Откуда пошла Рассея. Историческая сказка

Сергей Воронин Аристарх Граф
Царь Петр Первый люто невзлюбил город, в котором жили все его предки, в котором родился и он сам. И этот город – Москва! Тут тебе и боярские заговоры против него, и бунт стрельцов, и вся прочая дребедень, от которой, хочешь не хочешь, а сбежишь хоть на край света. Вот Петр Первый и сбежал! И начал поднимать на самом западном краю России новый город, который назвал в честь самого себя - Петербургом. И призвал для этого из Голландии банкиров и кораблестроителей, из Италии архитекторов и инженеров, из Германии физиков да математиков. И всем им отлично платит, и поэтому все наилучшие умы и руки Европы вкалывают на Петра так, как никогда до этого не работали на благо своей настоящей родины. Растет Россия, ширится! Вливаются в нее все новые и новые земли и народы! Вот и заинтересовался любознательный и непоседливый царь Петр – что такое его страна Россия? С какого народа она началась? Где ее настоящий центр и всё такое остальное прочее? Тогда и пригласил к себе в Санкт-Петербург для изучения прошлого России историков со всей Европы. Но историки ему все разом ответили, что они не олухи. Что в Россию они ни ногой! Потому что Россия – страна огромная, дикая, люди в ней все сплошь грубые да пьяные, и поэтому история этих дикарей никому в мире не интересна. И даже более того – очень противна! Разозлился царь Петр на это! Но делать нечего – помалкивает. Потому что и сам прекрасно понимает, что у всех европейских стран не история, а просто загляденье! Тут вам и непобедимые римские императоры, и героические крестовые походы, и открытие Америки, и много чего еще красивого и приятного! А у России ничего такого нет и в помине... Не страна, а сплошное черное пятно... И в ответ на всё это загорелся царь Петр сочинить про Россию такую сказку, чтобы у всей жеманной и высокомерной Европы от зависти аж слюнки потекли! Но как это сделать, если в самой России образованных людей почти нет, а европейские писатели и архивисты только лишь свои собственные страны хвалят? Опечалился царь Петр, пригорюнился... Узнал об этом его горе проклятый немецкий Кайзер и очень обрадовался! И говорит сам себе: "Нет, это очень плохо, что царь Петр построил кучу морских кораблей и завоевал так много соседних земель. Этак он скоро и до моих владений доберется... А воевать с огромной Россией моей маленькой Германии – дело гиблое! Абсолютно безнадежное... И тут нужно действовать не силой, а хитростью. Тут нужно сделать так, чтобы царь Петр свою собственную Россию люто возненавидел! А чужую ему Германию всем сердцем навеки полюбил! И тогда вся русская военная мощь станет служить интересам исключительно только Германии и во вред себе самой - России. А для этого нужно совершить в голове царя коренной переворот! Чтобы он при слове Запад и Германия – всегда только улыбался. А при слове Россия – всегда только чертыхался и плевался! И если царь Петр желает об истории своей России услышать сладенькую глупенькую сказочку, то мы ему такую хитрую дурилку, так и быть, сочиним!..

И тогда призвал проклятый Кайзер к себе во дворец своего шпиона по фамилии Малер, который хорошо знал русский язык, и приказал ему:

 - Немедленно поезжай в Россию и под видом историка напиши царю Петру такую небылицу, чтобы после ее прочтения царь Петр стал во всей своей внешней политике моей послушной куклой! И помни, что есть у Петра один ненормальный силач-патриот, который доказывает, что Россия - это древнейшее государство на земле! Навроде Египта или Китая. Фамилия этого мужика-академика Ломоносов. Так вот ты должен этого самого Ломоносова представить в глазах Петра полным дураком! Чтобы Петр после твоих красивых и завораживающих небылиц не верил ни единому его слову! Даже если его слова будут чистейшей правдой. В общем изворачивайся, как можешь, ври царю напропалую и ничего не бойся – он заграничных людишек, пусть даже глупых и болтливых, весьма уважает и к их мнению всегда прислушивается больше, чем к словам своих собственных неоднократно на деле проверенных мудрецов.

 - Яволь, майн мудрейший Казйер! - вытянулся по струнке Малер.- Всё сделаю в точности, как вы приказали. Обтяпаю это дельце так, что вы только пальчики оближете!

 И в этот же день под прикрытием великого ученого и прославленного академика отправился в Россию.

 Как только царь Петр узнал,что сам великий Малер вдруг согласился написать историю России, так тут же страшно и обрадовался! Во всю ширь своего лица и разулыбался! И даже растрогался. Встретил его карету в Санкт-Петербурге на пороге своего дворца - лично! Когда Малер выходил из кареты, подал галантно ему на помощь руку и даже три раза его расцеловал в щеки! И тут же предоставил ему полный карт-бланш – то есть Малер может на территории России ехать, куда ему только вздумается, и брать себе домой книги, какие ему только пожелается! Даже самые древние и самые-пресамые секретные! Вот с этой самой карт-бланшью, на которой стояла личная печать самого Петра Первого, Малер и поехал по всей Руси от Смоленска до Урала – осматривать городские архивы и монастырские библиотеки. Набрал там целые возы древних рукописей и старинных книг и все их привез в Санкт-Петербург и целый год неотрывно их читал. И вскоре самолично убедился, что Россия и точно - древнейшее государство в Европе! Намного старше даже Древнего Рима! Не говоря уж о какой-то там Германии или Франции... И если дать эти документы прочитать Ломоносову, то Ломоносов его, немецкого шпиона, Малера, тут же разоблачит и доведет дело до того, что его, Малера, за обман самогО Петра Первого надолго посадят в тюрьму, а то и вовсе на площади на радость толпе повесят!..

 И тогда Малер все эти древние книги и рукописи тайно ото всех в своем камине взял да и сжег! Лишил, немецко-прусский изверг, Россию памяти!.. И принялся писать русскую историю так, как он, откровенный враг, хотел сам и как приказал ему его великий Кайзер. И уже через год на собрании Академии наук читает Ломоносову и всем остальным большим ученым свой доклад. Говорит им с трибуны:

 - Мин херцы, едрёну мать вашу так, копченые перцы! Фся русская история – это такая фантасмокория! Такая куша нафоса! Што только шуть ее понюхаешь – так ис клас кратом летят слёсы!..

 - Где конкретные доказательства? - тут кричит ему из зала Ломоносов.

 - Пшальста, - вежливо отвечает ему Малер. - Их бин у меня ест сколка фашим тушенькам путет неукотно! Там, кте сичас стоит Москфа, тысяшу лет насат шили финны. А кто вас ист дас такие финны? Это ше ест тупой чухонсы, который тихо шифут сепе срети сфоих холотных осёр та полот, рыпу лофят, сУпы ф сфой рот ни расу в шисни не чистят, ф реке рас ф кот моются, а про паню и мыло фапще никокта не слышали. И поэтому зафоефали этих крясных тикарей шфетские норманны – плакоротно фклюшили их ф сфоё сифилисованное ефропейское косутарстфо. Фот только так и фозникла Русь.

 - Я тебя спрашиваю, где доказательства, ирод берлинский? - опять нетерпеливо кричит ему Ломоносов.

 - Опять пшальста! - снова вежливо отвечает ему Малер. - Сакляните, коспотин Ломонософ, ф финский слофарь – как там финны то сих пор насыфают шветов? Руотсалайнен - вот как! От этофо самофо «руотса» и фосникло слофо «Русь,Россия». Фот и полушается, што таже насфание у Руси не сфое сопстфенное, сфоим наротом татеное, а самое што ни на есть шветское! Таше на такое простое тело, как свою Ротину насфать, ума у трефних финноф не хватило! У шфетоф посаимстфофали!..

 - Это что же? - не унимается Ломоносов. - Вот, скажем, я вырос на севере среди поморов. И если рассуждать, Малер, по-твоему, то название моего народа «поморы» возникло от слова «помирать», что ли?

 - О! О! - в ответ чуть не завопил Малер от радости и даже языком громко на всю Академию зацокал. - Какое тонкое этимолокишеское наплютение! Этот факт я тоше фстафлю ф мой токлат и самолишно препотнесу ефо сарю Петру Перфому ф посолошенной папошке! Спасипо фам са сеннейший комментарий, о камарад Ломонософ!

 - Врешь, нерусь немецкая! - от злости уже вскочил с кресла Ломоносов. - Поморы – это от слова «море» и означает оно «народ, который на кораблях своих ходит по морю», рыбаки то есть. Рыбаки и великие торговцы и путешественники!

 - Ну, это уше фаше сукупо лишное мнение, - нагло ухмыляется ему прямо в лицо Малер. - И оно, скашу фам шестно, ест ошен коряфое, примитифное и клупоко антинаушное! Отно слофо - чухонское! Сифилисофанная просфешённая Ефропа ефо никокта и ни са што не приемлет!

 Ну,тут Ломоносов уже и вовсе не стерпел, подскочил к трибуне! И - хрясь холеного да напудренного Малера кулаком прямо в его самовлюбленное изображение натурального лица! Да так крепко, что аж нос ему поломал! Не даром же фамилия у парня произошла от слова «нос ломать»! То есть "носо-ломов". Или же более по-русски - "Ломоносов"!

 После этого между Россией и Германией началась такая дипломатическая переписывательная катавасия, что только глаза - на лоб! и задницу почеши! Не больше и не меньше! Кайзер так против Ломоносова взвился, словно тот ему на одно место спереди клеща кровь-сосученго посадил, а задницу Кайзеру будто бы густо-густо хреном натер! Тут же он прислал Петру 1 самый противный протест! Дескать что же это такое творится, дорогой мой мин моему сердцу херц! Я направил к вам своего наилучшего и наимудрейшего академика. Можно сказать, от собственного сердца этот алмаз науки оторвал! Самоличнную германскую Академию псевдонаук на цельные десятилетние обескровил! А какой-то задрипанный архангельский мужик-носолом ему привсенародно прямо в здании российской Академии, в центре твоей славной столицы харю чистит! Это есть протитву всяких правил и наших с тобой прежних обговорённостей. А посему требую этому бандиту с большой архангельской мужицкой рыбацкой дороги, с северного ледяного моря-буяна-окияна немедленно отрубить голову! Прямо сегодня же! Сразу по получении данного моего драгоценного и наиважнейшего для нашей дальнейшей дружбы-фройндшафт письма-донесения, доноса-на-Ломоноса! Ну, и в самом уже наиконце приписка: шлю дескать тебе, мин майн Питер-дриттер херцу-сердцу анпиратор, пламенный привет и жду от тебя скорейшего и правильного ответа как дама от любовника-кавалера букета-фризилетта!

 Ну, тут деваться уже некуда, и в ответ царь Петр для видимости вынужден был посадить дорогого ему минхерцу-сердцу Ломоносова на несколько дней в кутузку, а потом вызвал его к себе прямиком в свой амператорский и весь неприлично раззолоченный Зимний во дворец, взглянул на него и прям-таки залюбовался его огромным архангельским ростом и богатырской мощью! И откровенно так обожательно говорит ему:

 - Люблю тебя, милый ты мой Миша, как второго своего родного сына! Потому что мой первый сын Алексей как есть ленивый да сопливый, худощавый да прыщавый выродок, словно он мне и не сын вовсе, а так... совершенно случайный приблудок бабий... Воспитанный книжными червями монахами и всю жизнь живущий под теплыми бабьими рубахами. Ну как такому вконец изнеженному недоумку после моей смерти всей огромной и непокорной Россией править?! Беда же будет несказанная! И что с ним, с сыном этим дурным, Алексеем, теперь делать – хоть убей не знаю!.. Вот тебя бы вместо него царем на Руси после меня поставить! Вот это было бы першпективное дело! Ну а теперь давай откровенно докладывай, за что ты германскому шпиёну Малеру морду начистил да нос вдрызг расквасил?

 Рассказал ему Ломоносов обо всем, что в Академии давеча произошло, а Петр ему нисколечкр и не верит, говорит:

 - Да просто быть того не может! Сомневаюсь я сильно! Сиречь Малер с немецкого переводится как «художник, мастер». Ну не может человек с такой интеллигентной, форсовой фамилией так преподлейше вонюче, как в нужнике, врать! Ну не располагается душа моя к твоему объяснению, да и всё тут!

 - Да какой он художник! - возмущается непокорный Ломоносов. - И переводится слово «малер» вовсе и не «художник», а всего лишь «маляр»! Вот он и есть самый настоящий грязный маляр - ходит с ведром черной краски и всю историю нашей любимой и прекрасной древней России одной только черной грязью обмазывает! Да за это ему самому надо всю его рожу самой жгучей ваксой начистить! Чтобы блестел, как сапог! Как негр! Иуда!

 И просит Ломоносов Петра Великого:

 - Батюшка царь-император! Отец родной! Не верь ты проклятым немцам ни в чем. Они охмуряют тебя, чтобы богатейшую Россию к своим хапужеским западным да тевтонско-левонским блудливым рукам прибрать! Самой противной неправдой тебя окружают. Как есть в наглую врут!

 - Да как же теперь всю истинную правду узнать? - удивляется царь Петр. - Ведь придурок Малер все наши духовные святыни, древние книги и рукописи как все равно что свои собственные похотливые любовные письма, начисто сжег! Меня об этом даже не спросясь!..

 А Ломоносов ему на это отвечает:

 - А теперь, царь-батюшка, выход из этой предательской ситуации, в которую тебя немчура поставил, только один - к народу ехать надо. Истинная правда не только в книгах сожженных осталась, но и в народной памяти вечно живет. А народ врать не станет! Нет, ну, конечно, один человек, может, и соврет. И два, может, тоже. Но народ в целом врать не сумеет, потому что всем сразу об одном и том же договориться просто ну никак невозможно. Вот тут-то вся русская правда наружу и вылезет.

 - Это где ж такой всезнающий народ живет? И как он называется? - удивляется царь Петр.

 - Живет он не так уж чтобы и далече - на Волге, а имя ему – эрзя.

 Впервые в жизни услышал царь Петр о таком странном народе... А ведь был он крайне любознателен. Совсем недавно послал своего морехода Беренга проплыть по льдам северного холодного океана в самую даль своей бесконечной империи – узнать, соединяется ли Россия с Америкой. Потому что всё, что вокруг своей страны есть значительного, знать и изучать хотел! Мечтал сделать свою достославную Россию самым богатым государством на земле и таким образом самому прославиться превыше, чем древние рЫмские Амператоры! Но вот ЧТО у него под самым носом, на Волге, деется, того, оказывается, он совсем и не ведал... Тогда тут же Петр и приказал запрягать лошадей. Прямо вот НЕМЕДЛЕННО!!! И загружать повозки царской водкой и провизией под самую их завязку! И уже на следующее утро вместе с Ломоносовым и Малером выехал из Петербурга в дальний путь - на бескрайнюю Волгу-матушку.

 И вот едут они по кочкастому российскому бездорожью.Карета их из стороны в сторону,как корабль на море во время буйного шторма,раскачивается!Малер от морской болезни беспрестанно блюет и уже не сидит,а лежит у царя и Ломоносова под ногами,весь зеленый,но и в таком состоянии не прекращает вести с Михайлой высокий научный спор.Говорит снизу,с пола,ему и царю:

- Нет никакофа такофа нарота по насфанию эрся!И никокта не пыло!А ест,их бин дойче-шлойце муттер-дрюттер,только софсем уш темный и сахуталый наротишко мортфа.И по-анклийски это сфушит «мардерс»,по-немецки «дер морд»,што по-русски оснашает «смерть,упийстфо».А с отнофо фосточного ясыка это перефотится и фофсе «лютоеты»!Нетаром ше русские их пресрительно опосфали «мортфа»,то есть «тикие морты»!

А Ломоносов в ответ знай только зло на него сверху плюется и в качестве опровержения ему гордо отвечает:

- Врешь,скотина немецкая!Как есть опять и во всём нагло врешь-изворачиваешься!Вот,скажем,есть у нас на севере народ саами.Так русские его для простоты называют самоедами.Это что же:если мы их так зовем,то саами,получается, действительно друг друга едят?Да?

- Может,и так...-вслух размышляет Малер.-Это ше сефер...фешный колот...фот симой они,как сфери,и шрут потихоньку сфоих шён и тетишек...мясцом сфешеньким пропифаются...А по фесне,как только снешок сойтет и юшная птица,их бин ваффен-штраффен,прилетит,колот прекращается и токта они на нофых папах шенятся и нофых тетишек сепе тля симнефа пропитания опять рошают!И штопы фсё это ф точности уснать,нато к самоетам ехать и фсё у них сфоими класами смотреть.

Услышав это,царь-анпиратор Петр только захохотал,а Ломоносов опять зло плюнул и сказал Малеру:

- Вот мы к этой самой мордве сейчас и едем – смотреть,что это за такие «морды»...

И вот наконец приехали они все трое на самый стык Оки и Волги и обращаются к тамошнему ведуну-колдуну,который по-местному зовется инятя-возатя.И просят его:

- Расскажи-ка ты нам,мил человек,про свой народ всю правду,какую только знаешь.А то мы во всей этой этимологической да географической паутине уже совсем,как мухи,запутались!

Тогда привел их ведун-колдун-инятя-возатя на высоченный берег над стрелкой,над тем самым местом,где меньшая по размерам Ока сливается с огромной Волгой.И это место над обрывом считается здесь священным и называется Кереметь Атямшкай,то есть святая поляна Бога-грома.Здесь эрзяне всем городом круглый год молятся – чтобы этот самый Атямшкай посылал летом на их поля обильный дождь,а зимой пушистый снег.Посреди Керемети лежит большой камень под названием кардо-сярко,и этот камень тоже считается у них священным.Положил инятя-возатя на кардо-сярко огромную книгу под названием «Веды» и сначала помолился,сказал:«Чам-пас,вел-пас,помилуй нас!»,поклонился на большие четыре стороны и на остальные четыре малые и только после этого раскрыл книгу,полистал ее и начал тихонько читать:

- Сотворил Бог Рай на земле.А в нем Адама и Еву.И расплодились люди.И стало им места в Раю не хватать.И принялись они тогда селиться по земле уже вокруг Рая.И стали поэтому называться – арии,что и означает «возле Рая».Но через сотни лет уже и этой округи ариям стало снова не хватать.И тогда Бог повелел им расселиться уже по всей огромной земле.И те,кто ушел на Восток от Рая,стали желтыми людьми.Кто на Юг – черными людьми.Кто на Север – холодными людьми.А кто на Запад – жадными людьми,которые ради денег готовы отца родного продать!Впридачу с матерью.И братьями-сестрами также...И которые все соседние народы в рабство захватывают.А те арии,которые поселились возле Волги и Оки,со временем стали называться не арии,а - эрзя.И сказал Бог эрзянам:

- Разошлись люди по всей земле и забыли,КТО они такие на самом деле есть.Что они – арии.И не хотят знать корня своего и самой основы своей.И я их за это когда-нибудь всех сурово накажу!И чтобы такого же не случилось и с вами,навсегда заповедую вам:чтобы отныне названия всех ваших рек и озер,городов и сёл имели в себе звуки «ар» или «ра»!Пройдут тысячи и тысячи лет,и только по этим древним названиям будущие люди смогут определить,откуда на самом деле они пришли на эти земли.
 Прочитал всё это инятя-возатя и поясняет,
 -Именно поэтому реку,над которой вы сейчас стоите,эрзя назвали Ра.А поскольку она – самая большая на нашей эрзянской земле,ее по-эрзянски называют Ра-волгай,то есть Большая Река.Или сокращенно - Рав.А потом уже пришедшие сюда славяне стали называть ее просто - Волгой.

- О как тонко!-услышав всё это,восхитился царь Петр и даже ударил своим Огромадным кулаком Ломоносова по плечу!И сказал ему,-молодец,Михайло,что вынудил меня сюда приехать.А то я поначалу на тебя даже осердился,что затащил меня в такую несусветную даль-болота,в лесные просторы-птичьи переговоры!А теперь уже и сам вижу,что приехал я на Волгу с большой пользой и для себя,и для Отечества!

Но Малер всё не унимается.Указывает им всем на Оку и с ехидцей спрашивает колдуна-ведуна:

- Ну латно,протифный ты старикашка,про Ра-фолкай ты нам красифо наплел,локично – не спорю.Но фот эта самая Ока,што у нас под ноками,никакофа «ар» или «ра» ф сфоем насфании не сотершит.Как ты ЭТО опъяснишь,лесная ты мортфа-тикая орта?!

С невозмутимым достоинством инятя-возатя ему отвечает:

-Внутри нашего огромного эрзянского народа есть небольшое племя под названием мокша.И когда они на своей отдельной от нас поляне собираются молиться своему,другому,не нашему Богу,то это своё общее моление они называют - окс.Вот мы им и позволили эту реку,что поменьше нашей Рав,назвать Ока.

Услышав это,Малер окончательно заткнулся,а царь Петр на радостях от всего только что им узнанного так ударил по плечу Малера,что тот аж на землю упал и заныл жалобно:

- По-о-ольно-о...Коспотин анператор,не пейте меня польше...

-Ладно,не буду,-смилостивился Петр.

Опять сели они в карету и поехали к другой керемети,другие бесценные знания у местных ведунов-колдунов добывать.Едут долго,нудно.Малер по-прежнему всё себе на полу валяется-перекатывается,беспрестанно блюет,а Ломоносов его как бы невзначай обеими ногами в бока постоянно попиндывает и сверху всё так же настойчиво презрительно поплевывает!А царю в это время рассказывает:

- Вот как Бог заповедал эрзя,чтобы у них все географические названия содержали в себе слоги «ар» или «ра»,так они эту одиннадцатую,специально для них написанную заповедь,свято и исполняют!Родина-мать или просто земля у них называется «мастОр» - отсюда и прозвание края Мещёра под Рязанью или земля Меря недалеко отсюда,за Волгой.Или река Мста.А самый большой здешний город – это ЭрзямастОр,то есть земля эрзя.А сокращенно Эрзямас.Это уж потом славяне для удобства произношения на своем,славянском языке переделали сей славный град в Арзамас.

- Едрен ты корень!-восторгается царь Петр.-Чего только не узнаешь – стОит только выехать из гладкой,вылизанной и напудренной столицы в самую глушь России!Ну давай,Михайло,академик ты - мать тебя! - народный,не молчи,давай просвещай меня,неуча дворцового,дальше.

- Я посмотрел по карте,-продолжает Ломоносов,-и действительно,у них там почти всё содержит в себе «ар» или «ра».Взять к примеру реки.Это: Ардатов,Саратов,Самара.А их город Ростов стоит на берегу озера Неро.А слово «озеро» у эрзян звучит как «эрьке».И река Нерль родом отсюда же.И стоит на этой Нерли самый древний в нашей России православный храм - за пятьсот лет до нас с тобой,Петр Алексеевич,построенный. А название города Самара переводится как "холм священной козы". И до сих пор символом города является красивая козочка. А под этим холмом располагается огромное эрзянское кладбище, которому несколько тысяч лет. То есть там был огромный город - такой же древний, как Древняя Эллада или Древний Рим. Вот так-то,царь ты мой батюшка! Такие вот получаются пирожки с эрзятиной...

- Да-а...-только и смог произнести Петр.-Ты ж мне сейчас половину моей России перечислил!Получается,что все мы,русские,вышли из мордвы?

- Не из мордвы,а из эрзя,-уточняет Ломоносов.-Слова «мордва» вообще быть не должно!Это слово – очень обидное,обзывательное.Его придумали славяне.Чтобы унизить эрзян.Потому что те в свое время со славянами очень даже много воевали.И,надо тебе,царь-батюшка,доложить,очень даже успешно!Скажем,Нижний Новгород славяне отвоевывали у мордвы совсем-совсем не сразу.И к тому же с преогромной кровью!А эрзя сами себя мордвой никогда не называют!А знаешь,царь-император,как они величают своего предводителя?

- Как?

- Инязор.

- Ну и что?-не понимает Петр.

- А то,что отсюда возникло русское «князе»,а потом уже и «князь».

- Черт побери!А ведь и верно!Ну,что еще скажешь?

- А знаешь,как у эрзя звучит слово «люди,народ»?

- Как?

- Ра-эрзя.Сокращенно – разьке.А отсюда уже и - Расея. И – русский! Вот ведь как! У эрзян нет слов «русский язык».Они говорят: рузонь язык.То есть эрзянь язык.Так что все мы родом из ариев!

Петр аж присвистнул и зло закричал на Малера:

-Ну а ты ж чего молчишь,мудрец-подлец?!-и тоже пинул Малера в бок!-К чертям тебя собачьим вместе с твоими финнами и шведами!

И вот наконец проезжают они мимо города Кемля.Вышли все трое из кареты – ноги поразмять.А Ломоносов опят не дает прохода царю,всё спрашивает:

- Ничего тебе,царь Петр,название этого города не напоминает?

- Н-н-нет...-уже совсем неуверенно отвечает тот.- Ничего...А что?..

- А ты приглядись повнимательнее!-почти приказывает ему Ломоносов.-Ну? ЧТО теперь видишь?

- Опять ничего не вижу.А ты сам-то что тут такого важного узрел?

- Узрел я,что сей малый,но славный град стоит на широкой площади,которая плавно спускается к реке.

- Ну и что...- все еще не вникает царь Петр.

- А то,что твоя Москва точно так же стоит на холме,на склоне Москва-реки.А такой широкий склон к реке у эрзя издревле называется - «кремля»!

Царь Петр на несколько минут потерял дар речи...А потом спрашивает Малера:

- Ну а ты,милый друг академик,дойче херц,как разъяснишь возникновение слова «кремль»? Чай,у тебя на всё есть твое собственное,немчурское,дойчландское объяснение.Так?

- Расумеется!-радостно отвечает Малер,довольный,что император наконец-то поинтересовался и его мнением.-Если потхотить к фесьма сапутанной этимолокии сефо приметнофа слофа сукупа наушно,то,исхотя ис латыни, фыхотит,што...

- Короче,немец!-кричит на него Петр.

- А короше: «кремль» происошло от слофа «крЭм».Это такое украшение сферху прастнишнофа торта и телается оно ис фспитых слифок с яйцами с примесью сока сфеклы или семляники тля притания ему краснофа сфета.Или сока априкоса тля притания ему шелтофа цфета.И фот как прекрасен крЭм и росошки ис нефо на самом нафершии торта,так прекрасен,император,и тфой москофский Кремль с ефо солотыми и прочими расноцфетными и фитыми куполами сопора Фасилия Плашеннофа – отин ф отин!

- Вот идиот!-только и ответил Петр на сие глубочайшее научное изыскание Малера,безнадежно махнул рукой и снова сели они все в карету и снова поехали.

Царь Петр сначала всё долго молчал,потом наконец молвил Ломоносову:

- Ну всё!Вели,Михайло,поворачивать лошадей обратно в Санкт мой прекрасный Петербург!Можешь мне больше ничего не рассказывать.И без тебя сам теперь прекрасно вижу и понимаю,ГДЕ находится истинный центр земли русской.

- Нет,погоди!-осаживает его Ломоносов.-Еще не всё ты узнал,что тебе обязательно как императору всероссийскому знать нужно.Погоди немного...Увидишь - куда приведет нас сия дорога...

И вот приехали они в славный град Муром и пришли к тамошней Керемети,которая тоже по вековечной традиции размещается на горе и которая здесь называется уже не Атямшкай,как это было на Волге,а ТумашкАй.

- Почему так?-спрашивает Петр у здешнего ведуна-колдуна-иняти-возати.-Почему у нее новое название?

А тот тоже сначала очень важно,степенно,несмотря на присутствие царя, помолился своему особому,не христианскому Богу,прошептал:«Чам-пас,вел-пас,помилуй нас!»,поклонился на четыре стороны света и лишь после всего этого уже сам царя в ответ спрашивает:

- Видишь этот дуб?

- Ну,-отвечает ему Петр.

- На эрзя дуб – это «тума».Поэтому и вся эта Кереметь в честь него и называется -Тумашкай.

- Теперь понятно,-вздохнул Петр.-Вот что,колдун-ведун,хочу я тебя спросить:почему ваш город называется Муром?

- Ну это тоже очень просто,-отвечает ему инятя-вазатя.-Наши молитвы на Кереметях мы не читаем,а поем.А «петь» на языке эрзя так и звучит – «мурома»!

- Я уже ничему не удивляюсь...-лишь отозвался на это царь-император и обреченно махнул рукой...-Всё,что я до сего дня знал и,казалось,хорошо понимал,теперь летит вверх тормашками!..Все мои прежние псевдонаучные знания о собственной стране разлетаются мелкими букашками-таракашками!.. Оказывается,всё это был мусор и вредные насекомые,а не истинные знания...Совсем ты меня обескуражил,славный академик Ломоносов!И у меня нет к тебе больше никаких вопросов!

- Нет,это тоже еще не всё,-пресекает его намерение преждевременно вернуться назад в Петербург Ломоносов.-Ты еще много чего любопытного не узнал – что тебе тоже как императору в первую очередь знать необходимо!

- Ну что там еще такого сверхважного?-спрашивает Петр.

- А видишь вон то селе невдалеке от Мурома?-указывает Ломоносов ему с горы.

-Ну.Вижу.И что?

- А помнишь,в каком селе родился богатырь Илья Муромец?

- Конечно помню – в Карачарове.

- Ну так вот это село то самое Карачарово и есть!

Трижды перекрестился царь Петр,глядя на эту древнерусскую святыню и трижды ей поклонился!И сказал:

- Спасибо тебе,Карачарово,что родило ты нашего великого богатыря!Спасибо тебя,вся земля эрзянская!

- Вот-вот...-подсказывает ему Михайло Ломоносов.-А второй древнерусский богатырь Добрыня Никитич родом совсем недалеко отсюда,из Рязани. И славный наш Алеша Попович, представь себе, тоже всё из той же эрзянской земли - из Ростова. Вот ведь,оказывается, где ковалась вся первоначальная слава русская!

- Да. Теперь понимаю... - откликнулся Петр и глубоко над сим знаменательным фактом истории задумался...

- А ты знаешь,царь-отец,почему это село называется Карачарово?-спрашивает его инятя-возатя.

 - Нет. И почему же?Очень даже интересно! Ну, говорите! Не томите, черти вы оба полосатые - хвосты волосатые!

 - Там, как и здесь, тоже есть своя Кереметь. И в центре ее тоже лежит такой же священный камень. Он у них так и называется – священный камень. А по-нашему, по-эрзянски, Кара-щарко. В честь этого камня называется и все село. А уже потом славяне стали его называть, как им это удобнее – сначала Каращара, а затем уже и Карачарово. Впрочем истины ради следует также добавить, что у эрзян рождались не только богатыри великие, но и бандиты-атаманы достославне! Взять к примеру того же Стеньку Разина.

 - Неужто и он тоже из эрзян? - изумился царь.

 - Так оно и есть! Из них, из мордвы.

 - Так он же, насколько я нашу российскую историческую грамоту помню, был из племени казаков. Или, скажешь, нет?

 - Так-то оно так. Да только не совсем по-таковски. А если умно да честно разобраться, то выходит уж и вовсе по-бесовски... - заумно, с простонародной присказкой отвечает ему ученый. - Сам-то Разин был по рождению, конечно, уже - тамошней, казацкой крови. С Дону. Вольный казак. Да вот только отец-то его был - презренный беглый смерд. И род свой он вел из семьи, что проживала в деревушке под Саранском, сиречь из самого что ни на есть центра Мордовии. И Разин - это вовсе не фамилия, а всего лишь прозвище атамана. И означало оно в тогдашнем русском языке - выходец из эрзян.

 - А не слишком ли ты заумно всё это завернул? - не верит Ломоносову Петр.

 - Ну так вот тебе доказательства истинной правоты моих слов, - бесстрашно ответствует ему академик.- Как ты, царь-надёжа, помнишь, Разин, когда на своих лодьях подплывал к купеческому судну, то кричал своим бандитам: "Э-ге-гей, братва! Сарынь на кичку!" И после этого все они общей толпой бросались на штурм и грабили купца. Но до Разина в русском языке никогда не было слов "сарынь" и "кичка". Не сохранились они и после него. А всё почему?  Да потому, что они до сих пор есть только в эрзянском языке. И «Сарынь на кичку!» — это есть эрзянское выражение «Сырне кочкамс!» — «Золото собрать!».

 - У-у! Вот оно как! - опять изумился Петр.

 - Да. Именно что только так и никак иначе,- подтверждает ученый. А когда бандиты разграбляли купеческий корабль окончательно и взять там было уже нечего, то Разин им приказывал: "Вода!"

 - Что еще за "вода"? При чем тут "вода"?

 - Конечно же, "вода" тут совершенно ни при чем. Разин кричал им опять же по-эрзянски словечко "вАдо", что переводится как "осторожно! Смотрите в оба! Отходим!" Вот такая вот премудрость получается. А всего Разин знал аж девять языков! Надо соглдаситься, умный был! Хоть и разбойник.

По заведенному русскому обычаю великий царь Петр мудро почесал себе от всего только что узнанного затылок, да и поехали они с миром дальше. А Ломоносов царя в пути знай всё развлекает. Рассказывает:

 - А язык у эрзя иногда бывает очень даже смешной. Вот, царь-отец, как ты думаешь, как у них произносится, например, слово «собака»?

 - Понятия не имею, - отвечает Петр. - Ну и как же?

 - Ты не поверишь, но – «киска»!

 - Да ну быть такого не может! - просто опешил царь. - Ведь как-никак в России живем. А не в перевернутой Тарабарщине-какой-нибудь-татарщине! Ведь врешь ты всё, философ!

 - Да нет же, царь-отец! Вот тебе крест – «киска»! - перекрестился Ломоносов.

 - Нет! Врешь! - всё еще не верит ему Петр.- Поди, сам же эту байку и придумал. А вот сейчас я это и проверю! - и кричит кучеру, - А ну, стой!

 Выскочил он наружу, схватил за шиворот первого встречного эрзянского мужика, затряс его, как кутенка, и грозно вопрошает, - а ну, ответствуй, идол деревянный-мужик безымянный-лоб оловянный-нехристь нераскаЯнный и непокаЯнный, КАК у вас на местном вашем мордовском наречии-увечии произносится русское гордое и красивое слово «собака»? Если правду скажешь – рубль подарю. А коли соврешь – до смерти выпороть велю-шкуру спущу-на самый звонкий в моей армии барабан ее пущу! Ну! Отвечай!!!

 Несчастный мужик от страха едва живой... И деревянным языком царю еле лепечет:

 - «Собака» по-нашему – это как ни на есть «киска»...

 Делать нечего, подарил царь Петр ему рубль, вернулся в карету и опять затылок чешет... А Ломоносов знай себе его всё дальше смешит:

 - А ведаешь ли ты, как по-эрзянски «кошка»?

 - Неужели – «собака»? - отшучивается Петр.

- Не поверишь, царь-отец, но опять ты угадал! Только не совсем «собака», но тоже весьма к тому близко – «псака»!

 И опять выскочил царь из кареты, опять хвать первого встречного-поперечного мужика! И давай и у него, как заправский палач-чужая грешная голова вскачь, тоже истинной правды допытываться! И опять вышло так, что Ломоносов вовсе не врал и не шутил. Точно: «кошка» на их варварском древнейшем языке это как есть истинная «псака»!.. Хоть ты тут от злости тресни и на все четыре стороны развались!

 А Михайло всё продолжает:

 - Ягода «малина» у них – это «инзЕй». Отсюда город, где в его лесах и садах растет много сладкой малины, называется Инза. А рябина у них – «пизёл». И город, где растет много этих красивых деревьев, поэтому называется – Пенза. А после того как они помолятся на своих кереметях, они обязательно выпивают пива, сваренного из меда – сладкого, без хмеля. Так вот от слова «кереметь» и возникло наше словечко «кирять» - сиречь напиваться. У них множество и других веселых слов. Например, «лук» по-ихнему - «чурька», а «морковь» - «пурька», «рожь» - «розь», «картошка» - «модамарь», «чечевица» - «чичавка», «цветок» - «цеця»,а «семя» - «видьме».

 - Ну, насчет чичавки и модамарь я ничего сугубо научно и по-царски-государски сказать тебе не могу... И не хочу! - откликается Петр, - а вот по поводу «видьме» - это они рассудили абсолютно верно! Так и мы, русские, тоже говорим: проклятое ведьмино семя!- когда глупых и болтливых баб поминаем!

- Совершенно с вами согласен!-поддакивает ему хитрющий Ломоносов.И продолжает свою лекцию-для всей российской науки нужную протекцию.-Дикий цветок у них это вообще как в юмористической Одессе на еврейском и блатном жаргоне – «дригаретка цеця».Но особенно у эрзя интересны названия птиц.Вот,к примеру,кукушка – это,представь себе,«куков» - почти в точности по-нашему!Или вот соловей:это будет у них – «цёков».Жаворонок – «норовжорч».

- Это верно,-заметил Петр,-жаворонок действительно,когда поет – журчит.Норов свой веселый всем показывает.Самочку к себе подзывает.Ты глянь - как интересно у них всё тут названо-поименовано-правильным смыслом окольцовано!Ну,дальше давай.

- Журавль – «карго»,коршун – «корш»,орел – «вармазей»,ворона – «варака»,то есть попусту варакает.Зато ворон уже – «кренч»,то есть кричит куда как более коротко и солидно!Грач – «варси»,а галка и вовсе – «чавка».Как все равно что «шавка».

 - Или "чавкает" - как холоп за столом!-поддакивает ему Петр.

 - Сокол – «кузьган»,сорока – «сезьган»,сойка – «кальсезьган».А вот скворец - что у нас почтальон:«письмар».Голубь – это уж совсем просто,как у детей: «гулька». Синица – «пустака», гусенок – «люляка», цыпленок – «цыпака», индюк – «курка».

 - Ух ты!Совсем как у немцев!-обрадовался Петр.-Курка...яйка... Правильно,что ль,я говорю,протестант скавронский?-пнул он ногой на полу Малера.

 Но тот в сплошном своем унынии даже уже не отвечал...
 А Ломоносов всё не унимался:

 - Лебедь – «локсей», филин – «булдыгай».

- Эх ты!-восхитился Петр.-Все равно что разбойничья кличка –булдыгай!

- Иволга,-продолжал Ломоносов,-«ожопуло», рябчик – «пуня», сова – «покшпрякорш», чибис – «питерькай», дикий голубь – «тыр пыр», утка крякает – «яксяргозь шваки», стриж – «пизьгат нармунь».

- Ну ничего себе!-еще громче воскликнул царь.-Если захочешь кого крепко обругать – назови его по-эрзянски диким голубком или стрижом и всё будет толково!Прекрасный язык!Мне весьма нравится! Надо будет некоторые его наивесьма примечательные выражения навечно в своей памяти запечатлеть.

- Это еще не всё.Дальше еще интереснее!-подзуживает его Ломоносов.-Вот слушай,царь-батюшка.Болезнь у них – «наркоть»,дупло – «кундо»,местный – «таркан».Может,именно отсюда и пошло наше словечко «таракан»... Муха на их наречии – «карво».

- И тут они тоже правы,-обрадовался Петр.-Муха – это такая карво!Они все - такие курвы,что и слов никаких нет!Ну,давай еще!Учи меня,неуча питерского,родному русскому,сиречь эрзянскому.

-Дождь у них – «пиземе».

- Да,правильно – дождь бьет по земле,-соглашается Петр.

- Поздно – «позда», рано – «рана», июль – «медьков»,то есть сбор меда,а мёд у них – «медь». Сверкать – «зэрни»,очень похоже на «заря». Сверчок – «циркун», синий цвет – «сэн», серебряный – «сиянь».

- И тут тоже в самую в точку!Когда серебро начистишь,оно сияет!

- А вот золотой цвет – это будет уже «зырень».Я думаю,что это от слова «зерно»,-предположил Ломоносов.-Оно – золотое,поэтому и золотой цвет – «зырень».

- Похоже,-согласился Петр.

- Желтый цвет – «ожо», а месяц октябрь – «ожоков»,значит,лист желтеет.Ноябрь – «сундерьков»,а глагол «смеркаться» – «сундерьгадомс».

- Верно,сундерьгадомс означает «ноябрьские гадостные сумерки»,- расшифровал по-своему Петр.-Да тут же почти всё по-нашему!

- Верно,царь-батюшка,очень даже многое.Мыться – «шлемочи»,то есть как бы «шею мочить». Бык – «бука», лягушка – «ватракш», то есть как бы квакша. Блоха – «чичав»,как бы «чавкает», оса – «укска»,это как бы «укусила». Снег идет – «лавось пры».

-Пры...-задумчиво повторил Петр.-Пры...пры...Это похоже как бы «снежинки прыгают»...Романтично...поэтично... И не хуже,чем у французов!Эта простонародная сволочь провинциальная выражается куда изящнее,чем Париж - воткнуть ему в одно место огромный пыж!

- Даже еще лучше!-во всем поддерживает его Ломоносов.-Да и что нам эти хваленые французишки!Кто они по сравнению с нашими древностями?Да никто!Фитюльки показушные европейские.Как свечки тусклые – фью на них!Их и нету – один вонючий дымок от фитилька вверх унесся...Лягушачьи души!А у нас что ни слово – то и находка!Вот взять,скажем,облако –это «пель».

- Хм,пепел по небу плывет – вот и выходит,что «пель»...

- Верно,верно!Как вы тонко,дорогой мой царь-государь,всё подмечаете!-не устает нахваливать Петра Ломоносов.И продолжает:метель – «давол».

- Ну,тут уж совсем по-нашему:когда метель метет,действительно как всё равно что дьявол хвостом машет и воет!Тут,если она,проклятая,тебя в чистом поле застала - лишь бы живым остаться!

- Февраль у них – «даволков».

- «Дьявол» и «волки»... Хм,правильно подметили,черти!-пояснил сам для себя Петр.

- Август – «умарьков».

- И тут правильно:в августе от жары, да от слепней на сенокосе совсем уморишься!

- Названия дней недели у них также сугубо примечательные.Вторник – «вастаньчи».И означает оно - «день мужа и жены».Пятница – «сюкончи»,значит «кланяться»,поминать умерших предков.Суббота – «шлямочи»,то есть «банный день».Воскресенье – «таргочи».

- Значит – «торговать»,-пояснил Петр.

-А поздравляю с Новым годом у них – «от ие марто!»

- Вот тебе в морду!-сделал вывод Петр.-Это когда все на Новый год перепьются,и язык уже лыка не вяжет,тогда косноязычно и поздравляют друг друга «от ие марто»!И кулаком ему в харю!В морду!Ну-у,брат!.. Очень правильный язык!

- «Цифра семь – «сисем».Дороги – «кить», видимо,отсюда и наше русское слово «скитаться»,«скит».А если хочешь спросить «кто?»,то говори «ки?» Спросить «кто это?» - «теть кить?» Что? – «мезе». О чем? – «мезде?» О чем думаешь? – «мезде арсят?» Когда? – «коли?» Сколько? – «зярошка?»

- А ведь опять красиво звучит!-улыбнулся Петр.-Захочешь какого блудливого дворянчика спросить:«сколько у тебя женщин в твоей жизни было?» - скажешь ему:«женщин зярошко?» - и сразу всё всем понятно!..Это будет означать:«сколько женщин ты взъерошил?..» До такого элегантного вопроса даже хваленые поганые парижские французы-жирные проодеколоненные карапузы недокумекали!Куда им,болезным,с их квакающим языком до великого эрзянского!

- Я – это «мон», продолжает рассказывать Ломоносов.-Ты – «тон», он – «сон», мы – «минь», вы – «тынь», они –«сынь», к нам – «миненек», к вам – «тыненек»,ну и дальше в том же духе.Колдун – это «голодун»,типа монаха по-нашему,который всё время постится и будущее предсказывает.А есть слова – ну чистейшие загадки.Например,«до встречи» - это «неемазонок».

- Хм...-задумался Петр,-звучит почти как по-гречески.У Гомера есть рассказ про племя женщин-амазонок.Только какая связь между эрзянами и древними греками?Странно...

- Как раз ничего удивительного,-отвечает Ломоносов.-От единого языка ариев произошли все остальные европейские языки.Так что в своей первооснове эрзянский язык родственен и греческому,и нынешней благородной латыни!Вот еще один показатель этого:масло у эрзя - «ой».

- А у англичан – «ойл»,заметил Петр.-Выходит,что почти одно и тоже...

- Да,-подтвердил Ломоносов.-Такое обилие совпадений случайным быть просто не способно!Далее,вот примечательное словечко:«крот».У эрзя – это «модамаксака»!

- Мадам – макака!-тут же переделал Петр.-Так тестю в яром гневе сварливую тещу способно называть!

- Оцени,царь-государь, – какая древность этимологического корня в сем слове заключена.У нас это несчастное словечко умещается всего-то в один слог – «крот»,а у них – целая поэма: «модамаксака»! И «крапива» у эрзя тоже звучит так,будто бы великую гомеровскую «Илиаду» читаешь - «пиципалакс»! Свою землю они называют «масторава». Я тебе,царь-государь,уже говорил,что «мастор» - это и есть земля,родина.А «ава» - это же одно и то же,что сказать по-латыни «аве Мария» - славься,Богоматерь Мария. Вот и получается,что «масторава» - это «славься родина»!

Царь только молча согласно покивал головой и ничего добавить уже не захотел...

- А вот «свинарник» у них звучит,ну,чисто по-русски – «тувонь гайна»!

- Тут вонь от гайна!..-задумчиво повторил Петр.-А что! Чрезвычайно дипломатично и интеллигентно!Надо будет мне особый тайный указ написать,чтобы это выражение «тувонь гайна» мой министр иностранных дел в своих реляциях и апелляциях чужеродным министрам иностранных дел постоянно в текст включал - пусть эти западные морды свои мозги поломают, мои эрзянские обороты на свои родные тупые языки переводя! И ведь ты глянь - какое богатство языка в самом простом и всеми давно забытом народе! Кто бы мог подумать! Полнейший мой восторг и почтение! Всеобщее вам наше уважение и восхищение! Ну,чем еще сердце мне порадуешь? Что еще такого-сякого красивого у них раскопал?Или это всё?

- Э-э,царь-император,это только самое начало...-пообещал ему Ломоносов.-Все самые –пресамые открытия еще впереди...Вот,скажем,гром – это «ёндол»! А «гром гремит» - это будет «кивчкаи ёндол»!

-Выразительно!-подтвердил Петр.

- И не только выразительно,но и поразительное совпадение!А именно:русские и эрзянские самые «крутые,соленые» слова начинаются на звук «ё».Тут не просто совпадение – тут ЗАКОНОМЕРНОСТЬ! Далее. Змея у них – «гуй»! Огурец – «куяр»! Это тебе ничего такого не напоминает?- многозначительно и игриво посмотрел Ломоносов на Петра.-Тот в ответ только округлил глаза, еще не зная, КАК ему на это отреагировать. А Ломоносов продолжил,-а слово «дырка», ты не поверишь,но – «пизе»!!!

Петр в ответ только растерянно развел руками... А потом надолго расхохотался!

- Да,царь-государь,-подтвердил Ломоносов,когда отсмеялся с ним вместе,-даже ругаемся мы не по-русски,а чисто по-эрзянски. Я и сам до этого был уверен,что самые грязные слова в наш язык принесли монголы в дни своего ига над нами.Но вот что такое – НАУКА! Она позволяет делать невероятные на первый взгляд выводы!А вывод такой: Эрзя – это и есть РОССИЯ! А славяне и прочие народы пришли сюда, когда Расея уже давным-давно здесь стояла и прекрасно процветала!

- Да-а... Хотел бы я тебе возразить, но с ЭТИМ не поспоришь!-согласился Петр.

И вот наконец приехали они все трое в самую что ни на есть матушку Москву.На самом ее краю нашли третью по счету на своем пути Кереметь,которая называлась уже не Атямшкай и не Тумашкай,как предыдущие две до них,а – Лепешкай.И в самом ее центре стояла древняя ольха.

- Ну теперь я уже и сам определю,что «ольха» на эрзянском – это «лепе»,-сказал Петр.

- Правильно!-ответил ему новый,уже третий колдун-голодун-иняти-возати.А вот почему Москва называется Москвой,ты сам,батюшка царь-император, догадаться сможешь?

- Я – нет!-честно и коротко ответил Петр.-А вот своего дурака немца ответить на этот вопрос заставлю!-и обратился к Малеру.-Ну!-приказал ему.-Отвечай,харя прусская-нерусская,– почему Москва называется Москвой? И не ври!А то гляди у меня!-и помахал у него перед носом своей тростью с железным набалдашником,которой он частенько бивал своих уж слишком глупых и подлых чиновников.И некоторым из них даже ломал ею ребра и разбивал в кровь головы!..

- Нет нишефо проще...-заикаясь от страха, еле слышно пролепетал несчастный Малер.-У стешнефа нарота мокши болото опретеляется слофом «моск».Отсюта мешту прошим слофо «промосклый»,то есть сырой,слякотный,кои поготы и наплютаются постоянно ф сей лесной фашей столице,коспотин Петр Перфый.-А слово «лякушка» происносится у них «ватраки».Корни слоф «моск» и «ва» ф сфоем етином нерасрыфном союсе и обрасуют насфание фашей феликой столицы – Москфа!

Ну,тут Петр не удержался и действительно так двинул набалдашником своей трости Малера по боку,что у того и впрямь кости затрещали и он от боли криком изошелся!А царь всё никак не может успокоиться и кричит Малеру:

- Да чтобы я мою прекрасную первую столицу назвал лягушачьим болотом! Ну ни в жисть! Да сделай я это на самом деле,народ в ответ на такое унижение - восстанет!Меня свергнет!И из окон дворца меня вниз на торчащие копья сбросит!И правильно сделает!

А колдун-голодун-иняти-возяти объясняет царю совсем по-другому,как это из святой книги «Веды» следует:

- «Мазы»,царь-государь,в переводе с эрзянского означает «красивый»,а «кува» - «место».А всё вместе и получается «мазы-кува»,то есть «красивое место»,сиречь Москва!

- Прекрасно!-восхитился Петр и даже расцеловал колдуна-голодуна и подарил ему аж целых десять рублей - преогромные по тем временам деньги!-Вот это это хорошо!Вот это распрекрасно!Именно ЭТО толкование мне больше всего и подходит!И всему народу нашему оно зело понравится!

Затем он из простой кареты,на которой проехал по всей древнерусской Эрзя,пересел в карету позолоченную,которая более всего соответствовала его царскому величеству,и торжественно,под гул всенародного ликования,вместе с Ломоносовым въехал в Москву!Там он собрал свой знаменитый Всешутейший и всепьянейший собор,на котором все первые вельможи государства перепились почти до бесчувствия!И в таком состоянии они сорвали с Малера его пышный академический парик с огромными буклями и кафтан с позолоченными пуговицами,натянули на него шутовской сюртук и шапку с колокольчиками,посадили его верхом на свинью,крепко-накрепко привязали к ней вожжами,чтобы он во время тряски с нее не свалился.А потом стеганули эту свинью плетью по заду так,что она с визгом пронесла Малера по всей Красной площади - народу на веселье,немецкой продажной науке на посрамленье!

И тому,кто эту сказку сочинил, царь Петр фунт «спасибо» подарил и целую бочку чернил. А тому, кто сказку выслушал и ей внял, он насыпал злата-серебра целый подвал! Живи-богатей! И не будь ротозей!

2013 год,октябрь