тонкую бумагу, подписывает свёрточки… Мне строго-настрого запрещалось рассказывать, кому бы то ни было, о том, что я видела.
       Когда же дед уходил по делам в город, я вскоре оказывалась у его стола. Я ведь знала, где что лежит. Сяду тихо у стола, достану свёрточки. В этом лежат колечки. Достаю, надеваю все на пальцы, любуюсь…  А в этом – цепочки, а здесь - серьги, а тут – огромный золотой крест, весь в драгоценных камнях. Какая прелесть! Какая красота!
      Бабушки наверняка знали, чем я занималась, но почему-то меня не прогоняли, наверное, доверяли.
      Тут были драгоценности и другого рода. Дед был заядлым виноградарем. Весь участок при доме был засажен виноградными шпалерами. Как правило, всю первую половину дня старик занимался уходом за виноградом. У него было много книг о возделывании  этой культуры. Меня дед тоже приобщал к обработке виноградника. Я, например, убирала с земли в междурядьях удалённые пасынки, сгребала их граблями в кучки и относила в компостную кучу. У дедушки были книги о сортах винограда с цветными иллюстрациями. Я перечитала их вдоль и поперёк. Шасла белая, Шасла розовая, Совиньон, Каберне…  Какие сказочные названия! Дед очень ревностно относился к своему винограду и ни в коем случае не разрешал есть недозревший виноград. К осени всегда был большой урожай. Куда дед девал виноград? Немного  съедали родственники, немного шло на очень вкусное вино, которое делала старшая бабушка Мила, остальной раздавался соседям, уважаемым людям, друзьям…
     В доме было небольшое собрание книг, журналов. Всё это я постепенно перечитала. Было здесь и пианино, оставшееся от одной из жён деда.  Может меня кто-нибудь поймёт? Но когда в детстве я видела пианино, то испытывала благоговейные чувства, как перед какой-то магической сущностью. Вся родня знала об этой моей слабости. И мне разрешалось здесь, в таганрогском доме, предварительно вымыв руки, посидеть за инструментом. Как-то, когда я училась в третьем классе,  вернувшись из школы домой ,я  увидела во дворе  большое чёрное концертное пианино. Что это? Откуда? Может это мне? Сердце заколотилось! Да, да!  Это дед Николай купил по знакомству, через музыкальную школу, и привёз по железной дороге мне пианино! Ура!
           Лет в десять я удостоилась первого своего колечка. Как я его любила! Это было старинное кольцо для очень тонкого пальца. Я давно приметила его среди  колечек, лежавших в дедушкином столе, и попросила его для себя. Однако, оно не налезало  ни на один палец моей детской руки! Пришлось его в мастерской как-то «раскатывать». И вот оно у меня на среднем пальце. От него нельзя оторвать глаз. Вокруг малинового альмандина, по кругу,  двенадцать маленьких  светло-зелёных хризолитов. Я носила его везде: в школу, на прогулку, в гости, просто дома… Оно заряжало меня энергией. Станет грустно, или кто-нибудь обидит,  я глазами – на  кольцо. Оно меня успокаивает, сверкает зелёным и малиновым светом, «улыбается».
       Однажды оно пропало. Зимой мы с мамой на выходных ездили в Таганрог, к бабушкам. Там я его на тумбочке и оставила. Бабушка Тося увидела забытое кольцо, завернула в бумажечку, а куда потом дела, не помнила. Все решили, что свёрточек был выброшен вместе с мусором.
     Прошла зима, март, апрель … Я уже перестала горевать по кольцу, но всё равно оставалось чувство, что я лишилась какого-то интересного личного качества.
     В очередной приезд к бабушкам меня ожидало чудесное известие. Дед Николай протянул мне спичечный коробок: «Посмотри, что там!».
     Я открыла коробочку – там комок сухой земли, а из него тускло поблёскивают знакомые малиновый и зелёные камешки. Откуда оно?
    Дед рассказал, что недавно обрабатывал виноград в конце сада. Припав к земле у куста, он, вдруг, увидел блеск отражённых солнечных лучей, как от стекляшки. Подняв, кусок сухой земли, он увидел вросшее в неё кольцо. Как оно здесь оказалось? Загадка. Ещё большее чудо, что оно нашлось!
    Кольцо я привела в полный порядок. И оно опять засияло у меня на пальце.