Военное дело в Древней Греции

Константин Рыжов
                1. Общие принципы

Греческое войско состояло  обыкновенно из трех разрядов: тяжеловооруженных гоплитов, легковооруженных и всадников.

Гоплиты носили полное вооружение, пригодное и для нападения и для защиты. Оборонительное оружие, изготовлявшееся из бронзы, включало в себя шлем, латы, наколенники, круглый или овальный щит, закрывавший тело от плеч до колен. Наступательным оружием были: копье, длиной от 2 до 2,3 м, снабженное на конце обоюдоострым наконечником, меч и нож в форме серпа. Общий вес этого оружия достигал 35 кг, но гоплит нес его на себе только во время боя. Во время похода  часть оружия складывалась на колесницы, часть несли рабы (http://www.proza.ru/2015/01/08/1927).

Легковооруженные не имели тяжелых доспехов, т.е. панциря, шлема, поножей и большого щита, и были вооружены только метательным оружием.  По роду оружия они делились на метателей дротиков, лучников и пращников. Критяне считались лучшими лучниками, родосцы и фессалийцы – лучшими пращниками, этолийцы – лучшими метателями дротиков. Кроме них имелись отряды легкой пехоты, так называемых, пелтастов, вооруженных маленькими щитами (пельтами), дротиками (которые были их основным оружием) и короткими мечами. Доспехов они не имели.

Конница играла в греческой армии вспомогательную роль. Как правило, всадники сражались только с всадниками и решались нападать на пехоту лишь в том случае, когда ее ряды были расстроены. Обычным вооружением всадника были меч и длинное копье. Применялся также кривой меч – сабля.

Ударную силу греческой армии в описываемую эпоху составляла фаланга гоплитов. Она строилась обычно в 8 шеренг в глубину. Дистанция между шеренгами на ходу была 2 м, при атаке – 1 м, при отражении атаки - 0,5 м. Конница обыкновенно выстраивалась на флангах. Положение легкой пехоты не было точно определенным (она могла помещаться перед строем фаланги, на флангах, позади нее, а также вперемежку с гоплитами; все зависело от ситуации).

                2. Шлем

Различали два вида шлема: коринфский (закрывающие лицо) и аттический (оставлявший лицо открытым). Коринфские шлемы  в свою очередь существовали в двух видах. Один из них закрывает все лицо, другой – только две щеки (http://www.proza.ru/2015/01/08/1951).

Шлем состоял из собственно шлема (шапки) – кроноса, к которому крепились налобник, нащечники и подзатыльник. Нашлемный гребень (конос),  дугообразно опускавшийся назад до самой шеи, украшали султаном из конских волос. Шлем поддерживался подбородником (охевс) из крепкого ремня. Нащечники поднимались вверх. Они были упругими, так что шлем можно было натянуть на голову, и при этом нащечники плотно прилегали к лицу. Таким образом шлем легко сдвигался на макушку, продолжая надежно сидеть на голове. Именно так носили его гоплиты вне поля боя. Все металлические шлемы для защиты от контузии имели подшлемники. Их приклеивали изнутри.

                3. Панцирь

Существовало несколько видов панцирей.

 1) Колоковидный панцирь, состоящий из двух цельнометаллических частей для спины и для груди (http://www.proza.ru/2015/01/08/1979). Обе половинки панциря соединялись с правой стороны крючками, а внизу опоясывались поясом. Из-под панциря спускался запон из кожи или войлока, к нему прикреплялись металлические пластины, наложенные одна на другую.

2) Чешуйчатый панцирь. Представлял собой кожаную рубаху, поверх которой были прикреплены металлические (бронзовые) пластинки или металлические чешуйки.  На бедрах панцирь охватывал кожаный ремень (ксостер) с бляхами. Для защиты нижней части туловища к внутренней стороне пояса прикреплялась т.н. ксама. Она напоминала фартук, состоящий из металлических полос, прикрепленных к гибкой кожаной или войлочной подкладке.

3) Льняной панцирь. Он изготавливался из нескольких слоев ткани, склеенной так, чтобы получилось что-то вроде толстой рубашки, примерно в 0,5 см толщиной. Панцирь доходил до бедер. Ниже пояса имелись разрезы, чтобы дать воину возможность наклоняться. Изнутри прикреплялся второй слой, тоже разрезанный на полоски – птериги, закрывавший разрез в верхнем слое. По фигуре панцирь не подгонялся – его просто обматывали вокруг туловища и скрепляли на левой стороне. П-образный фрагмент, прикрепленный к спине, притягивался вперед для защиты плеч (http://www.proza.ru/2015/01/08/1994). Если их отстегнуть, эти жесткие лямки сами возвращались назад и торчали из-за плеч. Панцирь усиливали чешуйками или пластинками.

                4. Поножи

Закрывали голень от лодыжек до колен, защищали они и само колено. Изготавливались из бронзы. Чтобы поножи не давили на ноги, их внутреннюю сторону делали из кожи или другого мягкого материала. Часто они были богато украшены и воспроизводили форму мышц ноги. Поножи одевали слегка разогнутыми, а затем зажимали по ноге и сзади на икрах скрепляли особыми пряжками.

                5. Щит

Различали беотийский и аргивский  щиты. Беотийский имел овальную форму, с полукруглыми выемками по обеим сторонам, что позволяло держать копье обоими руками.  Аргосский щит был круглый, диаметром около  1 м.

Щиты обыкновенно изготовляли из дерева. С внутренней стороны их обтягивали воловьей кожей, а с внешней покрывали металлом (некоторые щиты полностью  закрывались бронзовым листом, другие имели только бронзовую кромку). Известно что греки весьма тщательно заботились о чистоте и блеске оружия вообще и щитов в частности. Вследствие чего последние покрывались чехлами. Внешняя сторона щита обыкновенно украшалась резьбой или живописью. На лакедемонских щитах была буква Л, на афинских – сова.

Наружная сторона щита делалась выпуклой и имела в центе т.н. пуп (амфалос). Щит носили на перевязи (теламон), перекинутой через плечо. На его внутренней стороне укреплялась скобка (канонес), через которую просовывалась рука, так чтобы щит оказался на предплечье. Собственно ручка представляла собой ремень, закрепленный рядом с краем. Воин держался за нее, чтобы не дать щиту сползти с предплечья. Сильный изгиб  левой деревянной части удобно подходил к левому плечу и позволял переместить на него значительную часть веса.

Изготавливался щит следующим образом. Сначала из каких-нибудь твердых пород, например, дуба, делали деревянную основу щита. Затем к его внутренней стороне прикреплялись все необходимые детали (скобка и ручка), а гвозди, которые выходили на внешнюю сторону щита, отгибали и вбивали в дерево. Потом щит покрывался с наружной стороны бронзой или несколькими слоями бычьей кожи. По краю щита крепилась  украшенная орнаментом бронзовая кромка. Внутри щит выстилался тонкой кожей. Деревянная основа щита имела в середине толщину всего 0,5 см, и потому здесь закладывали дополнительную усиливающую пластину. По краю щита под бронзовую кромку загонялись деревянные плашки.

                6. Меч

 Греки использовали короткий (около полуметра), прямой, обоюдоострый меч, которым можно было рубить и колоть. Он был снабжен эфесом с маленькой поперечной пластинкой (щечкой). Носили меч у левого бедра в ножнах, висевших на перевязи, перекинутой через плечо (http://www.proza.ru/2015/01/08/2028).

Впрочем, в зависимости от места изготовления меч мог меняться. Так у лаконского меча (махеры) острая сторона клинка была слегка вогнута, а тупая сторона делалась широкой и прямой. Таки мечом можно было рубить, но  не колоть (http://www.proza.ru/2015/01/08/2058 ).

                7. Копье

У большей части греческих копий острие было плоское, но употреблялись трех- и четырехгранные. Копье состояло из гладкого древка, чаще всего ясеневого, и острия, насаженного своим трубчатым концом (авлосом)  на верхний конец древка, а затем прикрепленного особым кольцом (поркесом). Копья гоплитов были длиной около 2,4 м. Их острие было длиной около 14 см. С обратной стороны копье имело подток (чтобы втыкать его в землю).

                8. Дротик

Дротик имел длину около 1,5 м. К середине древка крепился ремень (анкила). При броске воин накручивал сложенный вдвое ремень на дротик и с размаху бросал его, продев два пальца правой руки в оставшуюся петлю ремня. Таким образом можно было поражать противника с расстояния 20-60 м.

                9. Лук

Греческий лук состоял из двух гибких дуг (пехеес), соединенных перекладиной (рукоятием).  Тетиву изготовляли из высушенных говяжьих кишок. Стрела делалась из тростника или легкого дерева. Она была длиной около 60 см и на конце, прилегающем к тетиве, имела выемку (глифис). Для регулирования полета ее снабжали оперением, а на металлическом острие, которое имело длину от 5 см до 7,5 см, делали зазубрины. Воин носил стрелы на левом плече или на левом боку в колчане, который обычно закрывался крышкой. В колчан входило 12 – 20 стрел. Лук или привязывали к колчану или носили в самом колчане вместе со стрелами. Стрела поражала на дистанции 100 – 200 м.

                10. Пелта

 Щит пелтастов имел диаметр около 60 см. Изготавливался он из дерева или сплетался из ивовых прутьев, а затем обтягивался козьей или овечьей кожей. В отличие от щита гоплита, пелта не имела металлической кромки и была снабжена только одной ручкой в центре. Имелся также ремень для переноски.

                11. Колесница

Колесница стояла на двух колесах около 75 см в диаметре, которые надевались на ось около 2 м длины. На оси лежал кузов шириной около 1,5 м, а от оси вперед шло дышло. Колесо имело по 8 спиц, а на окружности металлический обод. Кузов состоял из дощатого дна и перил. Перила спереди и с боков доходили до колен стоящего. Задняя часть оставалась открытой.   К переднему концу дышла присоединялось ярмо, состоящее из двух дуг, соединенных перекладиной. Эти дуги огибали шеи коней и фиксировались при помощи крепких ремней, обхватывающих их грудь.

                12. Триера

Основным типом боевого корабля в Древней Греции была триера (http://www.proza.ru/2011/05/21/256), оснащенная спереди мощным тараном. Длина ее составляла 40-50 м, при ширине 5-7 м. В походе при попутном ветре триера могла идти под парусом. Большая мачта несла два паруса, называемые большими; к малой мачте также прикреплялось два паруса, называвшиеся акатиями; большие паруса снимали перед боем, чтобы они не затрудняли маневрирование судов, и оставляли на берегу. На каждой триере было 174 гребца и два десятка матросов, в ведении которых находились паруса и мачты. И те и другие набирались обыкновенно среди метэков и самых бедных граждан. Гребцами командовал келевст. Главной его обязанностью было управлять греблей при помощи флейтиста, намечавшего такт. Кроме того, келевст раздавал съестные припасы и наблюдал за поддержанием дисциплины. Капитан корабля именовался триерархом. По обычаю, на триеру брали также около десятка гоплитов, которые использовались в морских сражениях и при высадке десанта.

                13. Воинские упражнения

Военная подготовка юношей включала в себя упражнения с чучелом, против которого выступали с дубиной и плетеным щитом. Новобранец старался то поразить его в голову и лицо, то грозил его бокам, то наносил удар по голени; отступал, подскакивал и бросался на чучело как на настоящего врага.  При этих предварительных упражнениях особенное внимание обращалось всегда на то, чтобы новобранец, стремясь нанести рану, не открывал ни одной части своего тела и не подставлял его для удара.

В чучело так же бросали учебные копья, более тяжелые, чем настоящие. Учащий внимательно наблюдал, чтобы копье было брошено с большой силой, чтобы, наметив себе цель, новобранец попал своим копьем или в чучело или, по крайней мере, рядом с ним. Благодаря этому упражнению возрастала сила руки, и приобретался навык в бросании копий. Эфебов учили прыгать и наносить удары, в три приема подниматься на щит и вновь за ним скрываться, то стремительно выбегать, то отскакивать назад.
В обращении с копьем все движения воинов доводились до автоматизма. Эфебов учили брать копье на правое плечо при начале маршевого движения, поднимать во время боя для удара, склонять для атаки, опускать к правой ноге при остановке.

По команде «Вольно»  гоплит опускал щит на землю и прислонял его к ноге; копье также опускалось на землю. По команде  «Смирно»  гоплит поднимал щит и копье, чуть наклоняя его вперед. По команде «Коли снизу»  оружие держали параллельно земле на уровне бедра - так гоплиты шли в атаку. По команде «Коли сверху» (непосредственно перед атакой) копье поднимали над правым плечом и били вниз сквозь узкую щель между верхними сторонами собственного щита и щита соседа справа. Подъем копья вверх и перемена хвата – сложное движение, когда находишься в плотном строю; оно отрабатывалось особенно тщательно.

Помимо меча и копья эфебов заставляли упражняться с деревянными луками и стрелами. Искусные наставники учили как умело держать лук, как сильно натягивать, чтобы левая рука оставалась неподвижной, чтобы правая как следует отводилась, чтобы сосредоточить одинаково и взор и внимание на том, что должно поразить.
Для того чтобы обучить искусству вскакивания на коня, ставились деревянные кони («кобылы»), зимой – под крышей, летом – на поле; на них вскакивали сначала невооруженные, а потом и в вооружении. Учили вскакивать и соскакивать не только с правой, но также и с левой стороны.

Выносливость эфебы вырабатывали во время трудных походов, когда приходилось скорым шагом нести продовольствие и оружие.  Часть пути совершали бегом. Эти учения проводились не только на ровном месте, но и в местности с крутыми подъемами и спусками.

                14. Строевая подготовка

 Успех в битве во многом зависел от умения воинов  сохранять в боевом строю построение рядов и умения в любых обстоятельствах не нарушать дистанцию (не сбиваться в толпу и не растягивать рядов).  Все это достигалось упорной строевой подготовкой.  Юношей выводили в поле и, согласно порядку, ставили в ряды так, чтобы вначале строй был ординарным. Строго следили за тем, чтобы в строю не было никаких изгибов и закруглений, чтобы каждый воин стоял от воина на равном и установленном расстоянии. Затем юношей учили сдваивать ряды и сохранять во время движения тот ряд, в котором их поставили. 

                15. Сигналы

В греческой армии было установлено три вида сигналов: словесные, звуковые и немые. Словесные произносились голосом; в караулах и сражениях они служили паролем, например: «победа», «слава оружия», «доблесть», «с нами бог». Эти пароли каждый день менялись, чтобы враги не успели их узнать. Звуковые сигналы  подавались трубачом, горнистом или на рожке. По звукам этих инструментов войско узнавало, нужно ли стоять на месте, или двигаться вперед; отступать, дальше преследуя бегущих врагов, или бить отбой и т.п. Немыми сигналами служили значки. В бою они указывали направление, которому необходимо следовать.

                16. Наставление всадникам

Среди сочинений Ксенофонта сохранился любопытный трактат «О коннице», собравший в себе разнообразные наставления греческим всадникам. Прежде всего, они касались покупки лошади. Выбирая коня, всадник должен первым делом осмотреть его ноги.   Кость выше копыта и ниже маслока не должна быть прямая, как у козы, и не должна быть очень низка; в последнем случае маслок теряет волосы, и на нем являются нарывы. Бедренные кости должны быть толстые, но полнота не должна зависеть от жил или от мяса, в противном случае во время езды по твердой земле  они будут наполняться кровью, а кровеносные сосуды растягиваться.

У коня должны быть толстые плечи и широкая грудь. Шея должна быть не как у кабана – внизу, но как у петуха – прямо вверх до темени и узкая в изгибе; голова – костистая с маленькими и узкими челюстями. Нужно осмотреть обе челюсти, твердые они или мягкие. Глаза лучше выпуклые, чем впалые. Широко раскрытые ноздри лучше сжатых - они дают лучшую возможность дышать. Высокий лоб с челкой и маленькие уши делают голову красивее, а высокий загривок дает большую усидчивость. Двойной хребет мягче для сидения. Немного удлиненные и вдоль живота изгибающиеся бока не только лучше для сидения, но дают коню больше силы. Бедра чем шире и чем короче, тем легче лошадь наперед и тем легче осаживается. Зад должен быть широкий и мясистый, в соответствии с бедрами и грудью, а если он слишком жесткий, то это дает больше легкости для бега и больше скорости.  Для определения возраста коня осматривают зубы.  Выбирать следует только таких коней, которые имеют добрые знаки - небольшие черные углубления, являющиеся на меняющихся зубах лошади после 4-х лет и исчезающие после 9.

Для испытания коня нужно накинуть и снять узду, чтобы узнать, как он ее принимает. Нужно испытать, как он держит всадника, как разгоняется до галопа, как скоро останавливается и опять бежит,  как он прыгает через ров, перескакивает невысокие стены, всходит на вершину, спускается вниз, ездит по крутизнам.

Отдельная тема трактата – содержание лошади. Стойло Ксенофонт советовал устраивать в таком месте, где лошадь чаще может видеть хозяина. Стойло мокрое и гладкое вредит копытам. Следует сделать его покатым и засыпать камнями. Такое стойло укрепляет копыта стоящей лошади. Конюх должен выводить коня, когда чистит, а после обеденной пищи отвязывать от яслей, чтобы он охотнее шел к вечерней.
Привязывая лошадь не надо завязывать недоуздок там, где кладется головная упряжь, потому что лошадь часто чешет голову об ясли, и если недоуздок не лежит на ушах, могут образоваться раны. Каждый день следует выносить навоз и солому. Если ведут невзнузданную лошадь, следует одевать намордник.

Чистку надо начинать с головы и гривы. Тело чистят сперва против шерсти, затем по шерсти, но до спины нельзя касаться никаким инструментом, а тереть и разглаживать руками по шерсти. Голову нужно чистить только водой, а не скребницей, потому что  можно причинить боль. Мыть голени не следует, это вредит копытам. Не особенно надо чистить под животом. Не следует подходить при чистке спереди или сзади, но лучше сбоку. Набрасывая узду, нужно подходить с левой стороны; уздечку нужно накинуть на голову на загривок; челку держать правой рукой, а удила поднести левой. Когда лошадь приняла, подкладывают подшейник.

Садиться на лошадь нужно так: левой рукой взяться за положенную на челюсть или переносицу привязь; правой взяться за повод на загривке вместе с гривою, чтобы таким образом не рвануть уздой за морду; левой рукой подпирать тело, а правой - поднимать. Нельзя сгибать колено или класть его на спину лошади; нужно перекинуть ногу на правую сторону, а затем класть на лошадь ягодицы. Впрочем, нужно уметь вскакивать и с правой стороны. Тогда руки меняются. Если лошадь не оседлана, нельзя сидеть на ней как  на скамейке. Нужно сидеть прямо, как будто стоишь, расставив ноги. Трогаются шагом, затем переходят на рысь.

Цивилизация и культура Древней Греции http://www.proza.ru/2012/06/14/273