Моя рождественская ночь

Людмила Троян
Говорят, что  в христианское Рождество с 6 на 7 января, тысячи истинно верующих приходят в православные храмы, что бы отстоять всенощную. Помолиться и вместе со всеми порадоваться наступлению  светлого праздника Рождества Христово.

Я не буду говорить о том, какими путями я шла к вере.  И пришла ли? У каждого свой путь. За последние годы своей жизни я побывала во многих православных храмах. И не только в православных. Я посещала многие службы.  Как говорится, по поводу и без повода. Я пыталась понять, уловить, осознать,уверовать.

В некоторых случаях, само служение вызывало во мне недоумение.  Иногда даже раздражение.  Но,как-то постепенно пришло другое чувство. Не думаю, что это чувство можно назвать смирением. Скорее, умиротворение.  Ощущение покоя и чистоты. Чистоты собственных  мыслей. А мысли, как известно, несут за собой и действие. И только после этого, начало пробуждаться и смирение.

Что бы там ни было, но  никогда, за всю свою не маленькую жизнь, я не была в храме в ночь на Рождество. Уж не знаю, какая сила потянула меня в этом году, отстоять всенощную в рождественском храме.

Город  у нас большой. И каких только храмов здесь нет?! Православных уж точно хватает. Большие  да красивые. Вот только не люблю я больших новомодных храмов и всё тут. Да, они яркие, мощные, иногда просто слепят глаза. Только мощь эта, какая- то обманчивая.  Такое ощущение, что чуть загляни за эту позолоту, а там и нет ничего. Пусто. Иллюзия. Обман. Не идёт от всего этого блеска тепла. Не веет покоем. Чем веет? Деньгами. Это сколько же надо было "ввалить бабок" на всю эту позолоту? Кричащую, самовлюблённую и холодную к окружению. Может быть, я сама в этом виновата?  В своём ощущении.  Не знаю…

Вот, например, есть в нашем городе красивый храм. Ему ещё и 20 лет нет. Храм иконы Божьей Матери «Иверской».  Красивое место выбрано. В глубине соснового леса. В сравнительно  новом районе. Летом вокруг храма даже павлины расхаживают, распустив свои хвосты. Розы кругом насажены.  Лавочки  в зелени спрятаны. Одним словом красота. Люди о храме с теплом говорят и восхищением. Красота-то,  какая! Мраморные колоны, золотая отделка потолка и стен. Исключительный иконостас. Выполнен он, из розового полудрагоценного камня – оникса. В древности этот камень называли «солнечным». Этот камень может  впитывать и отражать свет. Создавая иллюзию волшебства. Хотя, почему иллюзию? Это есть волшебство природы. Привезли его в этот храм из Ирана. Розовый  алтарь и престол из  белого цельного мрамора.  Именно в этом храме находятся 10 уникальных, бесценных святынь. Написанные  афонскими мастерами – иконописцами. Подаренные (!!!!) данной общине. Так же, из духовной столицы Греции, святогорцы  подарили храму икону святого Димитрия.  Одним словом  - поражает.

Люди говорят, что попав в этот храм, забываешь о реалиях жизни. Начинаешь ощущать красоту Божьего творения. Странно, я не ощущаю. Я эту красоту ощущаю в дикой природе. А здесь я только понимаю силу денег. И их возможности.  Прости меня, Господи!

А несколько лет назад в этом  храме, на Рождество, даже устроили лазерное шоу. Толпы людей, стояли  подняв головы в ночное небо.  Золотые купола, в лазерных лучах, взрывали тьму ночи и уносили эту красоту далеко в космос.  Храм казался не земным. Не реальным. Сказка ждала вас уже на пути к храму. 20 км светящейся паутины, ярких гирлянд, горящего всеми огнями леса, вели вас к рождественскому храму. Этих эмоций хватит людям на целый год. Я помню, как это было.

Только никакого религиозного подъёма я не чувствовала. Шоу оно и есть шоу. Мне было совершенно не понятно. Всё таки Рождество – это тихий семейный праздник, а не шумная вечеринка.  Рождество – это не Новый год! Или я действительно чего-то не догоняю???

Одним словом, не хотелось мне в эти новоявленные храмы. Но мне очень нравился один старый храм за городом. Если быть точнее, в небольшом городке со странным названием для Украины – Новомосковск.  Храм этот был уникальным по своей сути. Свято-Троицкий собор. Возведён он был без единого гвоздя в далёком  восемнадцатом столетии.  В мае 1778 года. Его считают единственным в мире девятиглавым крестово – купольным  храмом. Он является объектом культурного наследия ЮНЕСКО. Его не ремонтировали уже более 120 лет.

Вот именно в этом храме, я почувствовала покой и уют, который чувствует усталая душа. Ничего кричащего. Никакой толпы. Необыкновенное величие в простом.  Здесь ты попадаешь в другой мир. Но не злата, а души. Здесь не хочется кричать. Красоваться. Здесь не возможно даже представить себе хоть какое шоу. Здесь хочется говорить шёпотом.  Нет; здесь вообще не хочется говорить. Здесь действительно начинаешь понимать безмолвие.

Новый год побаловал украинцев снегом. Давно такого не было. Но после новогодней ночи снег стал таять.  Плюсовая температура.  А сегодня опять ударили морозы больше 20 градусов.  Всё вокруг покрылось льдом.  Я  ехала в «свой» храм на машине. Машину вёл сын.  Я чувствовала, как сын  украдкой на меня  поглядывает.

- Ты что забыл, за целый день, как я выгляжу? На дорогу смотри. Скользко.

- Мамочка, а чего ты злишься?

- Я не злюсь. Просто ещё одной аварии я не переживу.

- А я не могу поверить, что ты моя мама. Я тебя такой никогда не видел.

- Не нравится?

- Прикольно.  Но ты совсем на себя не похожа. Зачем этот маскарад?

- Это не маскарад, а обычай. В церковь не ходят с распущенными волосами, джинсах и коротких куртках.

На мне была дублёнка до самой земли и завязанный платок на голове. Сказать по правде, в такой одежде, я  сама себя не узнавала.

Минут через 20-30  машина уже ехала по тихим улочкам Новомосковска.  Проехали небольшую ёлку. Остатки памятника  Ленину. Множество маленьких магазинчиков и кафе приветливо сияли новогодними украшениями.  Знаменитого собора практически не было видно в темноте. Подъехали к самым воротам. Никого. Ни одной живой души. Ни огонька. Словно вымерли все.  Сын остановил машину.

- Мам, это как? Ты же сказала, что в эту ночь служба в храмах до утра.

- Так и должно быть. – Пожала я плечами. – Посиди в машине. Я пойду посмотрю.

- Мам, ну что тебя всегда несёт, куда не нужно? Тут никого нет. Смотри, нигде ни одного следа. Закрыто.

- Я хочу знать почему?  Жди.

Я вышла из машины. Просунулась в дыру в заборе. Обошла храм вокруг. Никого. Посмотрела на храм со стороны. Красиво. Не шикарно. Совсем не шикарно. Но, красиво. Таинственно, как и должно быть в рождественскую ночь. Словно всё вокруг застыло в ожидании чуда. В моей  голове  уже стали зарождаться сказки, но….

- Мам! Ты где?

- Здесь! Иду!

Я  опять села в машину и сказала

- Ты чего орёшь? Не на базаре.

Сын не ответил. Он смотрел на купола храма, а потом сказал

- Красиво, да?

-Да.

- А сколько этой церкви лет?

- Много. Несколько веков.

- Да ты что?! А кто её построил?

- Говорят, что за несколько дней до уничтожения Запорожской Сечи в 1775 году, самарские казаки пригласили на это место харьковского зодчего Акима, что бы заложить этот храм. Вот и заложили. Из дубовых и сосновых брусьев. Без единого гвоздя. На деревянных шипах. А эти купола были уравновешены таким образом, что держаться исключительно силой гравитации. Без всяких внутренних подпорок. В старину  люди верили, что эти купола держат на своих крыльях ангелы. И держать будут до тех пор, пока Бог не отвернётся от земли этой. Пока не разгневается на людей за деяния их. И построили эту красоту всего лишь за 3 года. И как видишь, стоит она и посей день.

-И что, её ни разу не ремонтировали?

- Ремонтировали. Один раз – в 1888 году.

- А почему когда была революция, её не уничтожили?

- Не знаю. Может быть, и правда ангелы хранят? Говорят, что в 30 годы её хотели разобрать на дрова. А потом передумали, и сделали здесь склад для хранения зерна. А когда во время войны, фашисты отходили от Днепра, они её заминировали. Но, почему-то не успели взорвать. Разве это не чудо?

- Мам, ты что,  правда веришь, что её ангелы охраняют?

- Знаешь, люди верят во всякую гадость и подлость. И в силу этой подлости. Поэтому эта подлость и преследует нас на каждом шагу. А почему бы нам не поверить в  силу добра? В светлых ангелов? Что бы нас преследовала не  чернота, а свет. Ведь во что верим, то и получаем.

- Ну и хорошо, что её Бог охраняет. Пусть стоит. Красиво.

- Да, красиво. Только не нужно думать, что терпение Бога бесконечно. Ладно. Поехали домой. У вокзала приостанови. Спросим у местных таксистов , почему закрыто.

Вокзал был закрыт. Даже свет не горел. В стороне стоял, какой - то проходящий автобус. И одно одинокое такси.  Я попросила сына подъехать ближе. Открыла окно машины и сказала таксисту

- Здравствуйте. С Рождеством Вас.

- Да какое тут Рождество? – Сплюнул в снег таксист.

- А что так?

- Разве это Рождество, когда детям подарки купить нет за что?

- А Вы не знаете, почему церковь закрыта?

- Так она уже год, как закрыта. Она же падает. Нельзя туда. Завалит, и  никто не откапает.

- Реставрируют, что ли?

- Смеётесь, или совсем не местные? Да где же на эту реставрацию деньги взять? Закрыли местные власти и ждут, пока совсем не грохнет. Слухи ходят, что развлекательный центр хотят построить. Уже и покупатель имеется.

- А разве она не под охраной ЮНЕСКО?

- Где то ЮНЕСКО?! Говорят, пару лет назад это самое ЮНЕСКО выделили деньги. Только у нас всё как всегда. В какие карманы эти денежки ушли – никто не знает. А только к церкви никто и не притронулся.

- Понятно. Спасибо. А за игрушки не стоит особо переживать. Лишь бы войны не было.

- И то правда.

Мы вернулись в наш город. Он встретил нас морем огней. Яркими ёлками. Витринами супермаркетов.  Смехом молодёжи. Было такое ощущение, что из вечной темноты и мрака, мы  вдруг ворвались в город – сказку. Город огней и смеха. Почему-то подумалось, что ещё вчера опять всё подорожало. Даже хлеб. А сколько же обходится городу всё это сияние?

- Мам, ты расстроилась? Хочешь, заедем в другой храм? Их же много в нашем городе?

- Поехали.

Но оказалось, что все храмы были закрыты. Словно тёмные, безликие пятна в сиянии города. Ни в одном храме, в который мы заезжали, не горел даже огонёк. Возможно, мы посетили не все храмы; но, всё таки!

В конце концов, машина остановилась у какого-то здания, в центре города.

- И что? – Спросила я, удивлённо глядя на сына.

- Что?

- Ты куда приехал?

-Я уже не знаю куда ехать.

- Ну не сюда же! Ты что звезду не видишь? Это еврейская синагога. Называется «золотая роза».

- А кто им разрешил  тут строить? Прямо в центре.

- Екатерина вторая.  И строить, и давать гражданство.

- А-а-а. Теперь понятно, почему все наш город считают еврейским.

- Между прочим, именно еврей построил первый завод в нашем городе. Чугунолитейный. А потом, другой еврей, суконную фабрику. И всем жителям города было, где работать. А потом театр. А потом один из лучших кинотеатров Российской империи.

- И, что, всё евреи?

- Да. Я,  конечно, не помню их имена. Но можешь сходить в музей города или посмотреть в интернете.

- И что, их никто не преследовал? Евреев же не любят.

- Преследовали. Были погромы. Но воинские части города их подавляли. Видел, мы проезжали памятник Пушкину? Его тоже построил еврейский скульптор. И наш политехнический, и горный. Людям любой национальности  здесь неплохо жилось.  Потому  что была работа, учёба, развлечения.

- А что потом?

- Потом была революция 1917год.

- И что?

- Аресты  евреев, ну и всё что связанно с арестами.  Можно только удивляться, как эту синагогу не сравняли с землёй?

- А может быть её, как и ту церковь, ангелы охраняют?

- Не знаю. Может и охраняют. Я где то читала, что во время войны, кажется в 1941 году, когда в город вошли немцы, комендант  города издал указ о том, что еврейское население города облагается штрафом в размере 3 миллиона немецких марок.

- Заплатили?

- Не знаю. Даже если и заплатили, то это их не спасло.

- Почему? Обманули?

- Как гласят документы, в том же месяце, на территории  транспортного института нашего города, были расстреляны в овраге 10 или 12 тысяч евреев.  5 тысяч поселили в Гетто. В последствии эти люди тоже были расстреляны.

- Я бы, на месте евреев, вообще бы никогда сюда не вернулся.

- Каждый должен быть на своём месте. Мы ещё долго будим тут стоять?  Туда нас всё равно не пустят. Поехали домой.

- Ну, по крайней мере, мы свой долг перед  Богом выполнили. – Заявил сын, выезжая на трассу. – Мы честно искали церковь.

- Ага. Только, наверное,  мы с тобой очень грешные. Ни одна церковь двери нам не открыла.

- А ты видела нашу главную ёлку в этом году? Супер! Просто офигеть!

- Говорят первое место по всей Украине? Киев мелко плавает.

- Мам, так она правда – обалдеть!

- Ну,  поехали. Я не видела.

Ёлка действительно была шикарной.  Так же, как и всё вокруг. Кажется, в этом году Днепр сам себя переплюнул.

А потом я сидела на своём диване, закутавшись в тёплое одеяло. На коленях у меня лежала библия.  Подарочный экземпляр. Подарок друга. Я мелкими глотками пила чай и в очередной раз пыталась отключить мозги. Понять, принять, осознать не разумом, а сердцем. Не искать доказательств, а просто верить. Я не могу сказать, что у меня это хорошо выходило.

Горел ночник. Потрескивала свеча. В маленьком блюдечке лежали сладости. Было слышно, как сопит в соседней комнате сын. Чувствовала ли я умиротворение? Нет. Я чувствовала усталость.  Нет, не физическую. Усталость бытия. Потому что совсем не далеко от боевых действий  находился мой другой сын и маленькая внучка. И ещё множество всяких проблем. И я совсем не могла  ничего с этим  поделать.  Ну, разве что, поверить в чудо и ангелов, которые могут держать не только церковные купола и хранить синагоги, но и просто проявлять сострадание к простым смертным как я  и моя семья.

Я закрыла библию. Открыла ноутбук и на свет появился этот рассказ.