О чудесном раздвоении духовного

Сергей Станиловский
О чудесном раздвоении духовного

Чудесное раздвоение в себе всего духовного исстари было предметом сознания многих стран и народов. Сознание это закреплялось в создании различных мифов и легенд, являющихся отнюдь не плодом фантазии древних, но, скорее, отражением их мироощущения, рисующего общую картину Вселенной. К нам, в частности, из глубокой древности восходит Библейский миф об Адаме и Еве.
Согласно ему, первый человек на земле, Адам, вкусив, по научению своей спутницы Евы, плод с древа познания Дора и зла, был выгнан Богом из Эдема, в котором жил до этого, будучи невинен, и оставаясь поэтому в неведении о том, что есть зло, и что есть добро. После своего изгнания Адам и Ева раздобыли себе фиговые листья, чтобы прикрыться, ибо им стало стыдно, т.к. они вдруг поняли, что они голые.
Миф об Адаме – прекрасная иллюстрация духовного развития каждого из сегодняшних людей, всего человечества, в целом. Мы все, хотим мы этого или не хотим, являемся потомками Адама, унаследовав его сущность, полученную им после грехопадения. Очевидно, что природа Адама, оказавшегося на грешной земле, претерпела трагические изменения. Скорее всего, они были чудовищны, ибо плоть его поразил червь тлена, т.к. до своего изгнания из Рая Адам был бессмертен. Очевидно, перемены сопровождались и другими метаморфозами, связанными с его обликом, мы этого не знаем. Своей судьбой мы теперь (на протяжении всей истории человечества) повторяем его судьбу, т.е. выполняем все требования, которые Бог заповедовал своим непокорным детям – Адаму и Еве: мужчина в поте лица добывает свой хлеб, а женщина рожает в муках. Поэтому, как Адам и Ева, вкусив от древа познания, познали добро и зло, так и сегодня различение добра и зла заложено на определенном этапе в самой природе человеческого мышления.
Должно быть, человек до грехопадения был иной, нежели сейчас, он не имел потребности в познании, а значит, не нуждался и в различении добра и зла, ибо была невинен. Мы не знаем. Но это знаковое событие произошло, и оно дало толчок к появлению рода людского на земле, ибо, только, познав стыд, Адам и Ева смогли родить потомков, и Создатель благословил их на это, велев: «Плодитесь и размножайтесь». До изгнания из Эдема они не могли иметь детей, т.к. не ведали стыда, а значит, и телесного влечения друг к другу. Но мы, потомки Адама, рождаемся, так сказать, с печатью первородного греха на челе, и должны преодолевать свою греховную природу, каковое преодоление невозможно без различения добра и зла. И рождение Христа также являет некий символ духовного возрождения человека: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут», (1кор. 15.22).
Различение двойственности всего сущего есть необходимый момент рассечения духовной человеческой сущности – следствие первородного греха, который человек наследует Адаму, и который он должен искупить через жертву Христу. Если человек не желает этого, то он так и остается, так сказать, «иссеченным», его духовная рана, в силу ее открытости, продолжает быть бесконечным источником непрекращающихся страданий.
Быть вечно невинными, т.е. цельными без видимых усилий, как это было дано поначалу первому человеку, больше - не в природе людей. Жертва Адама Богу во время Эдемского периода его жизни был легка и безболезненна, т.к. человек был безгрешен, и как сам Бог, бессмертен. Ныне наша жертва Богу невозможна без телесных и душевных страданий, ибо мы обременены греховной плотью, как символом первородного греха, который нам необходимо преодолеть. Жизнь неизбежно накладывает на нас обязанности, и человек, увиливающий от их исполнения, будет вечно оказываться в схожих обстоятельствах, от которых он когда-то бежал. Жизнь вновь и вновь будет ставить перед ним задачи, перед которыми он спасовал ранее (причем со все более утяжеляющимися условиями), требующих от него решений, от которых он отказался в прошлом.
Конечно, существовали и существуют люди, столь высокого духовного уровня, что для них уже нет необходимости делать выбор в сторону зла или добра, - это праведники, прославленные церковью после своей телесной смерти, чьи дела всегда благи, т.к. на их духовном уровне зла уже как бы не существует. Но о таких людях мы со своими грешными помыслами рассуждать уже не дерзаем! 
* * *
  Библейский миф о грехопадении можно отнести не только к Адаму и Еве, но и к каждому человеку, в отдельности, и даже - к целым нациям, проходящим в разные временные эпохи последовательные этапы своего духовного становления. Проще всего дело обстоит у диких племен, живущих в природных условиях: жизнь их дика и первобытна, и первые свои навыки они получают буквально сразу после рождения, как только начинают самостоятельно двигаться, и у них появляются первые начатки речи. Как правило, этими навыками, полученными в первые же годы жизни, абориген, имеющий лишь примитивные представления о культуре, не изучающий наук и не умеющий читать и писать, и довольствуется всю оставшуюся жизнь до самой смерти. Это относится ко всем народам, не имеющим того, что мы называем цивилизацией, и находящимся, так сказать, в младенческой поре своего развития. Печально, что эти народы в современных условиях доживают буквально последние дни, т.к. современные развитые державы лишают их территорий, совсем как диких животных, у которых отнимается их ареал обитания, что ведет просто к вымиранию первобытных племен, и развитие аборигенов сегодня на нашей планете грозит закончиться, не начавшись.
Люди племени в свои 60 лет - точь-в-точь такие же в своем духовном развитии, как и в 5. Отличие стариков от детей - в жизненном опыте и приобретённых навыках искусных охотников, но душевно они остаются неразвиты, оставаясь всю свою жизнь примитивными охотниками и собирателями. По сравнению с цивилизованными народами, они ближе к природе, но оставаясь духовно невежественны, исповедуют примитивные языческие культы, оставаясь вне путей Господних, Его учения, заповедовавшего человеку жизнь вечную через очистительную Христианскую жертву, и первородный грех их остается не искуплен.
То же можно сказать и про животных, ибо основное состояние бессловесных тварей – состояние невежества. Дикий зверь не различает добра и зла. Поэтому крокодил или акула – какими бы они кровожадными хищниками ни являлись, они остаются невежественны в отношении добра и зла. И задача человека, которого Бог отличил от животного мира наличием разума, и поставив его над бессловесными тварями, не уподобляться животному миру, утверждая, что добра и зла попросту не существует, но сделать свой выбор, пройдя уготованный ему круг искупления.
Совсем другой путь у человека, родившегося в современном цивилизованном обществе, где ему предстоит усвоить национальные традиции, культуру, религию (в настоящее время ее активно теснит та или иная государственная идеология), историю этого общества и многое, многое другое, - то, что мы называем формированием образованной личности.
Человек только что родившийся, есть еще не то, чем он должен стать. Как писал Апостол Павел: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». В этом оставлении всего младенческого, т.е. в отрицании своего невинного состояния, и таится главная пружина развития человеческой личности. Через отрицание своей невинности, человек познает добро и зло, и это различение и неизбежно делает человека  ответственным за свой выбор, которого и ждет от него Бог, - идти «вратами широкими» или «вратами узкими». При этом, жизнь «ради удовольствий» вовсе не подразумевает, беспечную жизнь без проблем, она может быть связана у человека и с лишениями, важно, что человек питает в своем сердце – стремление к удовольствию или христианский долг перед ближним. Т.е. человек может вести жизнь весьма умеренную, но вызванную не смирением, а «варварски ограниченным кругом потребностей». Такого человека очень легко столкнуть со стези скромного труженика на дорожку головореза и грабителя, стоит лишь внушить ему, что он чего-то недополучил, что кто-то другой (например, буржуй или помещик, или капиталист, или, на худой конец, человек не его крови) всегда отбирал у него то, что принадлежит ему по праву рождения. И тогда он легко делается борцом за права и свободы, т.е. разбойником и головорезом, на каковом механизме построены все революционные перевороты за последнее столетие. Эти механизмы подразумевают масштабное внушение широким массам (благо, современные средства коммуникации это позволяют), что они чем-то обделены, что у них что-то, что принадлежит им по праву, отбирается группами других людей, и вот, готово дело – в стране начинает зреть социальный протест. Это означает, что в массе своей человек не желает переделывать себя, но, скорее, – весь окружающий мир. А его-то греховная природа, зиждущаяся на первородном грехе, родящем, в свою очередь, легион новых, остается без изменения, и человек не исполняет своего назначения – преобразовать себя из ветхозаветного человека в человека, новоявленного в Евангелиях, каковыми были апостолы, какими стали множество мучеников, прославленных Церковью, обновив себя через жертву Христу.